Кто владеет информацией,
владеет миром

О чем Маркс говорил между делом...

Опубликовано 07.12.2005 автором в разделе комментариев 27

О чем Маркс говорил между делом...

Одно из самых “туманных мест” в “Капитале” Маркса - это там, где он говорит о простом и сложном труде[1]. Причина такого “тумана” тут (да и в других местах) кроется не в невозможности решения этих проблем или в нашем непонимании буквы классика, а в том, что многие из, описываемых Марксом явлений, имели в его время неразвитый зачаточный характер и поэтому он, контурно наметив их, предпочел просто от них абстрагироваться. В данном случае Маркс пишет “... мы избежим излишней операции и упростим анализ, если предположим, что рабочий, применяемый капиталом, выполняет простой, средний общественный труд”[2]. Такой подход для науки естественен и необходим. Совершенно подобным образом абстрагируется от пространственных размеров объекта физик, пользуясь в своих теоретических построениях понятием материальная точка. Но когда условия исследования изменяются, тогда становится невозможным игнорировать те параметры явлений, от которых ранее отвлекались. Невнимание Маркса и даже некоторая противоречивость в высказываниях по поводу соотношения простого и сложного труда легко объяснимы: различие между простым и сложным трудом в прошлом веке было относительно невелико в силу недостаточной развитости производительных сил. О чем он четко пишет: “Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому”[3]. Сегодня, через полтораста лет, когда произошел грандиозный скачок в производительных силах, резко выросла разница межу простым и сложным трудом, как в качественном, так и в количественном отношении. Поэтому абстрагироваться дальше от этого разницы стало невозможно. Надо здесь же отметить, что подобное изменение в анализе необходимо сделать и по ряду других принципиальных положений марксизма. Это, по нашему мнению, также касается таких “темных” мест, как:

- потребительская стоимость и сфера потребления;

- проблема сбыта прибавочной стоимости;

- рост стоимости рабочей силы относительно производимой этой силой стоимости;

- и т.д.

Это сделать необходимо в максимально сжатые сроки, поскольку, после непродолжительного относительного затишья начали нарастать (с лавинообразной скоростью) социальные сдвиги мирового масштаба. К сожалению, теория объяснить их природу и предсказать последствия (в том состоянии, в котором она сейчас находится) просто не способна. Одна из основных причин этого в том, что марксистский официоз замыкался только на пережевывании, толковании общих мест, увлекался популяризаторством и упрощенчеством. При этом наглухо были перекрыты все возможности для обсуждения тех положений марксизма, которые могли вызвать сомнения и дискуссии. Этим реально заниматься можно было, только порвав с марксизмом. То есть сколько-нибудь талантливые мыслители выталкивались из марксизма и начинали талантливо его критиковать. Это явилось одной из причин того, что появилась достаточно глубоко  обоснованная, но, по сути, антинаучная теория (причем в недрах советской общественной науки), которая стала идеологическим основанием капитализации нашей страны. С этой теорией будет бороться исключительно трудно, так как ее сторонники уже давно и систематически оттачивают свою антикоммунистическую аргументацию именно в тех областях, где у Маркса наибольшие неясности. При этом их позиция исключительно проста: поскольку в обществе произошли грандиозные изменения, которые не могут быть описаны простейшими формулами из арсенала популяризаторов марксизма, то и весь марксизм устарел и не верен в принципе для современных условий.

Итак, попытаемся разобраться в проблеме простого и сложного труда. Основным в определении этих видов труда является то, что работник в процессе сложного труда за одно и то же время при одинаковой интенсивности производит большее количество новой стоимости, чем работник в процессе простого труда: “...в каждом процессе образования стоимости высший (сложный - Е.С.) труд всегда должен сводиться к среднему общественному труду, например, один день высшего труда к х дням простого труда”[4]. К сожалению, в силу описанных выше причин Маркс не оставил политэкономической методики определения соотношения между простым и сложным трудом, ограничившись лишь одним замечанием: “Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем”[5]. Здесь Карл Маркс утверждает объективность и независимость от субъекта установления этих пропорций, но не описывает при этом материальных законов, по которым такие пропорции устанавливаются. Ему не было необходимости углубленно исследовать эти закономерности потому, что, он свел весь труд и простой и сложный к некоторому усредненному. Это было возможным, поскольку основная масса труда в XIX веке была относительно мало дифференцирована по сложности. Существовавшие области труда высокой сложности имели узкий локальный характер. Кроме того, часть работников сложного труда нельзя было никак причислить к пролетариату, это либо мелкая буржуазия (высоко сложные кустарные производства: ювелиры и т.п.), либо рабочая аристократия, подкупаемая капиталом. В современных условиях произошло резкое усиление разрыва между простым и сложным трудом, кроме того, области труда высшей сложности ранее бывшие прерогативой мелкой городской разночинной буржуазии все более заполняются работниками наемного труда. Разрыв этот настолько велик, что  стоимость, произведенная работником сложного труда, на несколько порядков выше стоимости, произведенной за тоже время неквалифицированным работником (простым трудом). Простое механическое усреднение или абстрагирование от различия простого и сложного труда становится в современных условиях полностью неприемлемым. Необходимо выявить закономерности взаимоотношения и разработать методику приведения сложного труда к простому. Это важно потому, что в противном случае ставится под сомнение  закон стоимости, в рамках которого стоимость товара трактуется как общественно необходимые трудозатраты. Концы с концами не сходятся, когда оказывается, что работник сложного труда при равных затратах физической, психической и умственной энергии за равное время производит значительно больше стоимости (порой на несколько порядков), чем работник простого труда. Неспособность привести сложный труд к простому - это та брешь, через которую по нам бьют наши противники, утверждая,  что закон стоимости устарел, а вместе с ним и весь марксизм.

Качественное отличие любого сложного труда заключается в наличии у работника специфических знаний и навыков, присущих только этому труду. Это означает, во-первых, что сложный труд всегда конкретный труд, которым занимается конкретный работник. Если же абстрагироваться от конкретных характеристик работника  и его труда мы придем к выводу, что такой “абстрактный” работник обладает, элементарной способностью к труду при этом хотя бы в его простейшей форме (простому труду). Ясно, что такие абстрактные работники за равное время при равных общественно необходимых трудозатратах (расходовании своей умственной и физической энергии) производят равное количество новых стоимостей. Надо сказать, что и конкретный работник, выполняющий простой или сложный труд (без разницы) производит как минимум такое же количество стоимости, плюс некоторое добавочное количество стоимости, которое тем больше, чем более сложный труд совершается. При этом, так как мы условились, что конкретный работник расходует тоже количество физической и психической энергии (интенсивность одинаковая), не совсем ясно, откуда берется эта добавочная новая стоимость при сложном труде? Здесь два выхода либо трудовая теория стоимости не верна, что нам и подсовывают классовые противники, либо необходимо создать такую теоретическую модель, которая показала бы нам, какой труд порождает дополнительную стоимость при сложном труде. Ясно, что первое для нас однозначно не приемлемо. Вторая же модель у Маркса явно не описана, однако если воспользоваться  методологией “Капитала” и основными принципами марксистской теории трудовой стоимости, то можно в самых общих чертах решить эту проблему.

Как известно, рабочая сила обладает двумя основными свойствами: способностью создавать в процессе труда новые стоимости и переносить запасенную ранее в предметах средствах и орудиях труда стоимость на вновь создаваемый продукт. Мы считаем, что производит новую стоимость за равное время при равной интенсивности расходовании физической и “психологической” энергии рабочая сила всегда равную. В этой ситуации нам остается одно предположить, что дополнительная стоимость, происхождение, которой мы пытаемся выяснить, - это стоимость, перенесенная с каких-то пока не выясненных предметов, средств орудий труда (то есть это вовсе не новая, вновь созданная, стоимость, хотя видимость у нее таковой). Но кроме специальных знаний навыков и умений, полученных в процессе специального профессионального образования, работник сложного от работника простого труда не отличается. Вывод - специальные знания и навыки обладают стоимостью[6], которая в процессе труда постепенно расходуется и переходит (переносится) с работника (рабочей силы), в котором она запасена, на продукт труда, являясь той неуловимой добавочной стоимостью, которая отличает результат сложного труда от продукта простого труда. Рассмотрим пример. Квалифицированный работник с высшим образованием должен учиться пять лет, то есть:

- в течение этого срока расходовать свою физическую и “психическую” энергию, проще говоря, должен быть занят (как минимум) простым трудом (в данном случае учебным, “непроизводительным”);

- этот (учебный) труд, по нашему мнению, во-первых, создает новую стоимость[7]эквивалентную его рабочему (учебному) времени, которая как потребительская стоимость выступает в виде навыков и знаний, применяемых работником в дальнейшей его производственной деятельности;

- во-вторых, в процессе учебного труда он расходует и переносит на продукт этого труда стоимость (точнее ее определенную часть) материальных средств применяемых в учебном процессе;

- этот учебный труд также оплодотворяется (суммируется) непосредственно трудом преподавателей специальных дисциплин, одним из самых сложных видов трудовой деятельности.

Таким образом, трудозатраты на создание стоимости специальных знаний и навыков дипломированного работника составляют Tu(tu) + U человеко-часов; где Tu - трудозатраты обучаемого за время tu, в данном случае, 5 человеко-лет (при сорокачасовой - для простоты - учебно-рабочей неделе); U - трудозатраты на средства обучения плюс трудозатраты преподавательского и обслуживающего персонала. Составляющая U по мере развития научно-технической революции постоянно растет.

Кроме предварительного специального образования каждый высококвалифицированный работник по мере развития НТР и усложнения труда все большую и большую часть своего рабочего времени затрачивает на повышение квалификации, то есть, увеличивая, “восстанавливая” стоимость своих навыков и умений. Структура трудозатрат здесь такая же, как и при предварительном обучении Tr + U', где: Tr - трудозатраты обучаемого, а U'- трудозатраты на производство материальных средств обучения и трудозатраты преподавательского состава. Важно обратить внимание на то, что в отличие от предварительного образования при повышении квалификации tr (время, затраченное обучаемым на повышение квалификации) в большинстве случаев скрыто или не выделено из времени производительного труда. То есть занятия по повышению квалификации, как правило, проводятся в рабочее время (tr'), уменьшая тем самым время на производительный труд. Либо самостоятельное изучение учебного материала происходит в нерабочее время (tr"), которое по этой причине исключается из баланса рабочего времени. И тогда общее время, затрачиваемое работником на повышение своей квалификации - tr = tr'+ tr". Соответственно трудозатраты за это время будут иметь вид Tr(tr) = Tr'(tr') + Tr"(tr"). Эта скрытость затрат на повышение квалификации порождает иллюзию, что специфические профессиональные умения и навыки не расходуются в процессе их употребления, а наоборот, в большинстве случаев возрастают, из чего делается вывод, что их стоимость не присоединяется к стоимости продукта производства.

Поскольку многие из параметров приведенных выше формул могут изменяться со временем, то попробуем рассмотреть весь период трудовой деятельности отдельного работника, за который трудозатраты (создающие новую стоимость) равны T(t), где t - общее время производительного труда рабочего. Соответственно простым трудом за это время создается новой стоимости - C(T). Этой же величине будет равна и “простая” составляющая сложного труда, но кроме нее будет в общую стоимость сложного труда входить и дополнительная стоимость, перенесенная со стоимости умений и навыков, которая равна: С{(Tu + U) + (Tr + U')}. Таким образом, общая стоимость, производимая сложным трудом (за трудовую жизнь работника) равна C(T) + С{(Tu + U) + (Tr + U')}. Это означает, что за время t трудовой жизни (напомню - здесь под трудовой жизнью понимается совокупное время производительного, не учебного труда) одного работника сложный труд  производит столько же, сколько и простой за время равное t + {(tu + tr) + t'(U + U')}, где t'(U + U') - время, затраченное другими работниками на обучение данного и производство средств обучения. Эти формулы дают нам методику приведения сложного труда к простому. Однако реальное отношение простого и сложного труда, разных видов сложного, которое отражают эти формулы и методики, устанавливаются на рынке в процессе обмена продуктов этих видов труда, на чем и настаивал К. Маркс в приведенной выше цитате.

Становится ясным, почему Маркс абстрагировался от количественного различия простого и сложного труда. Фабрично-заводской рабочий в середине прошлого века тратил на специальное образование, приобретение и совершенствование навыков за всю жизнь от силы год - полтора при средней продолжительности общего рабочего времени 15 - 20 лет. Это значит, что простой труд от сложного отличался где-то на 10%, чем вполне можно было пренебречь. Кроме того в прошлом веке система профессионального образования была совершенно не развита, то есть материальные затраты на нее равнялись практически нулю (U + U'= 0). Профобучение шло в большинстве случаев через ученичество, наставничество и происходило в рабочее время ученика и наставника (в которое они не освобождались от основного производительного труда, и таким образом совершалась дополнительная эксплуатация). Напротив, в современном мире создана целая индустрия начального, среднего, и высшего специального образования, которая обладает исключительно большой совокупной стоимостью. Действует она по тем же принципам, что и материальное производство, производя продукт, который потребляется (и при этом пользуется огромным спросом) в материальном производстве. В буржуазном обществе эта индустрия функционирует (внутри себя и при взаимодействии с другими сферами производства) в соответствии с открытым Марксом законом стоимости.

В современной жизни можно привести примеры колоссально сложного труда, к производству которого готовятся чуть не полжизни с привлечением исключительно дорогих средств обучения, а время такого труда составляет всего десятки часов - это космонавты. Соответственно продукты их труда (например, сверхчистые кристаллы) обладают огромной стоимостью (даже без учета стоимости перенесенной на них с космической техники и оборудования).

Используя такой подход можно исследовать и сферу научного производства, поскольку появляется возможность приводить стоимость, получаемую в процессе сложнейшей научной работы к стоимостям-результатам простого труда, и выяснять в какой пропорции они должны обмениваться на рынке в соответствии с законом стоимости. Не исключено, что подобным образом можно исследовать также сферы услуг и управления.

Теперь есть необходимость обратиться к тому, для чего было предпринято это исследование. Оно было вызвано необходимостью показать, что за равное время  при равных условиях интенсивности работник создает равное количество новых стоимостей не зависимо от того, какой сложности труд при этом совершается - простой или в высшей степени сложный. Естественно при условии, что продукты этого труда выступают на едином рынке. Это принципиальное марксистское положение, доказательству которого был посвящен “Капитал”, стало подвергаться ревизии под предлогом того, что изменились условия: появился сложный труд, в результате которого работник создает значительно больше новой стоимости, чем при простом труде. Последнее утверждение нужно прислужникам капитала для того, чтобы доказать необходимость и естественность эксплуатации развивающихся стран, поскольку работники в этих странах производят стоимости за единицу времени меньше, они и получать должны меньше, чем работники в развитых странах.

В действительности, при продолжительности трудовой деятельности в 35 лет (при равной интенсивности и продолжительности рабочего дня) работник и сложного и простого труда создают равное количество новых стоимостей, однако структура расходования рабочего времени у них разная. Работник простого труда на протяжении всех 35 лет работает на производстве и каждый день создает равное количество стоимостей, эквивалентное величине затрат простого труда за это время. Работник же высокой квалификации на протяжении тех лет которые он учится (tu + tr), никаких стоимостей не создает (предположим 10 лет), то есть он занимается специфическим трудом, который видимых материальных продуктов не создает. Но затем в течение оставшихся лет (20) занимается производительным трудом, создавая материальные ценности и новые стоимости для рынка. Таким образом, новой стоимости создается за единицу времени на одну треть больше, но это не означает что его труд более производительный, просто эта одна треть добавляется из фонда учебного времени. Кроме создания новых стоимостей работник сложного труда переносит стоимости со средств обучения и стоимость, созданную преподавателями. Вот эта дополнительная стоимость C{(Tu + U) + (Tr + U')}, являясь скрытой в умениях и навыках работника и как по волшебству появляющаяся только в момент производительного труда, создает иллюзию, что эта стоимость вновь создана работником сложного труда, а это противоречит фундаментальным положениям марксизма.

Умения и навыки, “производящие” дополнительную стоимость, поскольку они включены в процесс производства капитала и товарного обращения сами являются специфическими стоимостями (как всякий продукт в товарном производстве). В процессе материального производства они частями переносятся на материальный продукт. При этом исключительно важно то, что принадлежат эти стоимости работнику. Да и кому им принадлежать, если они сконцентрированы в мозгу работника и практически не могут быть от него отчуждены? Таким образом, эти стоимости находятся у работника в интеллектуальной собственности, при этом они являются средствами, орудиями интеллектуального производства. Но, как известно орудия производства, находящиеся в собственности, по мере своего приумножения приобретают все усиливающуюся тенденцию к капитализации. Собственник стремится получить прибыль на нарождающийся капитал, то есть работник сложного труда начинает склоняться к мелкобуржуазной психологии и при удобном случае норовит перейти в разряд мелких буржуа. По этой причине во времена Маркса сложным трудом занималась мелкая буржуазия, получавшая прибыль не только на материальный капитал, но и на интеллектуальный. Когда сложный труд стал массовым, эта мелкобуржуазная тенденция у работника стала постоянно пресекаться, подавляться крупным капиталом и сильнейшей конкуренцией между владельцами этой интеллектуальной собственности. Это естественно, поскольку крупный капитал уже не в состоянии делиться своими прибылями с массой работников сложного труда (точнее - буржуазия способна делиться только с определенной небольшой частью работников, которая постоянно растет по мере вовлечения в капиталистическую эксплуатацию все большей и большей массы пролетариата в развивающихся странах). Такой подход позволяет нам описать новые черты рабочего класса. Современный рабочий класс, обладающий сложными интеллектуальными средствами труда, даже находясь в положении эксплуатируемого класса, обладает значительно меньшей классовой устойчивостью, сильнее подвержен влиянию буржуазной психологии. По этой причине затруднена его пролетаризация. Собственно это мы и наблюдаем в современной России.

Не менее важно рассмотреть взаимоотношения между сложным трудом и стоимостью рабочей силы. Те страны, в промышленности которых преобладает высокосложный труд, может даже вопреки желанию буржуазии, должны иметь дорогую рабочую силу. Во-первых, для того чтобы обеспечить высокий уровень разнообразной специальной подготовки работники, приступающие к ней, уже должны иметь высокие физические, интеллектуальные, образовательные кондиции, что само по себе не дешево. Во-вторых, достижение этих кондиций с необходимостью генерирует массу новых “материалоемких” потребностей. В-третьих, эти потребности сохраняются и приумножаются у работника на протяжении всей его жизни. В общем виде эту закономерность можно сформулировать так: с ростом уровня производительных сил - растет стоимость рабочей силы. Эта закономерность существовала и в социалистическом обществе и имела свое выражение в законе возвышения потребностей.



[1]К. Маркс и Ф. Энгельс Собрание сочинений, 2 изд., т.23, с.53

[2]Там же, с.209

[3]Там же, с.53

[4]Там же, с.209

[5]Там же, с.53

[6]Необходимое пояснение, исходя из результатов исследования проведенного в работе «К вопросу о стоимости рабочей силы при капитализме». Эта стоимость имеет форму дополнительной стоимости рабочей силы. «…приобретаемая в процессе специального образования дополнительная стоимость рабочей силы в процессе дальнейшего использования капиталом на производстве этой рабочей силы переносится на вновь создаваемый продукт (это одно из тех исключений, когда стоимость с рабочей силы переносится на создаваемый ею продукт)»  Настоящее издание стр.17.

[7]В данном случае дополнительную стоимость собственной рабочей силы, при этом термин создается в данном случае некорректен, здесь опять таки происходит перенос со стоимости трудящейся в данном случае простой ( не дополнительной) рабочей силы самого учащегося. Проще говоря, стоимости рабочей силы, необходимой для ее воспроизводства в период ее учебы.



Рейтинг:   2.88,  Голосов: 17
Поделиться
Всего комментариев к статье: 27
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Я открыл для себя что-то новое
Мегамашина написал 07.12.2005 19:49
Думаю, автор упускает из анализа одну вещь, которая очень важна.
Кажется в анализе Маркса самовозрастающая стоимость - это только капитал.
Сейчас, как известно, операционная система, вместе со своим дистрибутивом способна воспроизвести, теоритически, неограниченное количество своих копий (Достал дистрибутив Windows + дистрибутив 1С + "лекарство" за 1000 руб. Продал... раз 20. Итого прибыль 2000%), иными словами, стоимость самовозрастает, а капитала - нет :).
Казалось бы и ладно - подумаешь Windows - must die. А тут, читая данную статью, вдруг ловишь себя на мысли, что лектор, который читает лекцию студенам нарабатывает капитал равный умножению своего труда на количество студентов в аудитории...
Иными словами знания, как и капитал, обладают способностью к самовозрастанию своей стоимости.
ps/ Спасибо, Евгений, за статью. Но феномен самовозрастания стоимости знаний в процессе научной и преподавательской деятельности надо проанализировать поглубже. А то еще 150 лет ждать будем :).
О статье
Челкаш написал 07.12.2005 15:03

--------------------------------------------------------------------------------
Как можно видеть, Маркс прекрасно разобрался с вопросом простого и сложного труда, а автор Сахонько, как всегда, "напустил туману", не разобравшись прежде в этих понятиях, и по-дилетански принялся "углублять" политэкономию высосанными из пальца законами о росте стоимости рабочей силы, или новыми понятиями, типа "учебный труд", или "потребительный труд".
Цитата:
многие из, описываемых Марксом явлений, имели в его время неразвитый зачаточный характер и поэтому он, контурно наметив их, предпочел просто от них абстрагироваться. В данном случае Маркс пишет “... мы избежим излишней операции и упростим анализ, если предположим, что рабочий, применяемый капиталом, выполняет простой, средний общественный труд”
Полная ерунда. Простой и сложный труд во времена Маркса были не менее развиты. Просто Маркс не видит необходимости разбирать процесс образования стоимости простым трудом и сложным трудом. Стоимость любого товара можно свести к количеству среднего общественного труда. К примеру, возьмем труд ткачихи, использующей ручной труд, и использующую ткацкую машину. Час работы последней будет составлять несколько часов ткачихи, применяющей ручной труд. Поэтому нет необходимости разбирать простой и сложный труд, а вовсе не из-за того, как представляет это дело Сахонько, придумав некий зачаточный характер деления простого и сложного труда.
Цитата:
Невнимание Маркса и даже некоторая противоречивость в высказываниях по поводу соотношения простого и сложного труда легко объяснимы: различие между простым и сложным трудом в прошлом веке было относительно невелико в силу недостаточной развитости производительных сил.
Поэтому такой вывод - верх нелепости, причем более нелепо доказывать свой вывод следующей цитатой из "капитала":
Цитата:
О чем он четко пишет: “Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому”
Как уже было объяснено выше, причины, по которым Маркс не разирает простой и сложный труд при исследовании образования стоимости товара - совсем иные.
Видимо, автор, претендуя на развитие марксизма, решил показать себя знатоком капиталистического производства в 50-е годы XIX века, и развить марксизм, простодушно сведя нынешнее появление большего числа профессий к большему числа простого и сложного труда. Видимо, автор не совсем понял качественное и количественное деление труда в "Капитале".
Цитата:
К сожалению, в силу описанных выше причин Маркс не оставил политэкономической методики определения соотношения между простым и сложным трудом, ограничившись лишь одним замечанием:
К сожалению, автор недостаточно внимательно прочитал "Капитал", и взялс рассуждать по-своему.
Маркс разбирает понятия простого и сложного труда в двух ипостасях: при анализе стоимости рабочей силы (простой труд - меньшая стоимосоть, сложный - большая стоимость) и при анализе процесса создания стоимости (сложный труд создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд).
Различия в простом и сложном труде, как различия в стоимостях рабочей силы показаны наглядно Марксом (см. пост выше) примерами оплаты труда каменщика и ювелира. Как видится, различя в этом отношении между простым и сложным трудом весьма условны, и зачастую простой и сложный труд могут в различные времена менятся местами. Это процесс исторически неизбежен, квалифицированный труд может стоить меньше, чем труд неквалифицированный, потому что его стоимость определяется помимо стоимости рабочей силы, еще и нужды капитала в том или ином виде труда и во множестве иных факторов, которые Маркс назывет "процессами, происходящими за спиной производителей". К примеру, экономист на оборонном заводе получает меньше, чем экономист в "Лукойле".
Что касается простого и сложного труда, как процесса, создающего стоимость, то здесь различие между ними выступает во времени по производительности труда: к примеру, экскаваторщик за 1 час выкопает 5 ям, что могут сделать за 10 часов 1 землекоп с помощью лопаты. Беря за простой труд труд землекопа, можно свести труд экскаваторщика как сложный труд, к труду землекопа, или 1 час экскаваторщика будет равен 10 часам землекопа. Стоимость же ямы, выкопанной экскаваторщиком равна 10 часам землекопов. В другое время простым будет труд экскаваторщика по сравнению с трудом, к примеру, оператора, упарвляющего автоматическим экскаватором. И их отношение как труда простого и солжного так же будет устанавливаться. Просто, не правда ли? И нет никакого тумана.
apostolitaritariat
idiot написал 07.12.2005 22:53
"VSE obshee" idet ne ot stroitelinoy shabashki.
Ono idet iz glubin staroi dobroi pesh'erki.
Автору на заметку из "Капитала" о простом и сложном труде (чтоб не позориться)
Челкаш написал 07.12.2005 15:03

--------------------------------------------------------------------------------
2. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЗАКЛЮЧАЮЩЕГОСЯ В ТОВАРАХ ТРУДА
Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек - очень жалкую 14), точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием.
Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда 15). Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.
14) Ср. Неgе1. “Рhilosophie des Rechts”. Вегlin, 1840, S. 250, § 190.
15) Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идет не о заработной плате, или стоимости, которую рабочий получает, например, за один рабочий день а о стоимости товаров, в которой овеществляется его рабочий день. Категория заработной платы вообще еще не существует для нас на данной ступени нашего изложения.
3. КУПЛЯ И ПРОДАЖА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для производства, а следовательно, и воспроизводства этого специфического предмета торговли. Поскольку рабочая сила — стоимость, в ней самой представлено лишь определенное количество овеществленного общественного среднего труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. Для поддержания своей жизни живой индивидуум нуждается в известной сумме жизненных средств. Таким образом, рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, сводится к рабочему времени, необходимому для производства этих жизненных средств, или стоимость рабочей силы есть стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца. Но рабочая сила осуществляется лишь путем внешнего ее проявления, она осуществляется только в труде. В процессе ее осуществления, в труде, одурачивается определенное количество человеческих мускулов, нервов, мозга и т. д., которое должно быть снова возмещено. Эта усиленная затрата предполагает усиленное возмещение 43). Собственник рабочей силы, трудившийся сегодня, должен быть в состоянии повторить завтра тот же самый процесс при прежних условиях силы и здоровья. Следовательно, сумма жизненных средств должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности. Сами естественные потребности, как-то: пища, одежда, топливо, жилище и т. д., различны в зависимости от климатических и других природных особенностей той или другой страны. С другой стороны, размер так называемых необходимых потребностей, равно как и “якобы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны, между прочим в значительной степени и от того, при каких условиях, а следовательно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировался класс свободных рабочих 44). Итак, в противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определенной страны и для определенного периода объем и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная.
Собственник рабочей силы смертен. Следовательно, чтобы он непрерывно появлялся на рынке, как того требует непрерывное превращение денег в капитал, продавец рабочей силы должен увековечить себя, “как увековечивает себя всякий индивидуум, т. е. путем размножения” 45). Рабочие силы, исчезающие с рынка вследствие изнашивания и смерти, должны постоянно замещаться по меньшей мере таким же количеством новых рабочих сил. Сумма жизненных средств, необходимых для производства рабочей силы, включат в себя поэтому жизненные средства таких заместителей, т. е. детей рабочих, и таким путем увековечивается на товарном рынке раса этих своеобразных товаровладельцев 46).
Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей силы. Следовательно, эти издержки обучения — совершенно ничтожные для обычной рабочей силы — входят в круг стоимостей, затрачиваемых на ее производство.
Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств. Она изменяется поэтому с изменением стоимости этих жизненных средств, т. е. с изменением величины рабочего времени, необходимого для их производства.
43) Древнеримский villicus, эконом, стоявший во главе сельскохозяйственных рабов, “поскольку на нем лежал менее тяжелый труд, чем на чернорабочих, меньше и получал” (Th. Mommsen. “Roemische Geschichte”, 1856, S. 810).
44) Ср. W. Th. Thornton. “Overpopulation and its Remedy”. London, 1846.
45) Петти,
46) “Естественная цена труда... соответствует такому количеству предметов необходимости и жизненных удобств, которое по условиям климата я по жизненным привычкам данной страны необходимо для поддержания самого рабочего и для того, чтобы дать ему возможность содержать такую семью, которая способна обеспечить неослабевающее предложение труда на рынке” (R. Torrens. “An Essay on the external Corn Trade”. London, 1815, p. 62). Здесь неправильно употреблено слово “труд” вместо “рабочая сила”.
Глава V. — Процесс труда и процесс увеличения стоимости
Дневная стоимость рабочей силы составляла 3 шилл., потому что в ней самой овеществлена половина рабочего дня, т. е. потому что жизненные средства, ежедневно необходимые для производства рабочей силы, стоят половину рабочего дня. Но прошлый труд, который заклю­чается в рабочей силе, и тот живой труд, который она может выполнить, ежедневные издержки по ее сохранению, и ее еже­дневная затрата — это две совершенно различные величины. Первая определяет ее меновую стоимость, вторая составляет ее потребительную стоимость. То обстоятельство, что для поддер­жания жизни рабочего в течение 24 часов достаточно половины рабочего дня, нисколько не препятствует тому, чтобы рабочий работал целый день. Следовательно, стоимость рабочей силы истоимость, создаваемая в процессе ее потребления, суть две различные величины. Капиталист, покупая рабочую силу, имел в виду это различие стоимости. Ее полезное свойство, ее спо­собность производить пряжу или сапоги, было только conditio sine qua nоn [необходимым условием], потому что для создания стоимости необходимо затратить труд в полезной форме. Но ре­шающее значение имела специфическая потребительная стои­мость этого товара, его свойство быть источником стоимости, притом большей стоимости, чем имеет он сам. Это — та специ­фическая услуга, которой ожидает от него капиталист. И он действует при этом соответственно вечным законам товарного обмена. В самом деле, продавец рабочей силы, подобно продавцу всякого другого товара, реализует ее меновую стоимость и отчуждает ее потребительную стоимость. Он не может получить первой, не отдавая второй. Потребительная стоимость рабочей силы, самый труд, так же не принадлежит ее продавцу, как потребительная стоимость проданного масла — торговцу маслом. Владелец денег оплатил дневную стоимость рабочей силы, поэтому ему принадлежит потребление ее в течение дня, дневной труд. То обстоятельство, что дневное содержание рабочей силы стоит только половину рабочего дня, между тем как рабочая сила может действовать, работать целый день, что поэтому стоимость, создаваемая потреблением рабочей силы в течение одного дня, вдвое больше, чем ее собственная дневная стоимость, есть лишь особое счастье для покупателя, но не составляет никакой несправедливости по отношению к продавцу.
Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявле­ние такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабо­чего времени и которая имеет, поэтому, более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овещест­вляется поэтому за равные промежутки времени в сравни­тельно более высоких стоимостях. Но какова бы ни была раз­ница в степени между трудом прядильщика и трудом ювелира, та доля труда, которой ювелирный рабочий лишь возмещает стоимость своей собственной рабочей силы, качественно ничем не отличается от той добавочной доли труда, которой он создает прибавочную стоимость. В обоих случаях прибавоч­ная стоимость получается лишь вследствие количественного излишка труда, вследствие большей продолжительности того же процесса труда: в одном случае процесса производства пряжи, в другом — процесса ювелирного производства 18 ).
С другой стороны, в каждом процессе образования стои­мости высший труд всегда должен сводиться к среднему общественному труду, например один день высшего труда к х дням простого труда 19). Следовательно, мы избежим излишней операции и упростим анализ, если предположим, что рабочий, применяемый капиталом, выполняет простой, средний общественный труд.
18 ) Различие между сложным и простым трудом, между “skilled” [“квалифици­рованным”] и “unskilled labour” [“неквалифицированным трудом”], отчасти основы­вается просто на иллюзиях или, по меньшей мере, на различиях, которые давным-давно перестали быть реальными и продолжают существовать лишь как традиционные условности; отчасти — на более беспомощном положении известных слоев рабочего класса, вследствие чего они не в состоянии, как другие, добиться оплаты своей рабочей силы по ее стоимости. Случайные обстоятельства играют при этом настолько крупную роль, что одни и те же виды труда меняются местами. Там, например, Где физические силы рабочего класса ослаблены и относительно истощены, как это наблюдается во всех странах с развитым капиталистическим производством, те грубые работы, которые требуют большой мускульной силы, в общем, занимают более высокую ступень по сравнению с много более тонкими работами, которые опускаются до ступени простого труда; например, труд bricklayer (каменщика) в Англии занимает значительно более высокую ступень, чем труд ткачей камчатных тканей. С другой стороны, труд fustian cutter (стригальщика), хотя он требует боль­шого физического напряжения и кроме того очень вреден для здоровья, фигурирует как “простой труд”. Впрочем, не следует думать, что так называемый “skilled labour” занимает количественно значительное место в национальном труде. Ленг подсчитал, что в Англии (и Уэльсе) существование более чем 11 млн. основывается на простом труде. По вычете одного миллиона аристократов и полутора миллионов пауперов, бродяг, преступников, лиц, живущих проституцией, и т. д., из 18 млн. населения, насчи­тывавшихся в стране в то время, когда писалось его сочинение, остается 4 650 000 душ среднего класса, включая сюда мелких рантье, чиновников, писателей, художников, школьных учителей и т. д. Чтобы получить эти 42/3 млн., он причисляет к работающей части среднего класса, кроме банкиров и т. д., всех лучше оплачи­ваемых “фабричных рабочих”! Даже и bricklayers попадают в категорию “рабочих сложного труда”. После этого у него остаются упомянутые 11 млн. (S. Laing. “National Distress etc.”. London, 1844 [p. 51—52]). “Большой класс, который ничего не может дать в обмен на пищу, кроме простого труда, составляет главную массу народа” (James Mill в статье “Colony”. Приложение к “Encyclopaedia Britannica”, 1831).
19) “Когда указывают на труд как меру стоимости, то необходимо предполагают труд известного рода... отношение его к другим родам труда легко можно определить” ([J. Cazenove.] “Outlines of Political Economy”. London, 1832, p. 22, 23).
Государственный капитализм самая рентабельная форма экономического развития
Марк написал 07.12.2005 11:22
Слишком религиозный в молодости Маркс украл хорошую идею, когда писал реферат на книгу "Деяния Апостолов". Именно во 2-йторая и 4-й главах этой книги, апостолы пишут - "Все у них было общее".
Идея то хорошая, но работает она только в высокорелигиозном и высокоморальном обществе, а при атеизме эта хорошая идея погибает, как рыба без воды. Вообще доказано, что атеизм подобно неверному другу губит всех кто имеет с ним дело.
Вот почему сегодня многие коммунисты пишут, что чуждый для России западный атеизм, был их главной ошибкой которая и уничтожила СССР.
Социологи утверждают, что Россия это страна победившего атеизма, а атеизм подобно неверному другу губит всех кто имеет с ним дело и точно так же уничтожит капитализм и рынок и нас с Вами. Алкогольные, резиновые и наркобароны через своих лакеев и через "зависимых", с выгодой запустили процесс умышленного спаивания и развращения народов.
Свадебные генералы и свадебные религии нас не спасут.
Необходимы - государственный капитализм, экуменизм и повышение нравственности населения.
Re: ПТУ как высшая стадия марксизма.
Челкаш написал 07.12.2005 19:23
Цитата: "Проблема Маркса заключается в том, что Маркс теряет ощущение между культурным и естественным. Говоря ясно – в естественном порядке бытие определяет (предопределяет) сознание, в культурном – все бывает наоборот".
Попробуйте отыскать в культуре нечто, не имеющего отношения к общественному или природному бытию. Не найдете. Культурно также естественно, т.к. человек(общество) - это ни что иное, как часть бытия.
ПТУ как высшая стадия марксизма.
Азер написал 07.12.2005 16:13
Проблема Маркса заключается в том, что Маркс теряет ощущение между культурным и естественным. Говоря ясно – в естественном порядке бытие определяет (предопределяет) сознание, в культурном – все бывает наоборот. Существует разница между природой и культурой, и в самой простой форме эту разницу можно свести к тому факту, что слово «природа» - едино, а понятию «культура» дается около тысячи толкований. Маркс с самого начала был озабочен «гуманизмом» - желанием сделать мир красившее. Ему «не было необходимости углубленно исследовать эти закономерности», как Вы пишете, потому что изначальная его цель состояла в окультуривании классовой борьбы. Естественник не может утверждать, что «стоимость» – это труд, потому что первой формой производительного труда является крестьянский труд, а «стоимости» здесь создает не крестьянин, а природа. Воткнули в почву одно зерно – оттуда вылезло 60. Тот труд, который изучается Марксом - создает искусственные материальные категории, и создает он их при факте политической организованности пространства. Поэтому изучению полежит механизм производства этих форм, а не «труд» или «стоимость». Марксу следовало бы отследить организацию труда по производству искусственных форм с самых первых форм организации. Отследить то общее свойство, которое присущее всем этим формам – ремеслу, цеху и мануфактуре - а им является деятельность политически организованного человека, далее установить общие естественные условия участия человека в процессе происхождения искусственных предметов – и через эту естественность установить то значение труда, которое он называет «стоимостью» - при машинной организации производства. Маркс утверждает, что разница между куском холста и формой сюртука – есть величина труда. Но дело в том, что применительно к организации производства - всякий производительный труд организуется за средства собственника, так что оказывается, что бы ни произвел рабочий, и чему бы ни равнялась величина произведенного – труду или чему-то еще – эта величина всегда остается отрицательной. В этой связи уже можно рассуждать о какой-то общественной необходимости превратить минус d в плюс d, а уже затем искать величину «стоимости» в сумме этих обстоятельств. Но если «минус d» называть «общественно-полезным трудом», то превращение этого минуса в плюс – «общественно-полезный труд» в энной степени, и то очень приблизительно. «Непознаваемость», так сказать. И кто им должен заниматься? Колониальное сообщество? Вы пишете: «Неспособность привести сложный труд к простому - это та брешь, через которую по нам бьют наши противники, утверждая, что закон стоимости устарел, а вместе с ним и весь марксизм». Закон стоимости всегда был бредом собачьим, связанным, скорее всего, с объективной неопределенностью участия интеллигенции в производстве. Участие интеллигенции обуславливает превращение мануфактуры в индустриализм. Объективно – в материальных категориях – суть этого участия сводится к появлению в пространстве производства средств производства и дополнительных потребительских товарных масс благодаря сложности средств производства, которые интеллигенция как раз и усложняет, а не усложнению труда. Труд как раз по мере «прогресса» все больше становится нажатием кнопок. Но если отнести это факт к первым формам производства – то несложно сообразить, что индустриализм является такой мануфактурой, где некоторые человеческие массы подменяются машинами. А если уже этот факт рассмотреть в ракурсе вопроса о превращении минус d в плюс d – несложно заметить, что замена «дешевых» людей дорогими машинами является экономией средств существования. А тут уже оказывается, что аграрная продукция всегда и при любых обстоятельствах дороже промышленной. Данный же момент выражается тем фактом, что математических способов для превращения ни с чем не связанной отрицательной величины в положительную – в природе не существует, поэтому индустриализм всегда тяготеет к развитию в режиме «прогресса» как бесконечной экономии средств существования, «социализации», то бишь урбанизации пространства, что и приводит мировое производство в Китай, в конце концов. Сам вопрос о первичности сознания либо бытия заставляет нас рассматривать индустриализм как тот или иной порядок между машинами и людьми. Здесь же оказывается, что существуют два порядка. Учет организуется таким способом, который объединяет все факторы, связанные с физическим трудом – в рамки понятия «оборотные средства», за которыми предусматривается способность погашения расходов по основным средствам производства, тогда как само существование средств производства имеет место в той связи, что они позволяют при одном и том же физическом труде производить большую товарную массу. Говоря ясно – в отношениях между человеком и машиной происходит следующее: какая-то товарная масса сверх возможностей физического труда движется от средств производства в сторону оборотных средств – первичным является машина. А наоборот движется какая-то положительная информация, хотя движется она не из области интеллекта, а из области физического труда – чтобы объяснять расходы по основным фондам. Откуда эта информация там берется? Весь вопрос в том, что она и не берется, создавая эффект «перепроизводства». Таким образом получается, что разница между «сложным» и «простым» трудом физически существует как лишняя товарная масса, а информационно – не существует никак, обуславливая дефицит денег. Потому у Маркса и не определено участие интеллигенции в индустриализме – то есть в том явлении, без которого это слово – интеллигенция – никогда бы не прозвучало, а потому не было бы и индустриализма. Маркс сам писал об анархии как свойстве .. почему-то это свойство он приписал классовой организации, а не самому промышленному производству. Но один факт сводит ув. интеллигенцию с ума – это американская эмиссия после 1945-го года. Так вот – эта эмиссия никоим образом ни с чем не связана, иначе как с данным фактом – с естественной неопределенностью искусственных товарных масс и их качеством количественно находиться выше всяких прочих факторов. С их несоизмеримостью с чем бы то ни было – свойством перехода качества в количество и наоборот. А в общем суть всякой теории самой природой сводится к факту, что человек живет физически, а потому главным понятием марксизма является понятие «классовая борьба». Тут уже все дело в том, что классы как таковые также отходят в прошлое в связи с кризисом индустриализма; классовая борьба существовала в связи с возможностью прогресса расширять объемы производства, тогда как классовая борьба добивалась правового обеспечения роста уровня жизни. Ныне же «прогресс» постепенно перерастает в третью мировую войну, причем вполне объяснимо, а уважаемая публика пляшет в связи с разгулом информации. А Вы всю эту тему свели к раздаче денег, пропаганде ПТУ и к «информационным технологиям», которые вот-вот угробят человечество. Пора бы запомнить совсем простую вещь: там где много платят – там широкое промышленное производство отсутствует, и это – бесспорный факт. И напоследок – никакой цели как-то Вас задеть я не преследовал; просто в двух словах и за 10 минут такие темы не обсуждаются.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss