Мощи православного святого Филиппа, которые пытались продать на интернет-аукционе, сняты с торгов. Это произошло после того, как Русская православная церковь назвала появление этого лота "кощунством".
Напомним, что вчера в одном из петербургских интернет-каталогов антикварных изделий появилось предложение купить мощи святого. (На продажу выставлялись череп и плечевая кость). Подлинность мощей ХVI века, как указывал продавец, доказывает инвентарный номер на ящике, год поступления в хранилище Казанского собора (1899) и дореволюционная надпись -"Святой Филипп". Русская православная церковь назвала попытку продажи святых мощей "вопиющим фактом кощунства".
"Продажа мощей - это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыдно. Но даже если эти останки не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека", - заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
На самом деле протоиерей не то чтобы соврал, но изрядно погрешил против истины. Действительно, с точки зрения светского государства продажа мощей является деянием, которое описывается определенной статьей Уголовного кодекса, а именно Статьей 244 "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения". Осуждается это и светским обществом, а вот церковь, наоборот, всю свою средневековую историю не только покупала, продавала, обменивала мощи святых, но и воровала их, и даже устраивала из-за них кровавые войны.
Так, например, дни из самых почитаемых мощей христианского мира, мощи евангелиста Марка, находящиеся сейчас в Венеции, были в раннем средневековье попросту выкрадены тремя венецианскими купцами в Александрии Египетской, о чем повествует церковное предание, и какое деяние называется не иначе как подвигом.
Вот как описывается этот подвиг: "Когда венецианцы вошли в церковь в Александрии, то встретили там хранителей святыни, монаха Ставрация (Staurazio Monaco) и священника Феодора (Teodoro Prete). Предприимчивые венецианцы сразу же предложили им вывезти мощи святого Марка в Венецию, где они будут окружены почитанием. Обоим хранителям было также предложено плыть в Венецию, где им были обещаны богатство и почет. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем той земли и жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому-либо мощи святого Марка, ибо за такое деяние они наверняка заплатят жизнью".
Тогда венецианцы просто выкрали мощи "взяв мощи святого Апостола, они положили на их место мощи святой Клавдии, сохранив при этом печати, которыми было скреплено шелковое покрывало мощей святого Марка. По преданию, после того как мощи были взяты из раки, распространилось такое обильное благовоние, что оно ощущалось не только в церкви, но и по всему городу. Это возбудило подозрения александрийских христиан, которые захотели удостовериться, что мощи святого находятся в его церкви. Печати были найдены нетронутыми, а мощи (но не святого Марка, а святой Клавдии) - покоящимися в раке. Чудесному запаху было найдено объяснение и все успокоились. Между тем купцы, для того чтобы перенести мощи на корабль, должны были вновь прибегнуть к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов".
В общем, таких историй в средние века было множество. Ряд особо ревностных церковных и светских феодалов собирали у себя целые коллекции различных мощей, которые правдами и неправдами покупали, выменивали, отнимали силой. Одним из таких "коллекционеров" был, кстати, покровитель Мартина Лютера курфюрст Саксонии Фридрих - в итоге проповеди Лютера он от своего увлечения позже отказался.
Да, собственно, формальным поводом к началу Крестовых походов тоже был Гроб Господень.
Сейчас, конечно, из-за мощей воевать никто не будет. Но в эпоху всеобщего денежного эквивалента продажа святыни на аукционе не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Продаются иконы, продаются богослужебные книги и предметы, являющиеся реликвиями. Почему бы не продаваться и костям?
На надо забывать, что ажиотаж вокруг мощей в средние века имел и вполне меркантильный интерес - наличие особо почитаемых мощей резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или городского собора. Единственным видом туризма в Средневековье было паломничество (если не считать, конечно, военных походов) - и доходы в этом "бизнесе" были столь же ощутимые, что и в современном турбизнесе, о чем, кстати, опять-таки писал Мартин Лютер.
И Русская православная церковь только что продемонстрировала весьма большую степень расторопности в данном виде старинного бизнеса, организовав туры различных мощей - руку Марии Магдалины, до этого часть руки Николая Чудотворца провезли по множеству российских городов, собрались толпы молящихся - и, разумеется, жертвующих. В 21-м веке вовсе не нужно выменивать, покупать или отнимать мощи - можно брать их в "лизинг" у "законных владельцев", а в обмен устраивать поездки "собственных" мощей - например, преподобного Сергия Радонежского на Украину.
Неплохо распорядилась Русская православная церковь и мощами царской фамилии, своевременно "обнаружив" их где-то под Екатеринбургом. Подлинность останков оспаривалась с самого их "обретения", но тем не менее, они были признаны подлинными и благодаря этому удалось провести канонизацию Николая Второго с фамилией. После чего интерес к подлинности останков потерялся, их захоронили приличествующим образом, но не совсем по-царски и просто сделали вид, что проблемы не существует. Тоже бизнес.
Так что же теперь удивляться, что какие-то коммерсанты, взяв пример со служителей культа, решили выставить на продажу невесть каким образом попавшие к ним мощи святого Филиппа? Вот уж точно в соответствии с поговоркой "каков поп, таков и приход".
И решение этой морально-этической проблемы лежит вовсе не в области морали и проповедей "о вреде абортов". Не нужно было создавать рынка, на котором продается все - от мощей святых до живых детей для сексуальных удовольствий, не нужно было благословлять то, что проклинал Иисус и первые христиане, не нужно было служить Маммоне, прикрывая кошелек рясой.
Не было бы спроса - не было б и предложения.
|
|