Кто владеет информацией,
владеет миром

Православная Россия с сегодняшнего дня "на посту": сочиво вместо ракет

Опубликовано 28.11.2005 автором Александр Магидович в разделе комментариев 2

Православная Россия с сегодняшнего дня "на посту": сочиво вместо ракет

С сегодняшнего дня в России и ряде других стран, где присутствует Русская православная церковь, начался Рождественский пост. Главным образом пост регламентирует кулинарные ограничения - продукты животного происхождения, а также определяет время приема пищи.

В современной России постятся много и охотно, в ресторанах, даже очень дорогих, появилось постное меню. Конечно, все не так строго, как в исламских государствах, где демонстративно нарушать пост не рекомендуется даже иноконфессиональным гражданам. В российских заведениях общественного питания полный плюрализм - хочешь постись, не хочешь - кушай седло барашка.

Кстати, в советское время, когда временами ощущалась нехватка того или иного продукта питания, в системе общепита соблюдать пост, тем не менее, было совсем непросто. По меню-закладке даже в кашу полагалось сливочное масло, и тем, кто постился, приходилось договариваться, чтобы не клали (т.е. нарушали правила советской торговли). При этом тетеньки в столовой или кафе искренне удивлялись, как это человек будет есть кашу без масла? Ведь кашу маслом не испортишь.

Введение постного меню, между тем, позволило бы сэкономить некоторое количество дефицитных продуктов и распределить их на обычные, скоромные дни. Но обращения на эту тему даже в прессе почему-то игнорировались. И идеологией тут не пахло - просто система была очень громоздкой, и что-то перестраивать и переналаживать было очень хлопотно. Вполне возможно, что для того, чтобы не класть масло в кашу по средам и пятницам, потребовалось бы специальное решение Совета министров СССР. Самое малое - министерства торговли.

Я очень хорошо помню, как однажды в студенческий строительный отряд в Сибири мы взяли с собой профессионального повара, выпускника "кулинарного техникума". Снабдили его качественными продуктами с местного рынка и очень удивились, что на обед и ужин у нас были... обычные "столовские" котлеты и тому подобное. Это из парной телятины и свежайших овощей.

Как выяснилось, наш повар делал все строго по меню-раскладке, у него была специальная толстая книжка, в которой до грамма раскладывалось, что в какое блюдо класть. И ни шагу в сторону от указанного способа приготовления еды! Ну, повара "разжаловали" в землекопы, а на кухню поставили двух девчонок, не имевших профессионального кулинарного образования, но зато умевших вкусно готовить.

В общем, в отдельно взятом случае проблему индивидуального подхода к питанию в рамках "застойного" брежневского комсомола удалось решить дня за 3.

Уже тогда было ясно, что частная инициатива куда мобильней, когда речь идет не о строительстве КАМАЗа или запуске спутника, а о приготовлении котлет. От появления первых частных кафе и ресторанов до введения первых постных меню прошло всего лет 10. Примерно столько же, сколько от объявления сталинской индустриализации до взрыва первой советской атомной бомбы.


Справка: Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом (в просторечии "Филипповки"), потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа (апостолов еще 11 человек, но постов существенно меньше).

Существуют правила воздержания в Рождественский пост, но их происхождение достаточно туманно. В любом случае, они не имеют отношения ни к апостолам, ни к св.Писанию, а возникли гораздо позже. Хотя в любом случае - очень давно. Запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр; в понедельник, среду и пятницу запрещены рыба и вино, принимать пищу без масла (сухоядение) разрешено только после вечерни. В остальные дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — растительное масло разрешено. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние, воскресные дни и праздники (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых), если эти дни приходятся на вторник или четверг. Со 2 по 6 января пост усиливается (рыбу нельзя есть даже в субботу и воскресенье) и достигает высшей степени в последний день - Сочельник (канун Рождества).

Сочельником он называется от обычая употреблять в эти дни сочиво (кутью) - зерна злаков, обычно пшеницы или риса с медом, замоченные в воде. К пище нельзя приступать до появления первой звезды – рождественской (вспоминаем популярный рекламный сюжет с генералиссимусом Суворовым). В деревнях в старину Сочельник сопровождался обрядами, имеющими явно дохристианское происхождение и связанными с сельскохозяйственным циклом.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 2
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Как всегда на этом форуме автор - болван :(
Йцукен написал 28.11.2005 17:19
Господин Баранов! Где вы берете "аффторов" для вашего сайта? Что ни "статья", то пособие по тупости, неграмотности и пустобрехству. В комментируемой статье:
"...Главным образом пост регламентирует кулинарные ограничения - продукты животного происхождения, а также определяет время приема пищи."
ЛЮБОЙ пост главным образом регламентирует ДУХОВНОЕ очищение и воздержание. Кулинария вторична.
"...В современной России постятся много и охотно"
Постится больше, чем установлено, есть впадение в прелесть и грех. Поэтому христиане постятся столько, сколько установлено. Постились охотно в России не только современной, но и дореволюционнной. Да и во времена правления голокрасножопой подзаборной братии христиане соблюдали посты как могли и опять таки охотно, поскольку сие дело добровольное.
А теперь по поводу "справки".
"...Со 2 по 6 января пост усиливается (рыбу нельзя есть даже в субботу и воскресенье) и достигает высшей степени в последний день - Сочельник (канун Рождества)."
Да, последняя неделя поста самая строгая. Но вот что такое "высшая степень" поста? Отвечу: это попросту пустобрехство "аффтара".
"...Существуют правила воздержания в Рождественский пост, но их происхождение достаточно туманно. В любом случае, они не имеют отношения ни к апостолам, ни к св.Писанию".
Как "разруха сущетвует только в наших головах", так и туман происхождения Рождественского поста существует только в голове "аффтара". На очень многих правослвных сайтах легко узнать, что "...Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий." Никакого "тумана". Рождество Христова Великий Праздник (в Православии - второй после Пасхи Христовой) и христиане готовятся к этому празднику, причем в первую очередь - духовно.
Далее. Поскольку Рождество Спасителя очень подробно описано в Писании, то заявлять о том, что пост "... не имеют отношения ни к апостолам, ни к св.Писанию" то же самое, что любовь к людям звисит от того, умеешь ли ты их готовить.
Со смирением примем хулу в свой адрес.
Магидович написал 29.11.2005 00:51
Однако хотелось бы узнать, как ПОСТ может РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ДУХОВНОЕ ОЧИЩЕНИЕ?
Прежде чем цепляться к чужим словам, следите за тем, какой бред сами пишете. Духовное очищение у вас на манер физзарядки, что ли, происходит? Делай - р-раз, делай - два! Как это можно регламентировать?
Пост как раз и представляет собой ограничение в пище и некоторых излишествах, посредством которого люди НАДЕЮТСЯ (а не получают, как по талончику) немного очистить и дух. Не всегда, кстати, получается.
Что прицепились к слову "постятся много"? Почему больше, чем положено? Много - это как раз может быть и в самый раз. Монахи, например, вообще не едят мясного, а миряне - едят. По-вашему, монахи все как один впали в прелесть и грех?
Цепляетесь к словам, а получается - глупо.
Упоминание поста в святоотеческих писаниях не проливает НИКАКОГО света на происхождение поста. Иначе бы вы не "колотили корявые понты", упоминая святых, а четко написали бы: вот там-то и там-то в писании дано если не описание, то хотя бы твердое объяснение происхождения поста.
Единственное место - это где Спаситель, в ответ на упреки, что его ученики не постятся, говрит о тот, что никто не постится в чертоге брачном, но отнимется у них жених - и будут поститься.
Описание Рождества Спасителя в Св.Писании ничего не говорит о необходимости поститься. Да и странно бы было, чтобы кто-то постился в честь Рождества еще до того, как Спаситель появился на свет.
Из всего вышесказанного ясно, что сам Спаситель относился к посту как к чему-то второстепенному, и значение поста в более позднем христианстве выросло не из его слов, и не из деяний апостолов.
Впрочем, если вы такой знающий богослов - объясните трудящимся "темные места", связанные с постом. Будем очень даже благодарны.
А художника обидеть - это всякий может.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss