Приезд Вселенского (Константинопольского) Патриарха Варфоломея I должен стать знаковым событием для создания в Украине Единой поместной церкви. Об этом сказал первый президент страны, председатель Оргкомитета по подготовке и празднованию в Украине 1020-летия крещения Киевской Руси Леонид Кравчук.
Он заявил, что сегодня очень важно говорить о едином украинском православии и подчеркивать, что действия князя Владимира позволили присоединить Киевскую Русь к кругу народов христианской Европы. Кравчук отметил, что "мы должны быть членами всех европейских и евроатлантических структур, так как начал князь Владимир".
Говоря о процессе создания Единой поместной церкви, Кравчук подчеркнул, что государство не должно скрывать своего желания иметь Единую поместную церковь. В то же время он заметил, что государство не должно допускать к этому процессу "неумных политиков". Кравчук также отметил, что государство не должно осуществлять никаких организационных действий в этом направлении, поскольку это является внутренним церковным делом.
Леонид Кравчук отметил, что все церкви, которые будут принимать участие в празднованиях, являются наследницами Святого Владимирского Крещения. В то же время он подчеркнул, что Украина не выделяет и не будет выделять ни одной церкви ни во время празднований, ни в дальнейшем. Ведь, как заметил Кравчук, "для государства не существует водораздела между каноничными и неканоничными Церквами". И вопрос каноничности является внутренним вопросом Церквей, и поэтому со стороны государства не должно быть даже намёка на их неравенство.
В Украину на празднование 1020-й годовщины крещения Киевской Руси прибудут 15 делегаций всех православных Церквей мира. Вселенский Патриарх Варфоломей I согласно плану мероприятий 26 июля на Владимирской горке в Киеве проведет божественную литургию.
Киев может стать местом первой за многие годы встречи Вселенского патриарха Варфоломея I и называющего себя главой РПЦ МП Алексей Ридигера. Между тем, епископ Чукотский и Анадырьский Диомид (Дзюбан) выступил с публичным заявлением, в котором предал Ридигера анафеме В этом документе епископ Диомид заявил также, что анафематствует главу Отдела внешних церковных связей РПЦ МП Кирилла Гундяева и всех его предшественников на этой должности за экуменизм. Помимо этого епископ Диомид обвиняет Ридигера и его клику в "молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти".
"На время разрешения догматических и канонических вопросов" владыка Диомид намерен перевести на самоуправление Чукотскую епархию РПЦ МП, "то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию". Наряду с этим он постановил считать "вдовствующими" Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых предал анафеме в своем заявлении.
Чукотский епископ "оставил" за собой право "осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах", то есть фактически объявил себя местоблюстителем главы РПЦ МП.
Комментируя сложившуюся коллизию, руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск Владимир Филин сказал: "Теперь совершенно непонятно, в каком качестве в Киеве будет присутствовать Ридигер. Его руководство в РПЦ МП только что аннулировано, а сам он предан анафеме. Таким образом теперь это лишь рядовой гражданин РФ, известный под агентурной кличкой "Дроздов", который едет к нам с явным намерением гадить и мешать объединению украинского православия. Между тем, политических диверсантов и агентов Лубянки в Украине и так переизбыток".
"По логике, - считает Владимир Филин, - Оргкомитет после произошедшего должен, как минимум, направить аналогичное приглашение конкуренту Ридигера - епископу Диомиду. А лучше вообще отозвать приглашения всем представителям РПЦ МП, пока они там у себя в Москве не разберутся, кто из них главный".
Главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов полагает, что все выглядит совсем не так комично, как это видится из Киева. Есть довольно значительное число верующих, для кого церковь - это тело Христово на земле, священноначалие является высшим духовным и светским авторитетом (особенно за отсутствием реальных светских моральных ориентиров), а анафема - это вещь, значительно худшая, чем смертная казнь, поскольку отлучает как бы не только от церкви, но и тем самым даже от вероятности спасения души. А когда подобный процесс взаимного анафематствования совершен, то либо надо считать рухнувшими все духовные ориентиры, либо признать носителей этих ориентиров людьми несерьезными, прще говоря, придурками - что также имеет следствием глубокий нравственный кризис.
"Собственно, попытка государства приспособить церквоь для своих нужд, прямо скажем. не всегда высоконравственных, обязательно должна была привести к чему-то подобному, считает Анатолий Баранов. - Диомид, в целом, не слишком адекватен, но нравственное состояние РПЦ МП сегодня таково, что просто обыкновенный добросовестный сумасшедший выглядит там лучом света в темном царстве. И полная адекватность Ридигера и Гундяева в данном случае немногим лучше адекватности Путина, говорящего знаменитую фразу "Она утонула!"
Канонически выше епископа в церкви никого нет. Есть три ступени посвящения - диакон, иерей (священник) и архиерей (епископ). Выше только Господь бог. Хотя сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхисидекову во веки». Но первым епископом был апостол Петр, от которого таинство хиротонии передается непосредственно от одного иерея к другому, не прерываясь. А митрополиты, кардиналы, архиепископы, патриархи и даже папа римский - это все епископы, такие же, как чукотский владыко Диомид. Таинство хиротонии одинаково для всех.
Первоначально, в апостольское время, термин "епископ" обозначал, как он употребляется в посланиях апостола Павла, старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса. Отдельная община в то время носила имя "церкви". То есть в изначальном значении епископ и его епархия являют собой законченную церковь, больше им ничего и никого не надо для того, чтобы продолжать непрерывную апостольскую линию от святого Петра. А как гласит один из кумранских текстов: "Глас вопиющего: в пустыне откройте стези Господу!" Чукотка - чем не пустыня?
Не случайно зарубежная русская православная церковь, будучи в изгнании, полностью восстановила весь архиерейский чин от епископов, ужедших в эмиграцию со своей паствой. И по своему значению сегодня она вполне признана как равновеликая другим православным церквам. Так же получилось и со старообрядческой церквью. На Западе отделение Англиканской церкви произошло под руководством архиепископа Кентерберрийского. И других примеров множество.
Что это значит? Это значит, что для церковного раскола в РПЦ МП нет никаких препятствий. Собственно, Диомид уже и объявил о расколе - навряд ли епископ Чукотский расчитывает, что после его анафемы все кафедры РПЦ тут же освободятся, а Алексий Ридигер отправится в дальний монастырь замаливать грехи. Но и бунт Диомида навряд ли приведет к немедленному освобождению епископской кафедры в Анадыре - нет у РПЦ светской власти. Значит, будут в РФ две РПЦ МП - московская и чукотская, и еще посмотреть надо, чья возьмет, поскольку каноническая правота Диомида труднооспорима.
В старорежимные времена судьей в церковном споре выступала светская власть. Точнее, на Западе римский епископ присвоил себе права светского государя и условно подчинил своему "царству не от мира сего" всех католиков. В православии же светская власть патриархов отрицается, а каноническим главой православной церкви является православный император. Император (царь) помазывается на царство и делается духовным лицом, облеченным светской властью. Примерно как египетский фараон - это вообще давняя традиция.
Повторю еще раз - главой православной церкви является не любой властитель, а только православный император. В этом плане, кстати, демократия является по отношению к православию бесспорной ересью.
Понятно, что светское государство Росфедерация, сколько бы ни отстаивали наши начальники литургий со свечками, сколько бы не тусовались с попами, судьей в церковном споре быть не может. С позиции государства ему это воспрещает его собственная Конституция, согласно которой церковь отделена от государства. С позиции церкви президент РФ не православный государь, а еретик и самозванец, вроде турецкого султана или того хуже.
И с позиций современного мира эта средневековая коллизия вообще не имеет решения.
А вот с позиций средневекового сознания, носителем и оберегателем которого является РПЦ МП, решение есть - решение в данном архиважном вопросе должен принять сам Господь. Больше некому. Раз он попустил такое поругание православию, как Ридигер, значит, ему и решать. А все шевеления в архиерейских покоях по сути своей ересь и хула на Господа. Обращения за помощью к еретической власти - чистой воды сергианство, в чем и обвиняет Диомид.
Если есть Господь - он и рассудит. А если нет - то кто такие эти толстые дядьки в рясах?"
|
|