Кто владеет информацией,
владеет миром

Мертвому авиапрому прописали припарку в 369 миллиардов рублей

Опубликовано 02.02.2010 в разделе комментариев 41

Мертвому авиапрому прописали припарку в 369 миллиардов рублей
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерена в ближайшие пять лет изготовить и продать 428 гражданских самолетов на общую сумму в 369 миллиардов рублей. Для этого, как утверждает "Коммерсант", ОАК предложила правительству России изменить механизм господдержки авиапрома, что будет стоить государству еще 128 миллиардов рублей. За эти деньги в ближайшие 10 лет ОАК намерена войти в пятерку мировых лидеров по производству самолетов.

ОАК подготовила концепцию "Система финансирования продаж авиатехники в России", которая уже внесена в правительство. "Коммерсант" утверждает, что ОАК просит правительство компенсировать часть процентной ставки по кредитам, получаемым покупателями российской авиатехники. Для этого государство проведет выпуск 15-летних беспроцентных казначейских облигаций, которые будут переданы банкам-кредиторам. В Минэкономразвития заявляют, что решение об изменении механизма господдержки отрасли будет принято в срок до 30 марта.

Подобная схема будет действовать с 2011 по 2015 годы. Всего в ОАК надеются продать 46 самолетов Ту-204СМ, 110 самолетов Ан-148 и 272 самолета Superjet 100.

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил уже, что ОАК в период с 2010 по 2012 годы произведет 165 гражданских самолетов. Правда, в 2009 году ОАК поставила авиакомпаниям всего 14 гражданских самолетов, хотя по плану должна была продать 22. В 2008 году в России было собрано вообще 9 гражданских самолетов.

ОАК была образована для слияния авиационных активов на базе государства в 2006 году. Контрольный пакет акций корпорации принадлежит государству. В состав ОАК входят компании "Сухой", "Иркут", "Сокол", "Туполев", РСК "МиГ", "Илюшин Финанс", "Финансовая лизинговая компания" и другие.

 


От редакции: Масштаб, конечно, производит впечатление. Дайте нам 4 миллиарда долларов и тогда за 12 миллиардов долларов ваших денег мы догоним "Боинг" по объемам производства. Правда, пока мы даже за деньги можем производить только 14 самолетов из заказанных 22-х в год. Но у нас есть прогресс - мы выросли за год в полтора раза. Если будем расти так и дальше, то в 2010-м соберем уже 20 машин, в 2011-м - 30, а к выборному 2012-му - целых 45! Если нигде не облажаемся.

Вообще, конечно, когда планирование в авиационной промышленности происходит исключительно по бухгалтерским документам, может сложиться впечатление, что промышленность - это такой джук-бокс: кинул денежку - тебе спелит песенку, кинул 2 денежки - две песенки и так далее. Однако все не так замечательно, и есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги, если этих вещей попросту нет в продаже.

За 20 лет простоя в авиационной промышленности (а несколько бортов в год при наличии полутора десятков авиационных заводов конечной сборки - это полный простой) убили главное - людей. Завод можно законсервировать, и после расконсервации он сможет работать. Но люди - это не консервы, они стареют, болеют, умирают, спиваются и просто теряют квалификацию. И в отношении промышленности речь идет не об уникальной группе специалистов, а о массах людей - в советском авиапроме работало около 2 миллионов человек. И вот где-то на этом уровне, который заявлен в прожекте, подготовленном ОАК, и находилось производство гражданских самолетов.

А сегодня численность работающих в авиапроме сократилась примерно в 20 раз. Кто же будет производить заявленные 428 самолетов в 5 лет? Таджиков завезем?

Однако производство авиационной техники, к сожалению, требует несколько большей квалификации, чем уборка улиц и рытье канав. Для этого нужны устойчивые трудовые коллективы, состоящие из квалифицированных специалистов - а именно эти коллективы и были разрушены, во многом благодаря усилиям покойного Е.Т.Гайдара и последователей. И собрать новые коллективы за короткий период не представляется возможным. На обучение рабочего высокой квалификации, уже после окончания ПТУ (которых тоже нет) необходимо от 8 до 12 лет его подготовки непосредственно в процессе производства - наставничество и другие прочно забытые приметы давно исчезнувшего производства. Это уже не говоря о том, что нужно где-то взять 2 миллиона молодых людей, готовых идти работать на завод. И тогда где-то лет через 12-15 можно будет говорить о восстановлении в данной отрасли.

Но для этого надо вкладывать эти 128 миллиардов вовсе не в казначейские облигации сомнительных банков, а в ПТУ и техникумы, да и преподавателю МАИ следует платить не 6 тысяч рублей, как сегодня. Надо платить рабочим приличную зарплату, причем фактически авансом, поскольку отработают они ее лишь через несколько лет - а если не платить, то нужные кадры просто не придут. Где-то этим рабочим и их семьям надо жить, где-то учить детей. То есть, грубо говоря,нужны вложения в "человеческий фактор", чего нынешняя бухгалтерия просто не понимает. Для них завод - это "черный ящик", выходные характеристики которого зависят только от одного параметра - от количества вложенных денег. Если вложить очень много денег, то на выходе появятся даже космолеты, как в "Звездных войнах". Только так не бывает, к сожалению.

Вообще авиационная и космическая промышленность - это, конечно, показатель технологического уровня страны. В современном мире без этих отраслей промышленности (равно без атомной и химической, металлургической и радиоэлектронной, машиностроении и станкостроении) говорить о каком-то суверенитете, самостоятельной политике и даже просто о независимости - достаточно проблематично. Не может страна, не способная контролировать собственное воздушное пространство, проводить независимую политику в этом мире.

Если же мы посмотрим на авиастроение шире - то есть и на военную его составляющую тоже (а именно военная составляющая и является технологическим "локомотивом" всей отрасли), то увидим знакомую неприглядную картину - в части разработки образцов новой техники в единичных экземплярах, на уровне опытно-конструкторских производств еще могут решаться какие-то перспективные задачи. Передовой инженерно-конструкторской мыслью уже не пахнет, но лепить опытные образцы где-то в общем майнстриме мировой авиационной мысли - способны. Хуже, гаже, но, в общем, что-то такое могём.

Но уже на этапе внедрения, не говоря об организации массового производства - просто беда.

Достаточно посмотреть на широко рекламируемые в последние годы образцы новой техники концерна "Сухой" - мало того, что это, в общем, продолжение линейки Су-27, но ведь и то, что взлетело, прошло госкомиссию и принято на вооружение существует в исключительно единичных экземплярах.

Хотя самый красноречивый пример - поставка МиГ-29 К для комплектования авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" по заказу Индии. Лет 10 об этом много говорили, но сейчас притихли, как-будто и не было. Крейсер не готов. Но проблема корабелов несколько затушевала и проблему авиационщиков - задача стояла, как-будто, простая - наладить серийное производства самолета, принятого на вооружение больше четверти века назад. Так вот, эту проблему решали почти десятилетие - это раз. И на финал так и не решили. Только к сентябрю прошлого года в Баренцевом море завершились испытания МиГ-29КУБ, вот только все четыре машины были собраны "кустарным" способом, на опытном производстве РСК "МиГ" в Москве. Кстати, площади, на которых расположено ОКБ, уже, кажется, готовы под коммерческую застройку...

Та же история произошла и с серийным производством Ту-334 в Луховицах (где, кстати, когда-то планировалось производить и серийные МиГ-29К) - новый цех для сборки построили, а вот "сборщиков" подготовить не успели - кстати, тогдашний генеральный конструктор РСК "МиГ" Н.Ф.Никитин и теперешний директор ЛМЗ Ю.П.Цюпко приняли абсолютно верное решение - они восстановили в Луховицах ПТУ и техникум, они начали готовить специалистов для завода, но, разумеется, не успели - скорость бюрократической ротации оказалась на порядок выше, чем сроки подготовки квалифицированных рабочих. Бухгалтера из правительства не понимают, что цикл подготовки специалистов не укладывается в нормы годового отчета.

Таким образом, авиационный завод в Луховицах так и остался недоукомплектованным кадрами - в то время как основное сборочное производство РСК "МиГ" в столице, на бывшем заводе "Знамя труда" уже фактически ликвидировано, там Лужков дома будет строить. Но, естественно, специалисты из Москвы навряд ли поедут жить и работать в поселок городского типа Луховицы в 120 километрах от столицы. Да их там никто и не ждет.

Вот примерно так все и выглядит - везде в авиационной промышленности. Мы еще можем запускать в небо различные забавные кунштюки вроде Су-37 и 1.44, ПАК ФА или "Суперджета". Но конкурировать хоть с кем-то, хоть с Китаем или Бразилией в серийном производстве - уже не можем. И при сохранении тех подходов, которые демонстрирует нынешний режим в отношении промышленности - не сможем никогда. Со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями - включая сюда и ограниченный суверенитет. Он ограничен кремлевской стеной и ограниченным числом извилин кремлевских обитателей, и это лечится только ампутацией головы с обработкой культи по Пирогову...

Анатолий Баранов




Рейтинг:   4.96,  Голосов: 26
Поделиться
Всего комментариев к статье: 41
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Дмитрий г. Запорожье. написал 05.02.2010 18:43
Так статью читай.Там же сказано,что производства Лужков под застройку пустить
собирается.Скоро наверно и до корпусов дело дайдет,ведь почти центр.
(без названия)
ШтушаКутуша написал 05.02.2010 13:57
Да ладно. Интереснее другое, чем этот МАИ вообще занимается, кроме выпуска пейсателей - ссытиригов. Корпуса на Ленинградке огого какие, лаборатории, какие-нибудь опытные производства наверняка есть. Одно-то дело, когда каждый третий самолет в мире был советский, а сейчас аэропорты рабочие по пальцам двух рук можно перечесть. Готовят иностранных студентов? Какой дурак поедет учиться в авиационный институт в страну, где авиацию в асфальт закатали, предварительно любовно пересыпав хлорочкой?
Небось преподавательский состав был жутко реформолюбивый, ,,свободу и демократию,, на ура встретил. Ну так пора уже огрести плоды. Чемодан, вокзал,...биржа труда.
для Гео
Дмитрий г. Запорожье. написал 03.02.2010 14:37
По поводу"сохранили",так это Кучме золотой памятник поставить надо-его заслуга
но проблемы в мощностях."Мотор-Сичь"(где я работал)выпускал кроме ракетноавиаци
онных двигателей вертолетные для всего СССР,и это при том,что в Украине ни одно
го вертолетного завода,только сейчас в Полтаве создали ОКБ"Геликоптер"и начали
поставку изделий в Иран(свяжись-может знакомые есть),а АНТК"Антонов"очень специ
фическое КБ и пассажирскими самолетами не занимались толком.На мой взгляд АН148
летающий урод,хотя внутри 21в.(полностью отцыфрован)Благодаря Кучме договорили
сь создать филиал КБ(с преобразованием в АНТК)Яковлева,в районе Николаева,но ре
альных изделий пока не видно(сделали из Китайского ЯК-130-сверхзвуковой УБ)Непо
нятно одно,зачем было убивать производство ИЛ-96 в Воронеже,когда мы предлагали
просто заменить двигатели,и ИЛ-96 превращался в Б-777?У нас конечно воруют,но
так?
Re: для Гео Дмитрию из Запорожья
Гео написал 03.02.2010 10:16
Согласен, прекрасно знаю проблемы 86-го, именно из-за двигателей он уступал конкурентам, брал меньше пассажиров, чем аналоги и проекты, из-за энерговооруженности, но считаю, что машина очеь надежная, талантливо созданная и просто красивая - красота - это основной критерий качества авиатехники (для меня), просто и красиво можно было решить еще лет 15-20 назад, основная проблема двинателей была в больших зазорах, как следствие, больший (до 10 раз, расход масла (из-за нарушения технологии производства и сборки, качества комплектующих)и меньший ресурс). Да, будем честны, с двигателями проблемы были еще 20 лет назад . По поводу Запорожья, Днепропетровска, "Южмаша", института Патона- не собираюсь выпендриваться, если Вам это удалось сохранить - Слава Украине! Сам русский, но очень понравилось телевидение в Крыму лет 6 назад, я его разрешал смотреть ребенку, воспитание детей в с уважением к собственному народу (был в Мрии - санаторий ЮЖД в Евпатории), детки занимались спортом и игрой в города. Москва - проехали, Питер - проехали, Киев - наша столица, Харьков -крупный транспортный узел и т.п. Искренне говорю - молодцы, у Вас переспектив больше, Вы занимаетесь детьми, видел это собственными глазами.
Конечно появились...
wolodja написал 03.02.2010 08:43
при увеличении скорости вадвое... энергия удара возврвстает ва четверо, а сила удара могет увелиситься раз ва десять... и полее... со всеми вытекающими... так чито не только рельсы, нои калесы... ва другиха температурных зонах ватличие от теплых явропов...
+++++++
... запучк сапсана, пахоже, паросто операция па уничтожению жд полотна мечду питеромимочкой...
Хорошо.
Злобный поцреот написал 03.02.2010 06:46
Почитал статью. Автор не в адеквате. САйт в ингоре.
По поводу...
STARIK написал 03.02.2010 02:00
Почитав такие статьи, я задаюсь вопросом, а не сошел ли я с ума? Бог ты мой, о чем разговор? В СССР был заказ на определенные типы самолетов. И никому не было дела до того сколько там делают на Западе. Вопрос решался по потребности. Сейчас происходит что-ужасное, эти твари, оседлав авиопром, пытаются сделать что-то нормальное. И думаю, я ,а не являются ли эти твари представителями 5й колоны? И ПРИХОЖУ К ОДНОЗНАЧНОМУ МНЕНИЮ. ВСЯ ЭТА ТВАРЬ, ЯВЛЯЕТСЯ 5Й КОЛОНОЙ.
для Гео
Дмитрий г. Запорожье. написал 03.02.2010 00:09
К сожалению наш план по спасению твоего любимого ИЛ-86 тоже провалился,а было
просто и красиво.Предлагалось заменить сущ.двигатели(из за них все проблемы),на
шими(теми,что ставят на АН-124),и кстати двигатели для АН-70 на ИЛ-76 испытыва
лись(даже схема замещения разработана)Результат ты знаеш.Кстати на колесах"Сапс
ана"трещины появились.Вот такие дела.
(без названия)
xxl написал 02.02.2010 23:26
" ... То есть, грубо говоря,нужны вложения в "человеческий фактор", чего нынешняя бухгалтерия просто не понимает. Для них завод - это "черный ящик", выходные характеристики которого зависят только от одного параметра - от количества вложенных денег ..."
Ну ТАКОЕ происходит НЕ ТОЛЬКО в России. ЭТО ЕСТЬ ТЕНДЕНЦИЯ среди, так называемых РАЗВИТЫХ стран, начиная со США
и кончая Японией. ВЫНОСЯТСЯ ЗА РУБЕЖ ЦЕЛЫЕ ОТРАСЛИ. Например, тот же Мерседес, так сказать ФЛАГ Германии, сегодня
состоит из деталей СДЕЛАННЫХ в Германии не более чем на 30(!) процентов. И так по ЛЮБОМУ изделию.
Хуже всего, что исчезают, как вы пишите ЦЕЛЫЕ РАБОЧИЕ КОЛЛЕКТИВЫ, целые НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ.
И это мало кого волнует. Решающий критерий - ПРИБЫЛЬ. У руля стоят БУХГАЛТЕРЫ.
Последствия - ПОТЕРЯ РАБОЧИХ МЕСТ, создание МАССЫ рабочих мест, не ТРЕБУЮЩИХ НИКАКОЙ или
НИЗКОЙ квалификации. Вот вам еще пример. Президент Б.Обама ОТКАЗАЛСЯ(!) от Лунной Программы,
в пользу ИСС, как было сказано. Капитализм подошел к своему историческому концу.
Просмотрел ряд научных журналов по прикладной математики.
Какие там имена - индийцы, китайцы, есть из Сингапура, Малайзии, ОЧЕНЬ мало из США.
И России НИКОГО.
(без названия)
бареро написал 02.02.2010 22:13
Гордыня первый грех.Потому не надо им ни образованных.
Идея интересная
Гео написал 02.02.2010 21:55
Но не реальная , когда я уходил из авиации, мне просто предложили денег в 4 раза больше, работа рядом с домом, обратно - дороги не вижу, не хочу, управляют всем этим не специалисты, а манагеры с веселым образованием, чьи-то родичи и друзья, просто призывающие всех хорошо работать без денег, которые они легко могут потратить и на себя. Ни один из выпускников моего года МАИ, ХАИ, не работает по специальности (из мне известных). То, что рекламируется из новых самолетов - жалкие устаревишие разработки, Ил-86 с модификациями - мой любимый, стабильный и надежный самолет, снят с призводства, Сухой с итальянцами стал пытаться делать пассажирские самолеты -хорошо, что не АвтоВАЗ или Липецкий металлургический.
Школа подготовки спецов и мотивация для работы в отрасли практически уничтожены, около 1000 выпускников (хоть на что-то способных), работает на Боинг, с целью в дальнейшем уехать в страну с другим качеством жизни. Они поверят правительству? У них трезвый взгляд на жизнь, за это им деньги и платят. К сожалению, Дмитрий из Запорожья во многом прав, Украина больше уважает своих граждан и пока сохраняет высокотехнологичные производства, несмотря на нищету. В России пытаются руководить по принципу: купи-продай, потом свали, просто Лондон не резиновый - украинцы это понимают, у них про Родину хорошо в школе рассказывают, а наши надеются на авось, как всегда, земля обетованная рядом, без виз.
тута, Вольный, надоть вещи своими именами называть...
wolodja написал 02.02.2010 21:32
деньги на уничтожение народишка проклятого есть... на остальное нет... (точнее - принято решение... почкольку "денег в природе нет")...
(без названия)
Вольный написал 02.02.2010 21:24
Тут многие сетуют на то, что выделенные сотни ярдов руб. будут все равно разворованны. Не будут они разворованы по той простой причине, что они просто не будут выделены. Нет таких лишних денег у государства. А то что озвучивает Путин и его министры-капиталисты - это для пипла, быдла. Типа видите какие у нас грандиозные планы.
Если заявлено Путиным строительство олимпийских объектов в Сочи, объектов самита во Владивостоке, строительства нфтепровода к Тихому океану, нефтепорта Козьмино, то это на самом деле строится и будет построено. Хотя как водится выделенные на это деньги тоже разворовываются. Как же без этого. Но как бы не воровали, просто физически такие суммы разворовать невозможно полностью. Кстати воруют не безуспешно во всем цивилизованном мире.
Правда стрйки в Сочи и Владивостоке - это мотовство при нищете, или пир во время чумы.
Нефтепроводы и газопроводы - это святое. На них деньги изыщут, часть(небольшую) разворуют но построят. Это бизнес Путина и его команды.
Насчет авиапрома(как и автопрома) решение принято давно. Пусть безнадежный, обременительный пациент умрет естественной смертью. Не надо ему мешать.
Еще раз повторю. Все деньги украсть невозможно. Если бы деньги этим "больным" выделялись в заявленных объемах и хотя бы треть из них дошла до адресата реальные подвижки были бы видны. Спросите у промышлеников. Кто-нибудь из них видел те денги, что из стабфонда якобы целый год текли рекой в банки и реальный сектор экономики.
Запустили в общество самый убойный аргумент, что якобы деньги разворовывают напрочь. Обчество и поверило. Ведь мы обманываться рады.
Re: - Alex (02.02.2010 18:48)
..... написал 02.02.2010 21:16
согласен. гебня ничего не понимает в экономике.Проследить-да.Продать?Это они мастера.Подставить?Тоже.
Это ж,смешной разговор.
В промышленность нужно ставить начальника цеха,директора.Но у которого не умерла инженерная жилка,изобретательская.
Вот тогда будут новации с поправкой на опыт.
Нету понятия авиациононая парамышленность...
wolodja написал 02.02.2010 21:06
"Деньги растащат, а сделать ничего не сделают. Ничего хорошего, по крайней мере. Деньги давались уже не раз и все успешно растаскивались. Авивационная промышленность -- это целостный организм, имеющий свою культуру, т.е. традицию..."
++++++++
... есть понятие народное хозяйство... и об отраслях могут роговить токко бараны (не путать с Барановым, который кака раза очень даже не баран)... ва главе сатраны, захватив государьственные должнгости и СМИ действительно стоят бараны, воры и уроды... со всеми вытекающими дуля прокляого народишка почледчтвиями...
де-факато... территория зачищаетца пода викетазов...
Re: НАЗАД!
Советский написал 02.02.2010 21:05
"Коммунистическое общество не есть рецепт всеобщего благоденствия и выделения каждому квоты на счастье, это всего лишь научно-обоснованный способ минимизации человеческого несчастья."
Вот именно.Но все же,совет старейшин(ЦК КПСС до бляди Горбачева)-старался создать нормальные условия для людей!
" О своем же счастье в обозримом будущем, каждый все равно должен будет заботиться сам..."
Ну конечно,чего тут распинаться.Уже нет партии,которая заботилась бы о народе.......................................................
Это и плохо.Индивидуализм-худшее из изобретений человечества.
А ва привиельсвах сидят те, каму поручено...
wolodja написал 02.02.2010 21:01
вот "кленовый" постец канаца 2007 года:
Энкоминика ента облацть деятельности по эксплуатации людей такм образом, читобы они сильно не сопротивлялись, а исще лучше, читобы и не догадывались об этом... а денег в природе нет...енто понимали еще во времена Аристотеля и даже ранее... это всего лишь право чем-то заниматься... и ежели нама роговят, чито нет денег на бесплатное опучение, здравоохранение, оборону, сельское хозяйство, науку ... чито платить надоть тема, като "пользуется спросом" ... то енто заначит, чито
като-то нашему народишке проклятому просто запретил:
- учить своих детей,
- лечить своих больных,
- заниматься наукой,
- оборонять свою территорию и богатства,
- развивать производство...
зато разрешило:
- сажать детей на иглу
- гнать своих дочерей на панель
- воровать нефть и газ и задарма отдавать его всем кому не лень
- раздавать за непонюх табаку земли, леса, воды и т.п. и т.д.
и правителяство с этним согласилось ...
+++++++
годы идут и ниичаво чтоить
Коренной сибиряк.
Иван написал 02.02.2010 20:46
Вот такие/За Сибирь в СОСАВЕ США/и правят теперь Россией.Просто смех да и только.
(без названия)
простой сибирский пролетарий написал 02.02.2010 20:32
кремлядь баранов опять сокрушается что у кремлядей нет авиапрома... да не нужен вороноворусской рашке авиапром. рашке нужна эвтаназия. чтоб народ не мучила. За Сибирь в сосаве США!
(без названия)
Alex написал 02.02.2010 18:48
Деньги растащат, а сделать ничего не сделают. Ничего хорошего, по крайней мере. Деньги давались уже не раз и все успешно растаскивались. Авивационная промышленность -- это целостный организм, имеющий свою культуру, т.е. традицию. Если традиция прервана, если культура умерла, то ее уже не оживишь, надо делать новую культуру, создавать новую традицию. Может быть, они будут мохожи, может быть и нет, но эти гэбнюки создать ничего не смогут никогда. Они не для того подбирались, готовились и не так жили. Что-то отгрызть -- это пожалуйста. Вот живой пример == гэбнюк Якунин, начальник всех железных дорог. Ведь столько денег растранжирил -- а толку -- чуть. Потому что делать ничего не умеет и не сможет, не приучен, не обучен. жизнь уже на излете -- не выдерссируешь. И так везеде. Потому-то мы и в жопе, и не вылезем из этой жопы, пока не поменяем людей наверху. Ведь рыба гниет с головы, а с дурной головой путного не сделаешь.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss