Ну, вот и закончилась эпопея с передачей городу-герою Севастополю портрета Борисова, руководителя городского комитета обороны, написанного художником Котовым-Памирским в 1942-м году, в самый драматический момент сражения за главную крепость России на Черном море.
Портрет героя в момент совершения подвига
Такие находки случаются редко, именно случаются - может быть, раз в жизни. И разумеется, я не подгадывал это под выборы 13 сентября, когда писал статью об этой уникальной находке в конце августа.
5 сентября я был в Севастополе и начал договариваться с местными властями, чтобы как-то не слишком буднично и незаметно это прошло. И чтобы портрет попал куда следует, а не лег в бездонные запасники уже навсегда и безнадежно.
Переговоры взяла на себя Елена Коротких, известный в Севастополе юрист, достаточно вхожий в кабинеты местной власти, чтобы решить этом совсем несложный, вроде бы, вопрос. Ну чего необычного? Привезли картину, имеющую значение именно, что для Севастополя, взамен ничего не требуем... Кто-то из местных чиновников обмолвился, мол, "вам же, конечно, нужна подсветка в СМИ".
Да не нужна! Если б было нужно, сами как-нибудь, тем более, что кроме статьи на ФОРУМе.мск и реакции в соцсетях, я уже успел рассказать об этом на НТВ ("Место встречи"), и передать материал в крымский NewsFront - я не уверен, что у местных спецов возможности больше.
В общем, просто хотелось сделать все по-людски и с пользой. Только и всего.
Но вот сижу в городе десять дней - ничего, сплошные "размышления на тему". Почему-то до выборов никак нельзя. Хотя как обретение портрета героя обороны города как-то может помешать губернатору Развожаеву получить больше всех голосов? Или, допустим, как местным коммунистам или патриотам это может повредить?
Но, судя по всему, на период выборов вся городская администрация превратилась в избирательный штаб губернатора, и больше ничем заниматься не способна.
Однако выборы закончились, причем с результатом, о котором мог бы только мечтать какой-нибудь туркменский или узбекский бабай, а Лукашенко и мечтать не может. И что? И ничего. Мне уезжать 17-го, и до этой даты администрация просто ничего не успевает. Интересно, а если б война? Тоже просили бы врага обождать до 13-го, пока выборы?
Правда, самостоятельно, видимо, что-то прочитав, проявил инициативу художественный музей. Но что толку, если здание музея именно сейчас на ремонте? Передать портрет на скамеечке в сквере?
Шел какой-то невнятный разговор, что потом, позже администрация может оплатить проезд из Москвы в Севастополь и обратно, чтобы приурочить передачу портрета к чем-нибудь торжественному... Нет, спасибо, это слишком большая честь. Не надо.
В общем, в самый последний день милостиво разрешили передать картину Панораме «Оборона Севастополя 1854-1855 гг», хотя прямого отношения деятельность Борисова к Крымской войне не имела... Ну разве что художник Котов приезжал в Севастополь в 1942-м году, чтобы организовать эвакуацию панорамы в Новороссийск, а по ходу делал зарисовки, которые пошли в дело при создании панорамы обороны города уже в Великую Отечественную войну. И портрет Борисова именно так и случился.
Ну, идем мы к Панораме утром 16-го, хорошее место, намоленное, как говорится. Перелазим через надолбы вечного ремонта на Историческом бульваре, а в здание Панорамы нас не пускает боец Росгвардии - нечего делать, понаехали.
Звоним - оказывается, нужно в административное здание. Лезем через надолбы обратно, долго-долго проходим паспортный, медицинский и невесть еще какой контроль на входе - ей-богу, в кремль попасть проще.
Директор занят, ему не до нас, его только что назначили из Минкульта, большой человек... Там же, на совещании у директора и главный хранитель. Не довелось познакомиться.
Заводят нас в полуподвальную какую-то каморку, где на фоне стенного шкафа и происходит "торжественная" передача портрета, подписываются какие-то бумажки, потом вечером в городе еще какие-то бумажки. Все! культурное событие в жизни Севастополя состоялось.
Теперь можно убрать портрет на дальнюю полку в хранилище и позабыть навсегда. Спасибо!
|
|