День крещения Руси, кроме Киева, отмечается также в столицах России и Беларуси - правда, принятие христианства Белой Русью происходило несколько особняком от Киева. А Москвы в то время вообще еще не было, как и государства, от которого ведет начало РФ.
В этом году на празднование на Украину впервые прибыл Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. После литургии Кирилл возложит цветы к памятнику жертвам Голодомора, а также к Вечному огню (который православные попы уже обозвали "языческим символом"). Для горожан традиционно проведут гала-концерты - как же без этого?
Накануне, 27 июля, главы церквей, совместно с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром провели молебен возле памятника князю Владимиру Святому (правда, "князь" носил совсем не православный титул кагана и имел несколько жен).
Вообще, странный праздник, не менее странный, чем день российской государственности, отмечаемый по случаю призвания ильменскими славянами Рюрика.
А почему, кстати, крещение Руси связывается с Киевом? Крестился князь Владимир вместе с дружиной по преданию в Херсонесе, нынешнем Севастополе. Там и место помечено - тоже сомнительное место, однако охраняется государством.
Киев же крестили насильно - дружина загнала киевлян в Днепр, на том и порешили, что окрещены. К тому же это "крещение" Киева было уже вторым по счету - гораздо ранее Владимира "мать городов русских" крестили Аскольд и Дир, которых потом убил совсем не православный "рюрикович" Олег Вещий. Археология доказывает, что православные храмы были в Киеве задолго до 28 июля 988 года - ну хотя бы та церковь на Подоле, в которую ходила бабка Владимира Святого Ольга, как известно, принявшая крещение в Константинополе.
Отчего бы не отмечать тогда крещение официозного источника русской государственности - Новгорода Великого? Ах да, Добрыня Никитич "крестил" этот город огнем и мечом... Тот еще праздник.
В общем, такое впечатление, что Киев выбирали в соответствующем управлении Администрации президента. Мол, надо налаживать контакт с Украиной, ответственным назначить гражданина Гундяева.
Не очень понятно, чего радоваться приезду грузинского патриарха? Грузия получила автокефалию вместе с государственным суверенитетом их рук Временного правительства. Потом суверенитет отобрали в пользу СССР, а вот патриархат оставили, что было, конечно, ошибкой. У огромной УССР, имевшей представительство в ООН, был только патриарший экзарх, а у карликовой Грузии была своя автономная церковь. А теперь вообще непонятно, в каких отношениях находятся РПЦ и грузинская церковь? Кто, например, окормляет абхазов и южных осетин? Или там надо крещение проводить по-новой, с генералом Шамановым в роли Добрыни?
И главное - что принесло православие для Руси? Оценку никто пока не дал. О том, что политический ориентир на гибнущую Византию вместо динамично развивающейся Европы был взят неверный, так даже спорить не о чем. Что православие выродилось до государственного органа с обер-прокурором во главе - тоже общее место. Что советскую власть попы не признали, хотя именно она дала им и отделение церкви от государства, и возвратила институт патриаршества - тоже далеко не в плюс РПЦ.
И сегодня - что за роль у церкви в России 21-го века? Не касаясь вероисповедальных вопросов, ограничившись чисто общественно-политическими - в Путинской России церковь снова превратилась в придаток Администрации президента для оказания соответствующих услуг населению - и проведения среди населения политики Кремля. Странная роль для организации, ведущей свою историю от нонконформистов эпохи первых христиан...
Так что празднуем?..
Анатолий Баранов
|
|