Почти «призрак оперы» А вообще прелюбопытнейшая история. Случившаяся со зданием студтеатра МГУ, оно же - Первая университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны. История, отображающая ментальный, мировоззренческий надлом минувшей эпохи ее закат в умах еще советской творческой интеллигенции. Но о ней истории и совести нации - чуть позже.
А день-то сегодня Татьянин. Значит для тех, кто является и был студентом (а таковых весьма, благодаря советской системе образования все еще работающей много), как говорится, «нет повода не отметить». Впрочем, не самые развесёлые времена хотя и при них гульба по данному поводу будет иметь место. И вот как раз о месте, равно как и о временах, и важно сейчас вспомнить.
Во-первых о поводе. Во-вторых, о той самой Татиане, имя которой носит праздник студентов. И даже не столько о ней, сколько об одном конкретном местечке в центре Москвы, связанном с ее именем.
Знаменитый Татьянин день, вобравший в себя именины Татьян и праздник студентов Московского университета (святая Татьяна, дочь знатного римлянина, тайно принявшего христианство, была казнена в 226 году после отказа обратиться к язычеству). Так случилось, что именно в Татьянин день, 25 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна по просьбе графа Ивана Шувалова подписала указ «Об учреждении Московского университета». Дату Шувалов выбрал сам: это был день именин его матери. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов. Со второй половины XIX века этот день становится Татьяниным неофициальным студенческим праздником, что теперь празднуют не только студенты, но и уже «люди взрослые», окончившие не только Московский университет, но и всевозможные учебные заведения нашей страны.
И в этом самом МГУ конечно же, до всех революций была соответственно церковь своя. Нам, детям ХХ века, века социализма, научного прогресса и атеизма кто-то странно такое себе представить: сожительство храмов науки и религии. Однако исторически один отпочковывался от другого. А вот какой нынче победил и выше ценится в государственном масштабе-приоритете это еще вопрос (хотя, МГУ на Ленинских горах повыше будет лужковского ХХСа). Так (храм науки + божий храм) было в те времена, когда научное мировоззрение еще не было необходимой составляющей государственной идеологии было это как раз тогда, когда «боже царя хранил». Насколько ему это удалось судите сами. Судите не строго, но потешно в духе студенческого празднества, которое, опять же, по древней традиции не обходится без элементов карнавала и капустника.
Дядя Гиляй, он же Гиляровский, описывает сочно студенческие посиделки в Эрмитаже начала ХХ века. Сейчас там пирует чаще всего буржуазия в роли лабухов там не всякого и сыграть-то возьмут. Только «звезд»: Макаревича, Гребенщикова разве что выпустят поблеять перед VIP-аудиторией за двадцатью столиками - вспоминающей, прихлебывая какие-нибудь «Асти», как много дала им классово враждебная советская власть в вузах для реализации своих личностей в приватизации. А вот в 1905-м революционном году другие, умевшие здесь же в Эрмитаже шумно праздновать и буйно радоваться в Татьянин день, студенты начали одними из первых возводить баррикады возле того самого храма на углу Моховой и улицы Герцена (ой, пардон, Большой Никитской - у нас же нынче при Путине и батюшках не в почете великие умы, бившие не в церковные колокола).
Да-да, студенты МГУ. Не случайно возникло и словосочетание тогда «революционное студенчество». Но об этом в нынешнем храме Татианы вряд ли будут вспоминать каяться, каяться нынче время. За все революционные ереси. В ножки олигархам пасть и каяться, что на священную (чуть было не сказал «святую») частную собственность покушались. Думаете, тогда на нефтяные монополии не покушались в 1905-м, 1917-м? И на них включительно. На того же Нобеля, который российской нефти столько накачал, что более века уж хватает на премии. Национализация - она и этого коснулась. Всех крупных средств производства. Но вернемся к теме праздничной. И театральной.
Ибо свершившаяся-таки усилиями не только студентов, но и русского пролетариата революция упразднила церковь при МГУ - «в соответствии с декретом СНК об отделении церкви от государства и школы - от церкви». Ай, ужас какой! Но против исторического и ментального развития человечества-то не попрешь, батюшки святы. Перестали вы нужными быть.
Наука и студенчество переросли сводчатые чертоги церковные и прорвались в эпоху новую: в космос, в социализм. Но снова слышен ропот борцов за иную, ретроградную историческую справедливость: «богослужения в Московском университете еще малое время совершались в той же Георгиевской церкви, где в 1920 году тайком праздновали Татьянин день - в 165-летний юбилей университета. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник». Ну да как и все старорежимные, включая Новый год. Ничего в этом нет странного. Представляете себе как на Магнитке рабочие бросают работу и празднуют день какого-нибудь святого? Вот и я не представляю. Все это ушло глубоко на задний план и только в виде именин некоторые вспоминали такие деньки, да и то полушепотом. Ибо в полный многомиллионный пролетарский голос звучал гимн Советской эпохе а не нынешнее шепелявое римейк-михалковское: «фьвяссенная нафся деззява»
Впрочем о театре МГУ, на месте несколько иного театра возникшем. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ был открыт клуб что вполне логично для начала эпохи, все было самодеятельностью, которой отдавалось первое место. Самоорганизация и свободное творчество масс штука серьезная, она и после революции реализуется в новых, невиданных формах. И вот, когда уже после изнурительной войны окрепла Советская страна и студенческая театральная самодеятельность обрела вполне профессиональные очертания и амбиции возник театр МГУ, на месте прежней церковки. 6 мая 1958 года великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно открыла здесь Студенческий театр МГУ. Руководство театром взял на себя ректор университета, поэт и драматург М.М.Херасков. В 1958-1960 годах первым руководителем Студенческого театра МГУ стал молодой режиссер Ролан Быков. Спектакль по пьесе чешского писателя П.Когоута «Такая любовь», поставленный в те годы, явился целым событием в московской культурной жизни. В 1960-1968 годах руководителем Студенческого театра стал известный впоследствии кинорежиссер Сергей Юткевич, а затем его сменил С.И.Туманов. Из Студенческого театра МГУ вышли Марк Захаров, Алла Демидова, Ия Савина, Георгий Полонский, Роман Виктюк и многие - впоследствии ведущие - деятели российской сцены. В 1985 году главным режиссером театра стал Евгений Славутин. Его приход ознаменовался постановкой известного спектакля «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», который с успехом прошел в 1988 году. Театр с успехом представил свои спектакли на многих крупнейших театральных фестивалей Европы, прошествовал по семи штатам Америки, открыл для театральной публики имена Нины Садур, Татьяны Толстой, Виктора Коркия, Марка Шатуновского, Венедикта Ерофеева.
Да-да, «Москва-Петушки», СССР-эРэФия (вот она тенденция-то, как не ощутить!): именно по такому маршруту предстояло проехать пышному и славному студтеатру МГУ. Но уже судя по названиям спектаклей не в коммуне случилась его остановка. Помню-помню еще школьником (проезжающим в троллейбусе широкую Манежную площадь вдоль Александровского сада) афишу «Черного человека» Что-то уже витало над страной а творческая интеллигенция всегда в авангарде. Ну, против Сталина-то давно уже велась вакханалия еще до организации театра как такового. Но времена те минули, нахлынула вторая волна самокопательских покаянных демаршей. Не бедный Сосо виноват в том, что ваш театрик, уважаемые господа «переосмыслямс» прикрыли. А ваши вот плясочки еще не на руинах, но на очень болезненном горбу эпохи. Вышел калабмур: Горби горб эпохи
И с театром вышел каламбур. Борцы за историческое смывание всяческой советской скверны смыли завоевания эпохи аж до самого основания и лишились театра. А что? Даёшь уж реставрацию по полной! «Бедный Сосо», говорите? За базар отвечаете? Ну-с, тогда попросим вас с благословения всевышнего из помещения-с! Местечко-то исторически церковное. И уж коли не любите вы театр вам давшую, вас себе на голову воспитавшую Советскую власть тогда уж не любите по полной, как мы, проклиная и ниспровергая в геену огненную.
В начале 1990-х годов между университетской общиной домовой церкви святой Татьяны, созданной в 1993 году, и Студенческим театром МГУ возник конфликт. Церковь предъявила свои права на часовню святой Татьяны в здании Московского университета, где много лет располагался театр. И вообще, как отмечалось, не мешало бы празднование Дня Татьяны начинать, как в былые времена, молебном в университетской Татьянинской церкви и не сводить его, как в последние годы, только к торжественному концерту на Воробьевых горах и молодежным гуляньям, но дать этому празднику несколько иное направление. После непростых переговоров 20 декабря 1993 года ученый совет МГУ постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по улице Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета ». 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татьянинскую церковь.
Такой вот праздничек и такая история. Интересно, как бы на эту тему сверкнул дьявольским оком Азазелло в недавнем исполнении Филиппенко, который тоже, кстати, родом из студтеатра МГУ?
Но это все проблемы нашей творческой интеллигенции. И если Олег Басилашвили все еще поет дифирамбы святой частной собственности как и Ельцин не пел значит, все это ей поделом. А мы поздравим-ка своих Татьян! (Поищу телефончик той, что посещала мои занятия в 91-й школе, факультатив «психология для подростков». Она же в этом году дипломница-журналистка, коллега )
|
|