Кто владеет информацией,
владеет миром

Уроки русской литературы

Опубликовано 05.10.2021 автором Ольга Костина в разделе комментариев 27

школа учитель
Уроки русской литературы

Источник: https://orphoprosecutor.livejournal.com/

В честь сегодняшнего Дня учителя повторю свой давний пост. 

Из всех подружек, окончивших вместе со мной в 1984 году факультет русского языка и литературы ленинского педа, в школе сегодня работает одна — самая совестливая. Но и она дорабатывает последний учебный год: совместить идиотское (хотя нет, это же «экзамен» — значит, идиотский) ЕГЭ с воспитанием любви к русской словесности оказалось делом невозможным...

А три десятилетия назад мы все работали в школе! И если сейчас спросить меня, когда я максимально ощущала свою профессиональную и человеческую востребованность, без колебаний отвечу: когда работала учительницей. Мы тогда, конечно, тоже составляли какие-то планы и отчеты, но по большому счету были свободны (естественно, в рамках программы — совсем не плохой, кстати).

Довольно быстро поняла, чего хочу добиться от учеников: чтобы грамотно писали, связно говорили и полюбили чтение (а не ставили нужные галочки в правильные квадратики!!! Даже в самом страшном учительском сне такая цель обучения присниться не могла!). Само собой, прилагала к этому профессиональные усилия. Сейчас расскажу про «полюбили чтение». 

Для меня лучшая повесть на свете — «Капитанская дочка». Это как бы единица повести — ну вроде образцового метра в Палате мер и весов. В ней нет ни единого лишнего слова, ни одной случайной детали. Пушкин все сделал идеально.

И вот спрашиваю я своих семиклассников: «Гринев, когда приехал в Белогорскую крепость, первым делом увидел инвалида, который «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Почему это — синюю на зеленый?» Не сразу — но ведь ответили же! 

А вот пораньше немного, на постоялом дворе, в буран: «Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза» — что за избыточность такая, почему не просто «сверкающие глаза», ведь ясно же, что их два? И ведь разобрались! Увлекательно, между прочим...

Иногда совсем просто делала: читала вслух. Причем часто уже прочитанное ребятами. Вот любимое мое воспоминание: 6 класс, «Дети подземелья». Короленко пишет возвышенно и пафосно, но для 12-летнего человека — самое оно, уж поверьте. Кстати, то, на что надо было в советские времена делать акцент — дети судьи живут в хорошем доме и ни в чем не нуждаются, а пан Тыбурций с Валеком и Марусей бродяжничают и воруют — как-то микшируется, а на первый план выходит глубокое человеческое сострадание.

Прошу ребят закрыть книжки и просто меня послушать. Читаю, как отец Васи обнаруживает пропажу куклы у младшей дочери: он взбешен, сын украл и унес куда-то подарок покойной матери! Куклы и вправду нет: она у крошечной нищей девочки Маруси, которая сильно больна... Нет, Вася ни в чем не признается — пусть отец убьет его! В самый напряженный момент появляется пан Тыбурций — у него в руке узелок с куклой. 

И вот — развязка. «Я все еще стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли. Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы.

Тыбурций взял меня на руки и посадил, в присутствии отца, к себе на колени.

— Приходи к нам, — сказал он, — отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой… Она… она умерла».

У самой закипели слезы, последние слова я как-то просипела. Вдруг звонок. Вы понимаете, что такое звонок с урока для шестиклашек? А тут ни один не пошевелился. И глядят на меня тридцать пар глаз — потрясенно, с тоской и недоумением: как — умерла?! Главное, что ведь читали уже, знали конец... 

Это было — мощно. Это была Литература, Урок! Это Жизнь была, а не подготовка к егэ этой, прости Господи. 



Рейтинг:   3.87,  Голосов: 39
Поделиться
Всего комментариев к статье: 27
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: Re: Re:Хахатаю и смяюся
Хахахохо написал 06.10.2021 16:02
А я вообще миллионер и олигарх!
А еще президент и вождь народов! :-)))))))))))
Ухохотался!
Re: Re: Re: Re:Хахатаю и смяюся
Папа Карло написал 06.10.2021 15:57
Я имею доход куда больше, чем большинство слабо знающих язык мигрантов. Но дело не в этом - мерять личность на основании дохода - удел патентованного скота, коих на этом сайте большинство.
Re: Re: Re: Как говориться
Хахатаю и смяюся написал 06.10.2021 13:25
Небольшое уточнение:
Совершенно грамотно излагающие свои мысли ценители русской литературы никоим образом не достигают в России хоть сколько-нибудь больших успехов, чем слабо владеющие русским быдловатые двоечники.
Скорее даже наоборот, слабо знающие язык мигранты в среднем имеют большую востребованность и доход.
Что порождает у литературной публики свирепый баттхед и полнейший разрыв пуканов.
Как же так - мы Пушкина читали, а в ответ?!!
А вот так - от Пушкина в жизни совершенно никакого толку! :-)))))))))
Re: Re: Как говориться
Папа Карло написал 06.10.2021 12:47
Дураков не сеют и не жнут- они сами родятся.
Только конченый придурок, не прочитавший ни одной книги по школьной программе, со всей своей придурочной простотой, будет утверждать , что литература не нужна.
Полностью согласен с ним- таким идиотам, страдающим скудоумием, литература, действительно- не нужна. Всем остальным- необходима!
Вы абсолютно правы. Просто этот сайт является отстойником для скудных умом, малограмотных маргиналов, а зачастую -попросту психически ущербных людей, вроде Ю.Мухина. Хотя этот крендель постоянны выдает порции своего письменного бреда и имеет здесь многочисленных поклонников. Им, в силу ментальных дефектов, литература действительно не нужна. Им и русский язык не нужен. Свою неспособность грамотно излагать свои мысли они здесь демонстрируют с регулярностью. Все это - озлобленные лузеры и отбросы общества, которые неспособны адекватно воспринимать действительность и осознавать причинно-следственные связи между ее фактами. Свою озлобленность и недовольство своим положением они выливают в комментах. Эти существа что то в обществе и своей жизни изменить, в силу тупости и малограмотности не способны. Вечно вчерашние, как говорится. И естественно, поддерживаемые ими идеи не имеют перспектив реализации.
Re: Re: болтает как Троцкий
Поясняю нерусскому написал 06.10.2021 10:47
Если бы ты жил в России, то знал выражение "пи*дишь как Троцкий" ;-))
Это типа поговорки, к настоящему Троцкому имеет опосредованное отношение.
Re: Образ "сильного маленького человека, преодолевающего напасти и достигающего успеха"
хахахахахахахахахахххддд написал 06.10.2021 10:34
Отчего же? А Чичиков! Очень подходящий образ. Даже фамилия на Чубайса чуть похода. Вот с кого жизнь-то делать
Re: болтает как Троцкий
хахахахахахахахахахххддд написал 06.10.2021 10:31
Видимо, по мнению малограмотного, Троцкий ничего в жизни не соображал. Не был наркомвоенмором, председателем РВС, не выиграл Гражданскую войну. Не написал множество книг, которые до сих пор читают по всему миру.
Re: Re: Литература не нужна
Поплавский М.А. написал 06.10.2021 09:26
Язык - есть самая мощная система моделирования обьективной реальности. Отсюда и сама математика и физика невозможна без знания языка.
______
Написала бестолочь, которая ничего кроме языка не знает...
Любой, любой из нас приведет не один и не два примера болтунов, что легко и гладко вещают, но при том не соображают вообще нихера
Чисто из жизни
Таких дофига и больше
Вот они точно на литературе не спали
Автор коммента явно из них, о точных науках никакого понятия, зато болтает как Троцкий
ljngfd(06.10.2021 05:00):"В отличии от математика и т.д. имеют прикладное значение и действительно
полезны. написал 06.10.2021 06:18
А прочитал ты все книжки из программы или ни одной..."
Вот уж "действительно" - автор такой словесной конструкции за всю свою жизнь не прочитал ни одной книжки (на русском языке). И ничего - повзрослел...
_
Хренов О.Д.
Re: Re: Литература не нужна
ljngfd написал 06.10.2021 05:00
>Всем остальным- необходима!
.
Для чего?
Он правильно написал - добыть кусок хлеба она никак не поможет, если ты только не учитель этой самой литературы.
В отличии от математика и т.д. имеют прикладное значение и действительно полезны.
А прочитал ты все книжки из программы или ни одной - совершенно никак на взрослую жизнь не повлияет.
Да - литература есть потеря времени и бесполезная чушь.
(без названия)
Киса написал 06.10.2021 01:40
Большинство никогда не прочитает само эти книги, поэтому их включили в школьную программу для ознакомления. С учителем их легче читать.
Re: Литература не нужна
Как говориться, написал 06.10.2021 01:27
Дураков не сеют и не жнут- они сами родятся.
Только конченый придурок, не прочитавший ни одной книги по школьной программе, со всей своей придурочной простотой, будет утверждать , что литература не нужна.
Полностью согласен с ним- таким идиотам, страдающим скудоумием, литература, действительно- не нужна. Всем остальным- необходима!
Re: Литература не нужна
соул написал 05.10.2021 23:51
" Математика, физика, физическая подготовка крайне важны"
---
Судя по всему ты и в математике и физике больше чем на тройку не тянул.
Почему так - да потому, что мышление связано с языком. Кто как мыслит, так и выражается.
Косноязычие в выражениях выдает косноязычие в мыслях.
Математика и физика сами по себе на дают развитие языка, без которого мышление невозможно в принципе.
Язык - есть самая мощная система моделирования обьективной реальности. Отсюда и сама математика и физика невозможна без знания языка.
Re:
Русская классика вредна для буржуазии написал 05.10.2021 17:14
Образ "сильного маленького человека, преодолевающего напасти и достигающего успеха" насквозь лжив. Особенно в текущих реалиях маленькие люди успеха не достигают. Русская литература отличается своей правдивостью.
Впрочем, и в современной английской литературе "сильный маленький человек, достигающий успеха" - это Волдеморт. Он крайний индивидуалист, в отличие от Гарри Поттера, побеждающего с помощью своих товарищей и вместе с ними.
Изучение литературы по (школьной) программе все же чаще навсегда отвращает людей от любви к чтению.
Для сравнения написал 05.10.2021 13:25
- главными "рассадниками", взращивающими атеистов, вседа были духовные учебные заведения.
При всем уважении к "солнцу русской поэзии" следует заметить, что признание "Капитанской дочки" "как... ну вроде образцового метра в Палате мер и весов" не лишено под собой некоторого основания.
Этот сюжет мы видим ранее многократно растиражированным сэром Вальтером (нашим) Скоттом в его романах, где благородный молодой человек, желающий сделать карьеру или вступить в права наследства (или еще какая не менее важная побудительная причина) покидает родительский дом, и, в силу не зависящих от него обстоятельств, по пути оказывается в компании каких-нибудь предводителей мятежных шотландских кланов - Аргайлов, Кемпбелов, не говоря уж о Стюартах, хуже чего может быть только задушевная беседа с О.Кромвелем... Юношу обвиняют в соучастии, и только благодаря своей доблести и благородству он доказывает свою невиновность.
Переведенный и перенесенный на язык и почву "родных осин" сюжет в пушкинской подаче обретает и некоторые родные русские черты, в частности - доблесть и благородство никакого значения не имеют, а благополучный исход событий наступает исключительно благодаря милости государыни-императрицы.
Впрочем, этот образец из "Палаты мер и весов" вдохновлял не только А.С.Пушкина, но других авторов, включая Р.Л.Стивенсона, который так же неоднократно разрабатывал эту тему и в благодарность даже вывел в одном из своих романов "метра" В.Скотта в качестве второстепенного персонажа.
_
Анкудинов
(без названия)
Родитель написал 05.10.2021 12:55
Считаю, что классическая русская литература не только отнимает время у школьников, но и явно вредна.
Например - в ней напрочь отсутствует образ сильного маленького человека, преодолевающего напасти и достигающего успеха.
Самый обычный персонаж английской или американской.
Сама идеология классических русских произведений явно противна текущим жизненным реалиям и ничего, кроме проблем, читателю не доставит.
Чем меньше учащийся усвоит из нее - тем проще будет в дальнейшей жизни.
с центра занятости населения
жители написал 05.10.2021 11:42
вопрос:а сейчас в школах бывают уроки по основам робототехники для строительства жилья и домов? с праздником и крепкого здоровья!
Re:[]
3113 написал 05.10.2021 11:37
Не заимствование а ШТАМП из дословных переводов сериалов и фильмов. Русский язык настолько богат что заимствования практически не нужны, за исключением компьютерного сленга, пока что...
Re: Re: Re: Re: Re: гражданке
гражданин написал 05.10.2021 11:32
Вы про дрочащих на русскую литературу?
Вощем то безобидное отклонение
Не опасно для окружающих, только для самих страдальцев
Re: Re: Re: Re: гражданке
гражданка написал 05.10.2021 11:21
Тут очень много не очень здоровых людей, к сожалению
1 | 2 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss