Можно сказать, что «Когда мы были братьями» канадца Дэниэла Роэра - снятый по классическим лекалам документальный байопик, только не персональный, а коллективный - рассказывающий о судьбе не отдельной личности, а музыкальной группы. Картина о культовой в 1960-е - 1970-е годы канадско-американской группе The Band появилась с подачи одного из самых ярких и известных её фанатов - спродюсировал фильм Мартин Скорсезе, причём это не первый вдохновлённый им фильм о The Band.
История группы рассказана устами её участников (из пяти основных музыкантов группы в живых только двое, но режиссёр обильно использует видеозаписи старых интервью) и поклонников группы, ничуть не менее, а то и поболее знаменитых, чем солисты The Bands - Боба Дилана, Мартина Скорсезе, Эрика Клэптона, Джорджа Харрисона, Питера Гэбриэла, Таджа Махала, Брюса Спрингстина. Основной спикер, на рассказ-исповедь которого нанизывается весь остальной нарратив - Робби Робертсон, фронтмен группы. Глядя на этого моложавого мужчину с густой шевелюрой и сверкающими глазами, перемежающего свой рассказ мурлыканием и бренчанием на гитаре, трудно поверить, что он говорит о событиях более чем полувековой давности. Робертсон, родившийся в индейской резервации, чьим реальным отцом был местный глава еврейской гангстерской мафии Клегерман, рано уехал из Канады в Арканзас: именно дельта Миссисипи была колыбелью рок-н-ролла. Кстати, интервью с героями фильма высвечивают много забавных деталей об уровне представлений тогдашних американцев об окружающем мире. Американский рокабилли-музыкант Ронни Хоукинс вспоминает: «Мы ничего не знали о Канаде - были уверены, что там живут горцы, а по улицам ходят медведи!»
The Band, в которой, по словам Брюса Спрингстина, «пели три самых великих белых исполнителя в истории рока», была фантастически популярна за океаном и заметно меньше в Европе, поскольку соперничать с Beatles вряд ли кому удалось бы, - хотя все задействованные в фильме суперстар в один голос говорят, что по таланту парни из The Band были вполне сопоставимы с битлами. Отдельный сюжет - непростая история их взаимоотношений с Бобом Диланом, как музыкальных, так и мировоззренческих - будущий нобелевский лауреат оказал сильнейшее влияние не только на эволюцию их музыкального стиля (каждый поворот от рокабилли к фолку, от фолка к фолк-року и т.д. расценивается музыкантами как революция), но и на формирование их левых политических взглядов.
К сожалению, группу постигла весьма типичная судьба для музыкальных коллективов тех времён: у одного из главных спутников жизни музыкантов - героина - интервью не возьмёшь, хотя именно он в конечном итоге предопределил судьбу группы.
Сама композиция фильма и манера подачи материала - говорящие головы, перемежаемые старыми фотографиями и архивными кинокадрами - выглядят для современной документалистики достаточно старомодно, «олдскульно»; думаю, что такая форма - сознательный выбор автора, метод погружения в эпоху. Для режиссёра Дэниэла Роэра, родившегося через 17 лет после того, как группа объявила о своём распаде, 60-е - просто былинные времена, и каждый кадр буквально дышит пиететом перед эпохой истинной свободы.
|
Рейтинг: 2.57, Голосов: 23
|
|
|