"Выйдя из мечети после дневной молитвы, чеченский президент - коренастый мужчина с бычьей шеей - с пугающим хладнокровием объяснял, почему семь молодых женщин, убитых выстрелом в голову, заслужили такую участь, пишет "The Washington Times" (перевод ИноСМИ). По словам Рамзана Кадырова эти женщины - их тела были брошены у дороги - вели себя 'аморально', и родственники справедливо покарали их, защищая честь семьи. "Если женщина гуляет, если мужчина с ней гуляет, то их обоих убивают", - заявил Кадыров, беседуя с журналистами в столице этой северокавказской республики.
"Никто не вправе запретить нам быть мусульманами, - заявил Кадыров журналистам, мотивируя свое отношение к убийству женщин. - Если кто-то скажет, что я не должен быть мусульманином, он станет моим врагом".
Накануне 8 марта событие выглядит угрожающе, тем более, что, похоже, Рамзан Кадыров не просто одобряет убийство женщин без суда, но и вообще напрямую связывает право быть мусульманином с правом убивать людей по своему усмотрению. Подобная трактовка ислама, вероятно, требовала бы комментария духовных авторитетов и богословов, но они пока что не высказлись - видимо, каждый примеривает на себя подобную трактовку ислама как права убивать. Любопытно и то, что реакции прокуратуры тоже не наблюдается.
Разумеется, никто не в праве запретить кому-то быть мусульманином, но хотелось бы ясности - что значит "быть мусульманином"? Вполне вероятно, что среди считающих себя мусульманами на этот счет имеются разночтения, которые могут очень дорого обойтись окружающим.
По большому счету, быть мусульманином и при этом не совершать действий, плохо сочетающихся с нормами УК РФ и социо-культурными традициями российского общества - можно. Это доказывает многовековое существование сугубо мусульманских общин в России, причем не только в традиционных регионах расселения, но и среди, скажем, древней диаспоры татар в Москве, Касимове, Ярославской области, Киеве и т.д. В таких сугубо мусульманских странах как Турция или Египет, и даже Косово и Босния и Герцеговина сейчас по поводу инцидента с расстрелянными чеченками полиция и прокуратура уже "рыли бы землю" и никакие ссылки на традиции не помогли бы. Или там какие-то "неправильные мусульмане"?
Да и что касается самих чеченцев, которых никак не меньше живет за пределами Чечни (по России, в Турции, Чехии, Эмиратах и т.д.), чем в родных краях, что-то в массе своей не наблюдается стремления жить по законам, отличающимся от общепринятых. Так что дело, видимо, не в исламе и не в чеченцах. Дело в той обстановке, которая сложилась в самой Чеченской республике после двух войн - они хотят жить так, как хотят. По законам шариата в том числе.
И вот тут возникает вопрос - а хотим ли мы, остальные граждане РФ, чтобы на территории, формально находящейся под юрисдикцией России, люди, также являющиеся полноправными гражданами нашей страны, жили по каким-то своим законам, которые прямо противоречат нашим законам? Чтобы они и вне территории Чеченской республики жили по тем законам, которые считают для себя приемлемыми, а мы - не считаем?
Заставить их жить по законам РФ мы не можем - две войны показали это. К тому же те, кто хотел жить в светском обществе, давно покинули пределы Чечни и проживают в разных странах, не только в России. Ну так пусть живут там сами, по своим законам - потому что откровенное бездействие федерального законодательства и федерального права на территории одного из субъектов Федерации разлагает ее сильней, чем война.
Это не значит, что кого-то надо выселять, переселять, депортировать. Чеченцы - граждане России, и у них должен быть выбор: жить по законам РФ или по законам шариата. Но это можно сделать только в двух разных государствах. В России можно быть мусульманином, но жить по законам шариата в России нельзя. В Чеченской республике тоже можно быть гражданином РФ, но вот жить по федеральному законодательству навряд ли получится, даже если ты сам чеченец.
Возможно, оптимально было бы формирование двух чеченских республик - одной в составе РФ, со светскими законами, а другой - абсолютно независимой. Но только чтобы нельзя было днем быть "светским" чеченцем, работать в банке или на заводе, а вечером возвращаться в свой гарем и побивать кого-то камнями по приговору шариатского суда. Но именно такие "две Чечни" нам предлагают сегодня, правда без границ и демаркаций. А вот это как раз и неприемлемо, как любая двойная мораль. И этот вопрос все равно придется решать, причем не только самим чеченцам - напомним, что чеченское общество сегодня - это часть российского, и нет здесь вопросов, которые "чужих не касаются".
А.Б.
|
|