Я не раз писал про любопытные и временами эпатажные выставки в Британском и в других лондонских музеях, они там это любят, хотя самым живым и скандальным тут безусловно является Тейт-Модерн. Как будто его создали специально для советского критика как образец загнивающего буржуазного искусства. Вот, мол, полюбуйтесь на язвы капиталистического общества!
Располагается музей в старой электростанции, стильно переделанной в музей самого современного искусства со всего мира. Каждый раз там куча новых выставок, а постоянные экспозиции регулярно обновляются и обязательно есть что-то шокирующее. Хотя лично мне больше всего нравится безумное сочетание старого модерна, который уже классика – Пикассо, Малевич, Кандинский, Миро и совершено новых авторов, течений и направлений. В одном конце зала висят Модильяни и Татлин, в середине Энди Уорхол, а на другом конце с потолка свисает огромная мочалка. То ли чей-то спорный эксперимент, то ли уже признанный шедевр для Сотбис. И получается, что ты как бы стоишь у истоков чего-то большого и нового. Просто жуть берет!
И еще Тейт-Модерн исключительно бережно относится в нашему отечественному авангарду. Русских художников этого направления – и начала прошлого века, и времен 60-х, и уже нашей эпохи, я видел там больше, чем на всех отечественных выставках вместе взятых. Даже если считать от скандальной выставки в павильоне «Пчеловодство» в далеком 1975 году. Стыдно, братцы!
Ну а теперь о "Есенине" Григория Потоцкого. Читая комментарии к своим и чужим публикациям об этой нашумевшей работе, я обратил внимание, что главных претензий у критиков две. Первая – чисто эстетическая: от просто «не нравится» до «изощрённого надругательства», что, в принципе, нормально. Художественные и всякие другие вкусы у людей и должны быть разными, иначе жить было бы довольно скучно.
А вот претензия вторая – она уже государственная, цензурная: «кто уполномочил, на каком основании…» и все такое. То есть, приступая к работе, автор не испросил надлежащего разрешения в соответствующих органах и в результате художественно и политически исказил всеми любимый образ. А за такое, сами понимаете… И вообще, все что разрешено – оно прекрасно, а что запрещено – отвратительно и подлежит искоренению. Долой Хуана Миро и Пикассо, даешь триумф мускулистого тела.
Причем ярых ревнителей соцреализма не смущает тот факт, что в стране имеется множество идеологически правильных скульптурных изображений поэта на любой вкус. Есенин стоящий и Есенин идущий, идущий просто и идущий с котомкой, в костюме и просто в рубашонке, но с бабочкой («коровою в перчатках лаечных») … Есть Есенин с распахнутыми руками или с веточкой чего-то, похожего на банный веник, есть с березками, как же без них!.. Нашел несколько Есениных неотличимых от Ленина, так какой еще певец России вам нужен?.. За столом с грудастыми девицами?.. Уверен, где-то есть и такой. Чудеса, да и только - вроде бы народ уже перестал возмущаться даже супрематизмом и разными там квадратами, и вдруг опять заклинило на Есенине… В чем дело?
Не в том ли, что работа содержит неприятные намеки на какое-то там самоубийство и какие-то там репрессии, а? Не надо нам этого, не позволим обливать грязью! Да и не было ничего такого, дайте людЯм жить спокойно и не мешайте грустить о прекрасной империи СССР, которую развалили проклятые демократы!..
Так вот о прошлом. Еще в галерее Тейт-Модерн, с которой я начал рассказ, обязательно бывает какая-нибудь изюминка. В последнее посещение это была работа довольно известной художницы Кары Уокер. Огромный 13-метровый фонтан в виде исполинской женщины с перерезанным горлом, из которой во все стороны бьют водяные струйки. А кругом какие-то фантастические уродливые твари.
Сначала я решил, что это просто фантазия в духе «Властелина колец». А оказалось - довольно злая пародия на… вы не поверите… на святое, на мемориал Виктории перед Букингемским дворцом. Состоящий из статуи самой королевы Виктории, рядом с которой стоят ангелы правосудия, правды и милосердия, а венчает все это статуя Победы. То есть пародия на мемориал, который олицетворяет величие всей Британской империи!..
И что? И ничего. Посмотрели, посмеялись и, возможно, задумались о том, что может и в золотую викторианскую эпоху не все было так уж гладко и красиво… Может, именно так и надо относиться к прошлому? А величия, если оно действительно было, от этого не убудет.
|
|