В воскресенье противники строительства мечети на Волжском бульваре в Москве провели автопробег. Главный девиз акции: «Мечети - нет! Парку - да!». Напомним, что жители Юго-Восточного административного округа Москвы выступают против строительства мечети на Волжском бульваре. В октябре нынешнего года в префектуре ЮВАО столицы сообщили, что планы по строительству мечети действительно существуют, однако окончательное решение о строительстве здания еще не принято.
Эту новость как одну из основных дали сегодня все прокремлевские СМИ, телевидение, попала она и в топ главных сетевых меиаконцентраторов. Власти в других случаях автопробегам весьма жестко препятствуют, но не сейчас...
После Отечественной войны 1812 года и пожара Москвы старая мечеть сгорела, но заслуги татарской общины в борьбе с Наполеоном были столь очевидны, что, во-первых, татарскому населению были предоставлены все полноценные гражданские права (насколько вообще были возможны гражданские права в империи, где запрещалось даже слово "гражданин"), включая сюда и права конфессиональные, а во вторых столичные власти озаботились возведением новой мечети, которая и была отстроена к 1823 году. В официальной столице Санкт-Петербурге мечеть уже существовала.
Однако к началу ХХ века старая мечеть явно не вмещала выросшее мусульманское население столицы, и в 1902 году московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов подали прошение о передаче принадлежащих им земель на участке Мещанской части по Выползовому переулку "для постройки на этом участке второй магометанской мечети". В декабре 1903 года московские власти во главе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем проект одобрили.
Любопытная деталь: финансирование строительства мечети полностью взял на себя купец Салех Юсупович Ерзин. После революции он потерял все свое состояние, но эмигрировать не захотел, поэтому работал сторожем в Театре им. Вахтангова на Арбате. Это к вопросу о настоящих москвичах.
Но население Москвы к началу ХХ века составляло всего 1,2 миллиона человек, а сегодня - в 10 раз больше. Даже если принять как данность, что мусульманское население выросло пропорционально, то ясно - в старой мечети всем уже не поместиться - да это было с очевидностью продемонстрировано исламской общиной столицы на недавно прошедший Рамазан. Ну некуда помещаться, никак.
Конечно, религия - опиум народа, и в советский период подход мог быть и другим, посещение мечети, равно и церкви по религиозным праздникам не поощрялось и не было столь уж всеобщим. Но все равно, у немногочисленных действующих церквей на Пасху, у синагоги на Пейсах и у мечети в Рамазан собирались толпы людей, которым явно было тесно в исторических зданиях - советская власть предпочитала решать эту проблему усиленным милицейским оцеплением, совсем как со "Стратегией 31" сегодня, и это было одной из ошибок, которые на финал погубили страну.
Сегодня церкви строят даже там, где нет прихожан. С синагогами тоже все в порядке. А вот с мечетями - напряженка, дефицит, можно сказать. Причем, как и всякий дефицит, он является не объективной проблемой, а ошибкой управления и планирования - возможно, "ошибкой" сознательной.
Почему-то мусульмане объявлены "неблагонадежными" и полицейское государство смотрит на весьма существенную часть гражданского населения страны исключительно через призму "экстремизма". И этим, кстати, консолидируют исламский фактор разрушения страны - нигде в мире нет "просто мусульман", а есть великое множество течений, движений, сект, что обусловлено в первую очередь тем, что в исламе нет канона, и все течения, по сути, равноправны. И только в России мусульмане консолидированы в противостоянии - в общем, неизвестно кому, но факт налицо, есть и противостояние, и консолидация. В Таджикистане мусульмане-традиционалисты 15 лет назад резали мусульман-исмаилитов, но приехав в бывшую столицу "союза народов свободных", они все приобретают одну этноконфессиональную общность - "чурки". Таджики очень трудно уживаются с узбеками, но в Москве это "один хрен чурки". Дагестанцы и чеченцы в Москве тоже "понаехали тут", хотя они, между прочим, "понаехали" в столицу своего государства. Более того, "понаехали" и татары, которые в Москве живут с глубокого средневековья, в отличие от подавляющего большинства "москвичей". Но самое важное - в СМИ уже кочует формулировка "мусульманская нация", что в принципе абсурд, поскольку ислам принципиально интернационален, но эту же формулировку уже адаптируют и в "исламских" источниках, скажем, на Кавказ-центре.
У "хозяев дискурса" есть что-то в голове, когда они формируют общественное мнение таким образом, чтобы оно разрывало государство и общество на куски, даже в самом сердце страны, в ее столице?
А ведь ситуация очень простая - строить мечети нужно, если на них есть спрос у общества. Ведь не за государственные же деньги их намерены строить? Арифметика тут простая, площади надо рассчитывать исходя из наличного числа мусульман, активно посещающих мечети. Вот только что перепись проводили - зачем? Разве не чтобы выяснить в первую очередь такие вопросы?
Вместо этого власти собираются соорудить нового монстра, вроде Храма Христа Спасителя, только на исламский манер и на Волжском бульваре, а не в центре. А зачем загонять всех мусульман в один сарай, создавая проблемы и верующим, и тем, кто живет вокруг, поскольку огромные толпы и неизбежная давка в транспорте не способствует росту толерантности.
А ведь Москве с ее населением требуется примерно 10 таких мечетей как соборная мечеть в Выползовом переулке. Ну так и пусть их будет десять! А лучше двадцать, но поменьше, а еще лучше сорок. Совсем хорошо - по одной в каждом из 123 муниципальных районов. Где поместятся все, причем без давки и конфликтов, и никто никому не будет создавать проблем. И, что очень важно - не будет повода сгонять в один сарай всех мусульман в противостояние со всеми остальными немусульманами. Будет просто обычная тихая конфессиональная жизнь, в современном мире и в современном мегаполисе неизбежно стремящаяся к затуханию - секуляризация все равно идет, и огромный город является для нее наилучшей средой. Вот и не надо создавать одну огромную точку противостояния этому процессу. Не нужно создавать в Москве "мусульманскую нацию" с ее главным штабом и главным символом. Это вообще мало, кому нужно. Пусть в Печатниках, скажем, собираются исмаилиты, в Марьиной роще - татары, в окрестностях Крокус-сити выходцы из Азербайджана, а на улице имени Ахмата Кадырова - чеченцы. А соборная мечеть пусть остается соборной мечетью, зачем ей конкуренты?
|
|