Кто владеет информацией,
владеет миром

Совсем не в ж...е

Опубликовано 26.01.2022 автором в разделе комментариев 9

кино москва митина
Совсем не в ж...е

Меня попросили  рассказать о самых ярких киновпечатлениях 2021 года, включив в обзор кино российское и кино постсоветского пространства. Получился большой материал, который я сейчас порежу на кусочки. Про якутское кино я вам на днях уже рассказала, теперь    -    про кино неякутское:).

Не претендуя на исчерпывающий обзор, напишу о собственном киногоде-2021, самых ярких впечатлениях от российских киноновинок и связанных с ними разочарованиях, о лидерах российского проката и авторском кино «не для всех», о фестивальных сюрпризах и несбывшихся ожиданиях    -    исключительно субъективный взгляд. 

Прокатная политика в России  такова, что для массового  зрителя современное отечественное кино, увы, по-прежнему не в приоритете.  Тем не менее, определять российское кино туда, куда его определил в своё время  герой нашумевшего фильма Кирилла Серебренникова  («Российское кино в жопе»)  уже давно неактуально, именно с ним связаны глубокие психологические и эстетические потрясения  2021-го.

О главной российской киноудаче года   -   фильме Киры Коваленко «Разжимая кулаки»  -   казалось бы, всё уже сказано, не так часто отечественные киноленты получают гран-при в номинации «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.  Коваленко своей камерной, лиричной, очень тактильной картиной разбила одним махом массу стереотипов:  о том, что кино на национальных языках малых народов не может быть интересно кому-то за пределами ареала обитания этих народов; о том, что напоминать о национальной трагедии нельзя без слов, одними намёками; о том, что показать конфликт, тяжёлую человеческую драму нельзя без единого отрицательного героя в кадре; о том, что непрофессиональные актёры пригодны лишь для документального кино, а с трудностями игрового лучше справятся профессионалы.  И действительно, осетинский язык в фильме Коваленко воспринимается не как экзотическая этнографическая особенность, а как провозвестник складывания новой региональной киношколы, а универсальность киноязыка делает историю девушки Ады и её семьи общемировым сюжетом.  О причине болезни и страданий Ады, её непохожести на других не говорится напрямую, но зритель прекрасно понимает, какое событие недавней североосетинской истории  так и не было названо ни одним из героев.  Драматургия выстроена таким образом, что конфликту, вроде бы, на первый взгляд и неоткуда взяться:  все персонажи картины   -  родственники, сугубо положительные персонажи и очень друг друга любят. Тем не менее, главной героине и её терзаниям сопереживаешь, как говорится, на разрыв аорты.  Наконец, особая режиссёрская удача  -  подбор исполнителей на главные роли:  профессиональный актёр в фильме ровно один (Алик Караев в роли отца).  Хетаг Бибилов и Сослан Хугаев в ролях младшего и старшего брата   -  несомненная находка, просто попадание в яблочко, а о мегаталантливой и фактурной  Милане Агузаровой, для которой роль Ады стала дебютом, мы, несомненно ещё услышим.

Головокружительный и макабрический жанровый микс вышеупомянутого Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»    -  более чем вольная экранизация романа Алексея Сальникова   -   зрелище одновременно и упоительное, и утомительное: сюжетные линии причудливо наползают одна на другую, перемешаны и исторические времена, и локации,  сны сменяются явью,  галлюцинаторный мистический триллер   -  социалистическим реализмом,  действо идёт как бы в ускоренной перемотке, вызывая у зрителя эффект крутящегося калейдоскопа с разбитым стеклом    -  оптика сбивается, превращая советский и постсоветский, реальный и потусторонний мир  в глобальный сумасшедший дом.  Зритель не успевает сосредоточиться на определенном нарративе или системе образов   -  тут же чья-то невидимая рука как будто щёлкает переключателем и уносит нас в иную историческую эпоху, перебрасывает с собрания поэтического кружка в морг, из типовой свердловской квартиры на школьный утренник, превращает клушу-библиотекаршу в инфернального убийцу-маньяка,  автослесаря в мятущегося художника, а алкоголика–водилу городской труповозки в Харона,  переправляющего души на тот свет.  Вся эта пляска смерти в эпидемической, гриппозной то ли России, то ли Вселенной разыграна блестящим созвездием актёров   -   попробуй отдели, где тут протагонист, где главный злодей, а где камео.  Наверно, если бы во времена Льюиса Кэрролла уже был кинематограф,  то  обессмертивший маленькую Алису писатель, любивший экспериментировать с путешествиями во времени, обязательно бы пригласил оператором на экранизацию собственных фантазий Вадима Опельянца, виртуозно перебрасывающего нас по разным измерениям, казалось бы, единым кадром, без монтажных склеек.  Отдельное браво   -  сценарию: наиболее сильная сторона кинематографиста Серебренникова, на мой взгляд, именно драматургия.  Кажущееся поначалу хаотическим нагромождение планов и фрагментов постепенно вырисовывается в причудливую мозаику, где каждый кусочек обретает смысловую и символическую законченность.

В отличие от импрессионистской картины Киры Коваленко, на примере маленького кавказского горного села рассказавшей общечеловеческую историю, фильм Серебренникова  не имеет многообещающих международных фестивальных перспектив, потому что его многослойные смыслы  могут быть поняты, прочувствованы, считаны  именно и только нашими согражданами,  погружёнными в советский, постсоветский, российский контекст,  -   это фильм, снятый для нас, для российского зрителя.  Кто знает, может это такой современный, модернизированный вариант российского почвенничества?....

Фильм Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» по одноимённой книге бизнес-вуменши и медиа-менеджерши Карины Добротворской (Закс), бывшей жены одного из главных и культовых  российских кинокритиков Сергея Добротворского,  умершего в 38 лет от передоза в 1997 году   -   классический пример того, как из ничего сделать нечто.  После выхода фильма высоколобая кинобогемная публика устроила Никоновой настоящую обструкцию,  демонстративно уходя с показов, срывая их, публикуя нецензурные рецензии,    -    видите ли, Никонова надругалась над светлым образом Добротворского, сняв в его роли сладенького Сашу Горчилина с одним и тем же выражением лица весь фильм, и вообще, мол, главная  богемная пара Питера получилась какими-то  инфантильными прожигателями жизни, а не хозяевами тогдашнего дискурса.  Выступлю диссонансом с критическим хором   -  могу лишь сказать, что Никоновой удалось сделать невозможное:  с протагонистом ей при его жизни пообщаться не довелось, а сама литературная основа настолько слаба, что вымучить на её основе  хоть какой-то сценарий было настоящим подвигом:  в книге действительно одни пошлые карамельные страдания, экранизации не поддающиеся в принципе.   

Продолжение следует, не переключайтесь:)



Рейтинг:   3.05,  Голосов: 19
Поделиться
Всего комментариев к статье: 9
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Прекрасная маркиза написал 27.01.2022 19:13
Митина, вы в курсе, что смотрятся только три кино (другое даже смотреть скучно). Какие? Дебильные. Властелин колец, Поттер, Игры престолов. Для экзотики 17 мгновений, по мелочи Русский ниньзя, Морские дьяволы, Кин-дза-дза. Весь остальной татольный криминал сразу переключается на другой канал, где есть эта перечисленная выше забугорщина. И в гаджет письки и пилинг пообсуждать. А вы тут про какие-то зулейхи и прочий телемусор.
ЧТО ОБЩЕГО У АЛКОГОЛИЧКИ И РЕДАКТОРА?
НАСТОЯЩИЙ ИВАН написал 26.01.2022 21:44
Алкоголичку, политическую проститутку( не исключены и варианты),
самовлюбленную халявщицу и с виду приличного редактора Барано-
ва объединяет одно-сионизм.Это где сын любит маму,папа любит до-
цю, а иногда они и все вместе сношаются-вера позволяет!
Но почему ее все же так много на Форуме.мск?
(без названия)
грустный бэби написал 26.01.2022 20:58
В России 99,999% любителей кино смотрят его по телевизору или в интернете. Хотя, возможно, я еще одну девятку забыл поставить.
Просмотр кино стал сугубо индивидуальным занятием. Разумеется, в кинотеатры кое-то ходит, но на хоккей ходит явно больше народу. Опять же, кинотеатры уже мало где имеются. Даже во многих областных центрах их почти нет.
Re: петровы в гриппе
омерзительный фильм написал 26.01.2022 19:49
быдлокино быдлосраны для зомбычья.
Даша посмотри фильм ЖИТЬ - там где парня избили в поезде, начинается с велосипедиста который топится в пруду или в реке не помню точно.
Тебе понравится.
почти ЛЮБЫЕ филотмы снятые после 1984 года (кроме Ю.Мамина) такое тошнотворное омерзиттельное уродство - что хочется скорее сдохнуть.
Лучше даже не начинать смотреть рашкаватное ТВ и кино.
Можно со 100% уверенностью предсказать будущее этого социального организма под погонялом рабсиянцы - это ОРКИ и более мерзкого поганого ужасного дегенеративного опасного и сатанинского не было и не будет народа на планете.
Те кто думает что сможет жить среди диких бешеных свинособак - тот очень ошибается.
(без названия)
фсб+ написал 26.01.2022 17:15
не дай Богъ
Почему невозможно смотреть современное российское кино?
Кинозритель написал 26.01.2022 15:08
Возможно, российское кино сознательно делается примитивным, чтобы угодить примитивному российскому зрителю, воспитанному на шаблонах и штампах пропаганды и доморощенных самовнушительных аффирмациях, дабы оной пропаганде, так сказать, жестко сопротивляться для сохранения остатков критического сознания.
Если прогрессист, то только крутой, позитивный и непонятый. Если представитель питерской богемы, то непременно уникальный, креативный и суперталантливый... Традиции совкового соц"реализма" с его категоричностью, избыточной карикатурностью и такой же силы приукрашательством рулят...
(без названия)
Пенс написал 26.01.2022 05:40
Авторша, поклонница российского племенного кино не хочет перевести на русский язык большинство выденных ею тут терминов. Например, макабрический микст. Да, Серебрянников, это не тот, что засветился на миллиардных распилах в компашке с министом культуры Мединским?
Могу заметить
Только про последний написал 26.01.2022 02:25
Из перечисленных фильмов. Как только дочитываю название уже хочется блевать. Надеюсь ничего из перечисленного никогда ни в каком фрагменте не увидеть.
Как унаших, у ворот, Всюдуе-б-аныевр-от!
87678098DATODATOT! написал 26.01.2022 02:12
"уже давно неактуально, именно с ним связаны глубокие психологические и эстетические потрясения 2021-го."
- Таки бесноватые гав-нолики для потрясения трясут на сцене своих творчильников таки своими -ями и -здами! Это все, что они могут таки показать тупым населюкам за миллиарды потраченных на -и и -зды - то таки да...
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss