Кто владеет информацией,
владеет миром

Главный дефицит советского общества

Опубликовано 11.12.2022 автором Метик Сергей в разделе комментариев 40

кризис экономика
Главный дефицит советского общества

«Дефициты» и очереди были закономерным следствием внедрения элементов капиталистических товарно-денежных отношений в социалистическую плановую экономику. Сохраняя архаику товарного обращения, сиятельные партийные вельможи, напуганные новочеркасскими событиями 1962 года, не решались «отпустить» цены, боялись «непопулярных мер», предпочитая удерживать их на низком уровне при помощи дотаций на продукты питания и предметы первой необходимости. Возник парадокс. Чем больше производилось сельхозпродукции, тем разорительней для бюджета становились эти дотации. Отчасти дефицит бюджета компенсировался путем поднятия цен на предметы роскоши, импортные товары, автомобили, золото, ликеро-водочную продукцию, но этого было явно недостаточно. На радикальный пересмотр ценовой политики влиял главный «дефицит» - отсутствие политической воли.

 

Сегодня некоторым представляется очевидным, не требующим доказательств фактом, то, что насыщение потребительского рынка, витринное изобилие, автомобили в каждом дворе есть зримые плоды «реформ», следствие активизации материального интереса, насаждения рыночных отношений, не без издержек, конечно, но в целом движением в правильном направлении. Это не так. Истинная «заслуга» в создании иллюзии «успешности» либеральных «реформ» принадлежит советской партийной бюрократии, умудрившейся настолько дискредитировать социализм, что в сравнении с его номенклатурным воплощением, любая вселенская катастрофа будет казаться великим достижением, оправдывающим все понесенные жертвы.

 

Виной тому конкретность мышления, исходящего из «здравого смысла» и не способного подняться выше утилитарно-рассудочных представлений о должном. Тотальным провалом и колоссальным историческим регрессом эти «реформы» будут выглядеть, если сравнивать их не с номенклатурным убожеством «развитого социализма», а с действительно научным социализмом ленинского типа, позволившим бы получить неизмеримо более весомый результат со значительно меньшими издержками.

 

Социализм основан на принципиально новом способе производства - нетоварном. Вся экономика страны интегрирована в ЕДИНЫЙ плановый народнохозяйственный комплекс. Нет никаких "субъектов рыночных отношений", ни "мелких", ни "средних". Представьте себе огромный производственный комбинат, в котором производится ВСЁ, что нужно обществу. Все существующие сейчас "независимые" товаропроизводители, все учреждения, все фабрики, заводы, поликлиники, жилые дома, предприятия общепита и т. п. становятся "цехами" этого комбината. Единая энергосистема бесплатно снабжает весь этот комбинат электроэнергией, бесплатно получая горючее и оборудование; единая транспортная система обеспечивает бесплатный оборот пассажиров и грузов; все прочие системы жизнеобеспечения также плотно интегрированы в единое ЦЕЛОЕ, образуя как бы живой социальный организм.

 

Производительность труда в таком обществе будет настолько высока, использования сырья, оборудования, рабочей силы настолько эффективным, что уровень жизни будет В РАЗЫ выше, чем в самых развитых странах мира. Никакого "рынка", никакой "конкуренции", никакой "частной собственности", "инвестиций", банков, денег, кредитов, ипотек не требуется. Но это не только материальный достаток, это еще совершенно иное КАЧЕСТВО жизни людей в обществе без страха, алчности, зависти, насилия и лжи.

 

Такой взгляд ломает все представления о наших «реформах», как о тяжелой, но объективно необходимой для общества меры, а сами «реформаторы» предстают корыстно мотивированными, недалекими и наивными плутами, всерьез воспринявшими примитивную пропаганду враждебного класса.

 

Реформы в советском обществе действительно было настоятельно необходимы, но проводить их следовало в диаметрально противоположном направлении – в сторону ликвидации всяких «рыночных» атавизмов, всех форм неравенства, предельно плотно, бесшовно» интегрируя экономику страны в единое целое, в один огромный плановый нетоварный народнохозяйственный комплекс с равенством труда и равенством платы. При такой организации экономики, «дефициты» и прочие изъяны «развитого социализма возможны лишь если их кто-то специально «запланирует». Но при отсутствии товарно-денежных махинаций, когда все расчетные величины обретут свой естественный натуральный вид, никто не будет заинтересован в том, чтобы «сэкономить» на производстве необходимого. Баланс потребностей и возможностей не будет зависеть от виртуальных финансовых показателей или аппетитов частных «собственников», а будет определяться наличием ресурсов, в том числе трудовых и долговременной стратегией развития, на что капитализм не способен в принципе.

 



Рейтинг:   3.75,  Голосов: 8
Поделиться
Всего комментариев к статье: 40
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Про несчастную КНДР.
Крокодил12.12.22 написал 12.12.2022 11:08
А ты еще Польшу приведи в пример, как они растут? Правда там ничего нет, одни цифры роста.
А почему в несчастной КНДР ракеты летают.
А вот Япония при рыночной экономике перестала расти и дохнет.
Зритель в корень пончик-рогалик ты либо жертва пропаганды либо сам пропагандер.
Жизнь сложнее чем тебе кажется, но некоторые пропагандисты ее упрощают.
А если еще учесть что двигатель рынка реклама, тогда многое становится ясным.
Ради рекламы много что происходит и главное финансируется.
Про несчастную КНДР.
Зритель в корень написал 12.12.2022 10:43
Мол обложили ее санкциями, а не будь оных, ого-го как семимильными шагами рванулась страна к процветания посредством плановой экономики !!!
.
Эта басня легко опровергается. И потому, что речь идет об ОДНОМ народе (на разность менталитета не сошлешся) и параллельной истории, с одной и той же начальной точкой отсчета.
.
Итак, в результате гражданской войны, страна распалась на Север и Юг. Обе половинки в руинах. Южную Корею подкармливает США кредитами, которые надо возвращать. Северную Корею, то исть КНДР братски поддерживают СССР и Китай, где безвозмездно, где льготными беспроцентными займами. И поначалу все шло прекрасно, Север жил несколько лучше ибо одно дело возвращать проценты по кредиту, другое дело жить на братскую помощь.
.
Время шло. Рыночная экономика и частная инициатива сделали свое дело. Уже в 80-х годах 20 века Южная Корея становиться мировым экспортером электроники, бытовых девайсов, промоборудования, судов и прочей наукоемкой продукции.
А КНДР в это время экспортирует рубашки да носочки, что для ЮК было давно прошедшим этапом.
.
Вот тебе и пример разных результатов плановой и рыночной экономики с одной и той же точки отсчета. И напомню, что КНДР в то время ни под какими санкциями не страдала. Тем не менее результат налицо.
.
А сейчас ЮК просто ушла в Космос !!!
Просто поинтересуйтесь, ЧЕГО и сколько производит ЮК !!!
.
Вот к чему приводит рыночная экономика + частная инициатива + высокий IQ населения !!!
Re: Ты еще не все перечислил, от чего зависит экономика.
Крокодил12.12.22 написал 12.12.2022 10:26
Зритель в корень ты также рагуль?
...Ну давай, если сможешь, объясни, что плановая экономика лучше рыночной. ФАКТЫ не подтверждают твой и автора статьи тезис...
Пончик рагулистый вот тебе факт.
Для устранения дефицита рынок обеспечивает перепроизводство, сколько товаров уничтожается?
Процентов 30!!!
А при плане этого нет, но есть дефицит. Но эти 30 процентов уменьшают эффективность рынка. Поэтому план всегда эффективней. Рынок это стихия, стихия всегда затратна, примитивна, плохо управляема, но создана природой.
А план это экономика бога, но до этой божеской экономики надо дорасти. Все в природе происходит по великому плану.
Метик ты случайно не рагуль?
Крокодил12.12.22 написал 12.12.2022 10:14
Вот Ю. Мухин рассматривал на параллельной ветке это понятие. Рагуль это тупой, недальновидный, украинец. Приведу пример твоей логики.
У тебя крыша течет на голову капает, а ты предлагаешь радикальный способ решения этой проблемы, оторвать голову, головы не будет и капать не на что.
Эх ты пончик-рагулик умственного труда.
Для устранения дефицита нужно было компьютерное планирование с программой созданной талантливыми программистами, воспитание нового человека не подверженного ажиотажному спросу и много еще чего. Это очень затратный путь.
А вот у Сталина был реальный путь, он дефицит убирал кооперативами. Но рагуль Хрущев это уничтожил, а рагуль Брежнев узаконил.
Ты еще не все перечислил, от чего зависит экономика.
Зритель в корень написал 12.12.2022 10:04
Кстати, упрекая в демагогии, не нужно самому ее практиковать. Про необитаемый остров написана хорошая книга - "Робинзон Крузо".
Ты прав, на развитие экономики также влияют численность населения, размер территорий, наличие ископаемых, и то что ты назвал "наработанное превосходство", или как сейчас именуется "стартовые условия".
Кроме того, ты не назвал климат, и не упомянул уровень IQ населения. Последний фактор настолько важен, что в цивилизованного мире вышли книги, типа - "Уровень IQ и экономическое развитие стран". В тех книгах и содержится ответ, почему капитализм везде разный. Почему, например Сингапур, где даже питьевая вода привозная, не говоря о прочем - страна Первого Мира, а какие-нибудь Венесуэла, Нигерия (несмотря на экспорт нефти) - нищие государства.
Теперь о твоих доводах.
Возьмем 1975 год. В тот год по численности населения первым был Китай, затем Индия, потом СССР, четвертой США.
По территории СССР - первое место в Мире. Полезных ископаемых - завались и каких угодно. Ученых в СССР, что на душу населения, что в абсолютных цифрах - больше всех в мире. ВВП СССР (официально) - 80 % от США. Не было технической отрасли в мире, по которой у СССР не было своих аналогов. Плюс впереди планеты всей по космосу, атомной энергетике, самолетостроению, всякими ядерными девайсами в морском, воздушном и подземном исполнении.
А теперь объясни, чего еще не хватало СССР, что он позорно крякнулся через 16 лет ?
Кстати, Китай в 1978 году взял курс на рыночную экономику. Где сейчас Китай и где Раша ?
Ну давай, если сможешь, объясни, что плановая экономика лучше рыночной. ФАКТЫ не подтверждают твой и автора статьи тезис. А как говорили коммунисты : "Практика - критерий истины"
Re: Один социалистической "идеал" все же существует,
ййййй написал 11.12.2022 23:02
> никакие глшатаи плановой экономики, в этот КНДР, идеал своих мировозрений, поехать на жительство не стремятся.
> То исть, критиковать рыночную экономику сподручнее изнутри этой самой рыночной среды, пользуясь всеми преимуществами и удобствами оной.
____
Дубовейшая демагогия, т.к. благосостояние зависит прежде всего от размера, развитости экономики и имеющихся ресурсов, пределов роста из-за объективных условий, и лишь во вторую очередь -- от того, плановая она там или рыночная.
Например, переехав с семьей на островок посреди реки, и устроив там себе идеальную рыночную экономику, ты будешь жить там просто как животное. Потому что экономика твоя из нескольких человек и маленького островка не сможет ничего дать, какого бы строя она ни была. И точно также КНДР ограничена своими скудными ресурсами и ограничениями в торговле из-за санкций. Наложи такие же санкции что на Южную Корею, что на любую европейскую страну, и там быстро станет еще хуже. И это не пустые слова -- ведь капитализм есть по всему миру, в Африке, в Мексике, и в прочих дырах, но вот только если страна не допущена в западную экономику -- то там никакая не Европа, не СССР и даже не КНДР, а жопа там полная, и никакой капитализм им не помогает. И проблема СССР и КНДР была в имеющейся огромной временной форе западных стран и их уже наработанном превосходстве в человеческих и материальных ресурсах, и даже несмотря на это СССР постепенно нагонял, а в каких-то сферах и перегонял. Несмотря на все преимущества западных стран в ресурсах и времени. СССР нефтянку-то получил последние лет 15 только, до разработки сибирских месторождений нефти-то было очень мало. РФ, наверно, давно уже нефти выкачала больше, чем СССР за всю историю, все руки не дойдут посчитать цифры.
Равенство труда и оплаты,
Зритель в корень написал 11.12.2022 18:30
о чем грезит автор, невозможно воплотить ни с точки зрения справедливости, ни с точки зрения здравого смысла.
О каком равенстве труда шахтера и дворника можно рассуждать, или сталевара и сторожа? Будет ли справедливо платить им одинаково?
Справедливо ли платить одинаково хирургу высочайшей квалификации и какой-нить уборщице?
О равенстве в оплате труда ВЫНУЖДЕНЫ были отказаться большевики в первые же годы своего правления, как от идеологической химеры, провозгласив новый принцип: КАЖДОМУ - ПО ТРУДУ!
И вот спустя столетие, когда идеи равной оплаты за разный труд полностью дискредитировали себя, находятся новые агитаторы на старые грабли.
Ты же просто гнида,перевертыш!
Зрителю в жопу написал 11.12.2022 17:26
Нормальные советские люди жили в именно в СССР.
А нынешние либерасты и рагули в Совке-)
Этим всегда чего-то не хватало.
Первые молились на Запад просто целовали его в жопу,для вторых великим достижением было обмануть ближнего своего,такого же рагулю,как и он сам.
Вероятно так их воспитали родители.
Ты из каких?
Один социалистической "идеал" все же существует,
Зритель в корень написал 11.12.2022 16:58
со своей тотальной плановой экономикой. Называется КНДР. Только вот такое удивительное обстоятельство - никакие глшатаи плановой экономики, в этот КНДР, идеал своих мировозрений, поехать на жительство не стремятся. Того же Баранова, никакими пинками, уехать в рай своей мечты невозможно заставить.
То исть, критиковать рыночную экономику сподручнее изнутри этой самой рыночной среды, пользуясь всеми преимуществами и удобствами оной.
Частная инициатива - основа ВСЕГО!
Зритель в корень написал 11.12.2022 16:38
Именно в связи с этим рухнул Совок - частная инициатива (основной двигатель всего и вся) была под тотальный запретом.
Эту ошибку не допустили национал-социалисты Германии. Провозгласил построение социализма, они не стали конфисковывать частные предприятия и производства, а заставили частных предпринимателей действовать в русле интересов общества. Гитлер так и говорил - бюрократ от государства за пару лет угробит любое предприятие, которое частник своим талантом и энергией строил десятилетия. Поэтому социализм Германии не был социализм ом ДЕФИЦИТА ВСЕГО И ВСЯ, как это было в Совке.
Примерно такая же ситуация в сегодняшнем Китае. Название и внешний фасад может быть несколько иной, но по сути, тот же национал-социализм : руководящая роль Партии плюс СВОБОДА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЕ!
Весьма удивлен Вашей позицией.
Зритель в корень написал 11.12.2022 16:06
Есть английская пословица - кто не был в молодости социалистом, у того нет сердца, кто не стал в зрелом возрасте консерватором, у того нет разума.
Именно поэтому я понимаю взгляды юнного родственника : юношеский максимализм, предрасположенность к некой абстрактной "справедливости", переживания за всяких "угнетенных" негров, несчастных безработных и прочих обиженных.
Но неужели, Вы, с высоты своего возраста и опыта, так и не поняли, что описываемле Вами "идеальное" общество, невозможно в принципе ?
Ибо, человек человеку рознь. Один будет довольствоваться малым, другой стремится к лучшему, кто-то будет думать о Родине, а кто-то действовать только в своих эгоистических интересах. Одного будет заботит общее благо, другого волновать благополучие только своей этнической группы. И т. д. и т. п.
Поэтому построение "идеального" социализма невозможно и в принципе, и не удалось на практике.
Ибо невозможно, от Природы разных людей (причем более предрасположенных ко Злу, нежели к Добру) шагать в ногу (добровольно и в согласии) к светлому будущему.
Логика неправильная
Зритель в корень написал 11.12.2022 15:26
Первыми стали применять спутники для нужд телевидения, прогнозов погоды, картографирования и т. д. именно западные страны, а не СССР.
То есть, освоения космоса для практических нужд произошло бы и в отсутствии Совка, все космические достижения коего - трофейные немецкие технологии и пленные немецкие ученые и специалисты.
То есть, не будь захваченных германских ученых и их технологий, не было бы совковых космических "побед".
Re: Неопознанный дефицит
Sergo1948 написал 11.12.2022 15:20
Наибольшим дефицитом советского общества была справедливость.
----
Строго говоря, это не причина, а следствие. Настоящим дефицитом в советском обществе был Разум. Именно разумом определяется и справедливость в обществе, и его основа - равенство, и плановая нетоварная экономика, превосходящая в разы эффективность капиталистический способ производства. Все беды человечества проистекают от отсутствия разума. Но откуда ему было взяться в толпе обывателей и профессиональных карьеристов, толпящихся у трона? Соображения частной выгоды, корысти, алчности, как агрессивные сорняки подавляют любые зачатки разума...
Re: Вопрос первый и главный.
Sergo1948 написал 11.12.2022 15:18
В "Совдепии" я не жил ни дня, не знаю, как там. Я жил в Советском Союзе 43 года и многое сумел понять. В СА я тоже два года честно отслужил в Таджикской ССР. Работал в наукоемких отраслях, а потом директором собственной научно-производственной фирмы. Так что вполне компетентно могу сравнивать. Хотя, если вы заметили, я советскую партийную бюрократию отнюдь не жалую.
Вопрос первый и главный.
Зритель в корень написал 11.12.2022 15:06
Автор, а вы какого года рождения ? Вы видели "преимущества социализма" в реале или знаете оные со слов Баранова ?
Вот например, у меня есть молодой родственник, юноша 19 лет. Родители обеспечили ему весьма неплохую жизнь в рыночной системе одной из западных стран. И этот юнец, знающий о "преимуществах социализма" только с чужих слов и книг разных просоветских писак, постоянно и горячо и агрессивно убеждает меня, какой была хорошей жисть в СССР.
Мне, прожившему в Совдепии 30 лет, закончившего в Совке школу, отслужившего в СА, проработавшем в разных отраслях народного хозяйства, открывает глаза на счастливую жизнь в СССР, юнец никогда не видавший
Совок.
Автор, вы случаем не из таких юнцов?
Неопознанный дефицит
ЮН написал 11.12.2022 09:31
Наибольшим дефицитом советского общества была справедливость. Хотя, по сравнению с окружающим его миром угнетения, явного или хорошо упрятанного, удельный вес таковой был несравненно выше. Однако высокий спрос на нее, органично присущий обществу социалистическому, по мере развития технической стороны и коммуникативности удовлетворялся все меньше, что и привело к развалу и отчуждению. Конечно, есть и одна великая истина и соответствующая ей, единая на всех, правда. Но только их восприятие абсолютно индивидуально, противоречиво, неравномерно рассеяно, что "природно" и "естественно", в чем и проявляется движение. Изменения в "движении" потока, т.е. изменения в уровне развития разума и сознания, требуют его относительного повышения во всем (неизбежно неравномерном и турбулентном) потоке, у всех членов общества. Эта связка и проявляется в концентрации такого "продукта" как справедливость. А вот она-то и есть товар штучный, чего мы никак не желаем принять, потому как сложно ведь, требует усилий и подхода, а нам надо щас и сию минуту.
нас и здесь неплохо кормят
Сечин-Дерипаска написал 11.12.2022 08:44
У кого "уровень жизни будет В РАЗЫ выше"? При путинизме как раз создана единая система ограбления и выкачивания ресурсов, которая в ТЫСЯЧИ РАЗ подняла уровень жизни кремлевской гопоты, вертухаев и пропагандонов. Причем создана она бывшими коммунистами Путиным (который еще в 1970-е годы начал репрессировать диссидентов), Медведевым, Сечиным и прочими персонажами гоп-команды из питерской подворотни
(без названия)
ййййй написал 11.12.2022 06:43
> насыщение потребительского рынка, витринное изобилие, автомобили в каждом дворе есть зримые плоды "реформ"
____
Простая математика:
* сейчас в России 43 млн легковых автомобилей (с Крымом)
* в 1991 в РСФСР было около 9 млн авто (без Крыма)
* за 30 лет, с 1960-го по 1990-й, население РСФСР выросло почти на 30 млн. человек
* а это потребовало бы дополнительной постройки около 10 млн двухкомнатных квартир
* одна двухкомнатная квартира -- это стоимость 4-5 автомобилей
* 10 млн квартир умножить на 4 авто = цена 40 млн. автомобилей
* итого, ОДНА ТОЛЬКО СТОИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ РАСТУЩЕГО СОВЕТСКИМИ ТЕМПАМИ НАСЕЛЕНИЯ ПОТРЕБОВАЛА БЫ СТОИМОСТИ ВООБЩЕ ВСЕХ ЛИЧНЫХ АВТО, КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ СЕГОДНЯ В РОССИИ
* А в РСФСР все же было 9 млн автомобилей, и автомобилизация тоже вполне себе уверенно росла.
* Да и еды, услуг и прочего эти, пусть не 30, пусть +25 млн тоже бы потребовали немало. В упаковках в магазинах лежит, в том числе, и доля тех, кто не был рожден.
.
Минус медицина, минус образование и научный потенциал, минус инвестиции в производство и инфраструктуру, минус качество еды, отсутствие роста потребления мяса и проч., который был бы в СССР, минус космические станции и базы на Луне, минус все то, отсутствие чего щас на Донбассе некоторые ощущают на своей шкуре, и им не могут этого заменить красивые упаковки из супермаркетов.
Минус невозобновляемые природные богатства. Минус будущее.
(без названия)
ййййй написал 11.12.2022 06:40
> если бы не IBM, то коммунисты до сих пор считали бы на счетах
____
А если бы не СССР, то никто бы никогда не полетел в космос, я правильно уловил логику?
Re: главное
Ettore написал 11.12.2022 00:52
Автор - злонамеренный дурак. Именно с помощью капиталистов были построены Днепрогэс и Горьковский автозавод. Именно у капиталистов покупали или воровали а потом неумело копировали авиадвигатели. Зворыкин изобретал телевидение в Америке, а не в мухосранске. Радиолампы, транзисторы и микросхемы оттуда же. И если бы не IBM, то коммунисты до сих пор считали бы на счетах, логарифмических линейках и арифмометрах. А народное хозяйство планировали бы путем умножения и деления в столбик
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss