Кто владеет информацией,
владеет миром

Христа распяли по 282-й статье

Опубликовано 19.04.2009 автором в разделе комментариев 105

Христа распяли по 282-й статье

Как ни относись к церкви, православию и христианству в целом, а главным событием сегодня, конечно, является Пасха. Как писал диссидентствующий поэт: "Сегодня яйца с треском разбиваются, и душу радуя, звонят колокола, и пролетарии всех стран соединяются вокруг пасхального стола!..." Уж куда как далек был Юз Алешковский от православия и церковной жизни...

Вот и Геннадий Андреевич Зюганов выступил с пасхальным поздравлением: "Для всех нас, русских людей, поколения которых прожили жизнь под великой сенью православной цивилизации, светлый день Пасхи Христовой был, есть и на века останется праздником надежды и радости, торжества веры в то, что правда, добро и справедливость с неизбежностью восторжествуют".

Ну, раз уж лидер коммунистов-обновленцев выступает теперь с пасхальной проповедью, то уж "неотроцкистам", как говорится, сам бог велел.

Давайте зададимся вопросом: а за что распяли Христа?

Формальная причина известна: его обвинили в "богохульстве", но в Римской империи того периода процветала веротерпимость, и для римлян было придумано обвинение в том, что-де Иисус присвоил себе царские полномочия. Не случайно по легенде над его головой на кресте римляне прикрепили вполне издевательскую табличку "Иисус Назорей, царь иудейский".

Однако веротерпимостью отличались не только римляне - в самой Иудее вполне мирно сосуществовало множество различных сект и различных толкований, все они относительно спокойно уживались, и появление еще одной секты никак не могло нарушить этого равновесия, если бы не выбивалось из общего ряда. Чем выбивалось?

Безусловно, Иисус стал бельмом на глазу тогдашних духовных и светских властей своим нонконформизмом, "потрясанием основ" - не случайно его непосредственный предшественник, Иоанн Креститель, Предтеча также стал жертвой репрессий. Правда, механизм там был другим - Иоанн был казнен на территории Израильского царства, где Ирод имел право казнить и миловать самостоятельно, а в Иудее, непосредственно управлявшейся римским прокуратором, местное самоуправление правом выносить смертные приговоры не обладало.Из-за чего и пострадал, собственно, римский всадник из рода Понтиев, даже имя которого было стерто в истории - хотя казалось бы, какая разница, как его звали - Марком или Луцием. У римлян было очень мало имен.

Как раз в этом момент, когда я размышлял, как квалифицировать деяния Христа в более-менее современном круге понятий, позвонил Михаил Делягин, председатель редакционного совета ФОРУМа.мск и разрешил мои сомнения в пользу экстремизма. Именно это, по существу, неюридическое, размытое и неопределяемое понятие столь же легко приложимо к действиям и словам Иисуса, как и к делам современных молодых людей, по существу, ни за что, - за слова и мысли попадающих на скамью подсудимых.

Вчера супруга направилась в близлежащую часовню освятить куличи и яйца на Пасху (теперь мода такая), и обнаружила, что по распоряжению нового партриарха свечи теперь продаются не в храме, а на улице, возле. Вот, собственно, наглядный пример фарисейства, в котором упрекал Иисус тогдашних иудейских иерархов, даже внешне почти не отличающихся от иерархов РПЦ сегодняшних: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды". Мф.23.25

Первый "грех" Иисуса перед фарисеями, конечно, изгнание торгующих из Иерусалимского храма. То есть покушение на "самое святое" - на храмовый бизнес. Кроме того - требование Иисуса отказаться не от какой-то собственности, а от всей полностью, от всего имущества, которое требовалось раздать бедным и идти за Учителем. Геннадий Андреевич, начитавшись неотроцкиста Баранова, с некоторых пор тоже стал связывать учение Христа с коммунизмом через греческий корень "коммунис" - общественный. Однако, как и перед фарисеями, форма полностью затмила перед "красным первосвященником" содержание - борьба борьбой, а особнячок-то на территории дома отдыха Администрации президента, да еще и приватизированный по льготной схеме. Какой уж там "последний и решительный бой"?

Суть "греха" Иисуса перед Синедрионом - это противоречие содержания и формы. Традиционный иудаизм подробно расписывает, что должен, а чего не должен делать правоверный иудей, чтобы оставаться праведным. Количество предписаний и ограничений помещает искренне верующего иудея в клетку из табу и ритуалов, суть которых не всегда понимается, зато форма должна соблюдаться исключительно точно.

Иисус, утверждая при этом, что пришел не нарушить Закон, а исполнить, сводит всю сложную систему взаимоотношений человека с богом к двум простым формулам: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Мф.22.37-40

Естественно, при таком простом подходе ставится под вопрос необходимость толкователя - между человеком и богом не остается никого и ничего, кроме совести.

Таким образом, Иисус подрывал основы не только прямого торгового храмового бизнеса, но и посреднического бизнеса фарисеев между верующими и законом. Такого по понятиям не прощают.

Одной из основных, базисных черт нонконформизма Иисуса, его "экстремизма", выражаясь языком современности, и явилось стержневое событие Евангелий - Тайная вечеря, ставшая прообразом главного таинства христианской веры - Святого Причастия.

В чем суть его? Христос фактически вынуждает своих учеников принять участие в символическом поедании тела и крови своего учителя и бога. Современные христиане воспринимают это как обряд причастия, чисто по-фарисейски не вдумываясь в то, что хотел сказать Иисус, в первую очередь своим ученикам.

Дело в том, что в то очень древнее время одним из основных табу были табу на пищу, и в первую очередь - на поедание себе подобных. Людоедство, почти совсем немыслимое в современную эпоху, когда даже почистить живую рыбу кажется совершенно невозможным делом большому числу горожан, было еще очень живо в примитивных человеческих сообществах, с которыми обитатели просвещенной части мира соприкасались непосредственно. Я не стану напоминать, что еще в конце 18 века некоторых миссионеров так-таки и съедали "благородные индейцы" в Америке. А в 1-м веке стать жертвой людоедов можно было и на границе Империи. Это не говоря о том, что классическая "Одиссея", которую учили наизусть во всех греческих школах (а Иудея была наполовину заселена греками), содержала и рассказы о том, как Одиссей и его команда неоднократно рисковали стать жертвами людоедов - от мифических циклопов до вполне реальных обитателей бухты Симболо, которую сейчас принято ассоциировать с Балаклавской бухтой.

Для обитателя античного мира отказ от людоедства и был одним из признаков сопричастности к цивилизованному миру. А людоедство - первейшим признаком варварства. И все это было, повторюсь, исторически и географически очень близко. И риск для античного человека закончить жизнь в желудке ближнего был вполне реален.

Что Христос дает понять своим требованием ("Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая".Мк, 14.22-24)?

Только одно - больше нет табу, эпоха табуирования закончена. Нонконформизм Иисуса - абсолютен, как абсолютен и его отказ от собственности - не собственности на рабов, что ознаменовало эпоху крушения рабства; не собственности на крепостных, что значило конец эпохи феодализма; не собственности на средства производства, что было смыслом социалистической революции. Иисус требует полного отказа от любой собственности, он требует любить даже врагов, что само собой исключает и всякую эксплуатацию человека человеком - нельзя же любить и одновременно обкрадывать?

Однако двухтысячелетняя история христианства показывает нам, как фарисейство смогло ассимилировать нонконформизм Христа и даже приватизировать его отказ от всякой собственности. Приватизационный конфликт вылился в религиозные войны средневековья, а абсолютный гуманизм - в сражения за обладание частями тел расчлененных трупов святых. Сегодня наследство Иисуса пытаются приватизировать все - от "православных предпринимателей", что есть абсурд, до "красных фарисеев", пытающихся смягчить революционную теорию Ленина присовокуплением к ней православной традиции - забывая о том, кто сказал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его". Мф.10.34-36

И власть имущие до сих пор не понимают, какой заряд протеста и революционности несет в себе учение Иисуса Христа. Иначе давно бы запретили его, объявив экстремистским.

 



Рейтинг:   4.72,  Голосов: 29
Поделиться
Всего комментариев к статье: 105
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
DSP007 написал 19.04.2009 16:40
Аффтору -респект.
Иисуса распяли - за мятеж? (юридический взгляд)
Евгений Ихлов написал 19.04.2009 16:14
Статья коллеги Баранова - замечательная. Одно но - Иисус евангельский никогда не был революционером (в отличие от своего исторического прообраза). "Нет власти не от Б-га" (галилейский раввин Иешу в своих респонсах выражался именно так) и "начальник не зря носит свой меч [в смысле - он блюдет закон и порядок]" - это одни из лучших в мировой культуре антиреволюционные призывы, причем произнесенные в грозовой предреволюционной атмосфере. Иисус остановил своих учеников (в нынешнем Дагестане сказали бы "ваххабистов") в их попытках оказать вооруженное сопротивление и даже излечил раненого в схвате (боестолкновении) храмового раба Малха.
Как реальный участник пародии на суд Синедриона (был защитником по делу о выставке "Острожно, религия!" - об этом мой сериал "Хроники Второго обезьяннего процесса"), позволю указать на странности суда над Иисусом. Ему вменяют немыслимое святотатство - провозгласил себя Б-гом (у нас за это Грабовому дали 11 лет). Ему не вменяют значительно более легко доказываемого преступления - создания незаконного вооруженного (два меча!)формирования и попытка мятежа (въезд на белом осле в Иершалаим) - это публичное провозглашение себя Машшиахом - Царем-освободителем. Эквивалент - во главе 100-тысячного "марша несогласных" войти на Красную площадь и присягнуть на конституции. Иисуса судят одного (остальных мятежников - вооруженных!!! - выпускают из зоны спеоперации, даже не берут ни одного для допроса. Иисуса Синедрион судит ночью (что недопустимо) и на основании показаний одного свидетеля (что невозможно для Синедриона - там были и сторонники Иисуса и такого наглого нарушения уголовно-процессуальных норм судопроизводства они не стерпели бы). Зачем судить в канун Песах, в городе переполненном экзальтированными паломниками со всего света, популярного проповедника. Да еще таскать его, окровавленного, - по переполненным бурлящем улицам - под конвоем от Храма к резиденции прокуратора, оттуда - к резиденции царя Ирода (Герода) и обратно - к Пилату. Это - что, провокация мятежа? Так ведь с Пилата строго спросят за мятеж. При Тиверии - восточное направление политики - главное, там Восток любят, но ценят тех наместиков, что обеспечивают покой. Ну, взяли, за попытку мятежа (доказанную - есть оружие), подержали полгода в зиндане, допросили. Потом - без шума и пыли - казнили.
Для Петровича - Варавва (Сын Отца по-арамейски) - был не уголовный элемент, а мятежник, оказавший вооруженное сопротивление, гайдук в привычных терминах. Иначе бы его столь торжественно не казнили. Естественно, что на кресте, мятежник попросил благословения у казнимого рядом мятежного раввина. Ну, представьте, кадыровский спецназ расстреливает боевика и измученного пытками "независимого" муллу - что им, перед смертью - препираться по богословским вопросам? И, естественно, мулла скажет партизану:"сегодня ты будешь со мною в раю".
Частное мнение об иудо-христианстве
from xSS написал 19.04.2009 15:51
АБ: какой заряд протеста и революционности несет в себе учение Иисуса Христа
--
Особенно заклинания
"господе помилуй, господе помилуй, господе помилуй",
""Сыны Исраиля, вы богу поклоняйтесь, и моему и вашему Владыке!"
сублимирует на Геволюционную борьбу
К Истине можно приближаться с разных сторон...
Sergo написал 19.04.2009 15:49
Я слабый спец в поповских вопросах и даже не знаю какие и когда православные праздники отмечаются. Любая религия антинаучна и реакционна по определению. Тем не менее, в истоках христианства, действительно, можно усмотреть некие этические верные посылы, вроде: "нет эллина, нет иудея", "корень всех зол есть сребролюбие", "Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними" (Матф. VII, 12) и т. д.
Игумен Филарет писал: "История церкви апостольских времен говорит нам о том, что в те времена в ней также был свой христианский коммунизм, когда у верующих было все общее, как говорит книга Деяний Апостольских. Да и теперь этот христианский коммунизм существует в виде общежительного монашества, которое считается лучшей формой для христианской аскетической жизни. Таким образом, общение имущества с христианской точки зрения не только приемлемо. Нет, более того: это светлый, идеально-высокий тип христианских взаимоотношений, примеры которого и были и существуют в жизни православной Церкви."
А вот что тот же Филарет писал о труде:
"Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Он был заповедан Богом согрешившему человеку еще в раю: "В поте лица твоего будешь есть хлеб твой". Поэтому, трудиться должен каждый из нас.
В 1-м послании к Солунянам ап. Павел о необходимости труда писал так: "Умоляем вас, братие, делать свое дело и работать собственными руками, как мы заповедали вам". А во 2-м послании он резко отзывается о тех, которые поступают бесчинно и "суетятся" - и точно формулирует свой призыв к труду: "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (эти слова также украдены коммунистами, выдающими их за продукт собственного творчества). При этом необходимо отметить еще то, что христианство никогда не разделяет труда на работу "белую" и "черную". Такое разделение часто принималось до последних лет в современном обществе, причем к "черной работе" (по преимуществу - физическому труду) относились пренебрежительно. Христианство же требует от человека только того, чтобы труд его был честен и приносил соответствующую пользу. И с этой христианской точки зрения, человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчиненных, если последний исполняет свои обязанности по-христиански добросовестно. При этом всякий знает на личном опыте, какое отрадное удовлетворение чувствует тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остается на душе после времени, проведенного пусто и бессмысленно..."
Это мнение представителя ортодоксальной православной церкви.
Споры о том, "кто у кого украл", неуместны. Истина единственна и может исходить из разных источников. Она может быть и продуктом духовного озарения в частности, а не только научного поиска. Конечно, только в том случае если есть действительный поиск истины, а не преследование своего корыстного интереса...
Но что-то я не слышу ничего подобного от нынешних церковных иерархов. Не проклинают церковники с амвонов режим воров и государственных преступников, не осуждают номенклатурную "приватизацию", не клеймят гневно реабилитирование гитлеровских пособников. Ну, а вынос церковных лавок за пределы храмов, действительно, - чистой воды фарисейство.
(без названия)
Петрович написал 19.04.2009 14:50
В чем главный смысл изложенной статьи - до конца не разобрался, придется еще разок перечитать. Одно несомненно - зовут к топору. К мечу, т.е. И хочется сразу откреститься, но одна мысль не дает покоя. Первым человеком, ведь как ни крути, попавшим в рай, был разбойник! Тот, что будучи распинаем одновременно со Христом, признал в нем Сына Божия.
Да, дела... Но о чем бы ни была статья, Анатолий как всегда (без иронии) демонстрирует талант публициста.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss