На Международном фестивале документального кино "Докер" вчера показали первый блок короткометражных фильмов.
Десятиминутная драматическая зарисовка "Бездорожье" снималась итальянцем Франческо ди Джорджи в Южной Эфиопии. Спрессованный в десять экранных минут один день из жизни эфиопского водителя "скорой помощи" - раздолбанного уазика, перевозящего рожениц из отдаленных деревень в роддома по невероятному африканскому бездорожью. 300 километров по ухабам и рытвинам под нестихающий вой переживающей схватки дамы сведут с ума кого угодно, только не героя картины, выработавшего профессиональное хладнокровие. Водила не всегда узнаёт, что после семичасовой тряски по южноэфиопской дорожной "полосе препятствий" у его пассажирки началась отслойка плаценты - его дело бабу довезти, и желательно живую. Изображенный режиссёром кейс, впрочем, заканчивается удачно - рождением пары разнополых близнецов, сопящих в цветных тряпочках в финале картины.
После такого квеста русский водила обязательно должен хряпнуть водочки за успех мероприятия и за здравие новых граждан, а эфиопский просто релаксирует в придорожном кафе - под стаканчик крепкого кофе звонит родной мамочке и интересуется, как поживают его собственные дети, которых он не видел со вчерашнего дня. Кинолента очень тёплая, с ярко выраженным социальным подтекстом, стимулирующая привлечение инвестиций на дорожное строительство для развивающихся стран. Предлагаю режиссёру ди Джорджи отснять аналогичный сюжет в нашей Якутии - после её дорог, ставших притчей во языцех, эфиопские ухабы покажутся немецкими автобанами.
Финская режиссёр (за слово "режиссёрка" хочется сразу давать в морду) Лаура Рантанен в двадцатиминутной картине "Оставайтесь на линии" прибегает к нехитрому художественному приёму: берёт записи монологов подростков, звонящих по телефону доверия, и вкладывает их в уста возрастных дяденек - лысых, пузатых, потёртых, мизантропичных, закомплексованных. Сидит этакий бессмысленный трухлявый пень, мешок с костями на диванчике и задвигает какую-нибудь расистскую телегу о чернож...пых соседях, провонявших весь подъезд своей вонючей едой, или ламентации о собственном лузерстве и тщете бытия. Или тётка-трансгендер, ещё вчера бывшая дядькой, в платье и колготках рассказывает о неудачном сексуальном опыте, подвигнувшем на перемену пола. Или злобный старикан, разговаривающий на смеси мата и американского сленга, мечтает, как он покрушит весь дом из базуки, насмотревшись видео американских подростковых шутингов в школах. И хотя в финальных титрах секрет раскрывается - просто монологи тинейджеров дали зачитать взрослым, легко считывается главный режиссёрский месседж, - толстый, как жопа тётки-трансгендера: инфантильные, бессмысленные, мизантропические европейцы находятся в неиллюзорном экзистенциальном тупике. Спасибо, кэп, просто глаза открыли.
А вот российская режиссёр Мария Семёнова со своим "Городом Солнца", на мой взгляд, свою задачу провалила - запорола на редкость благодарный исходный материал, из которого вполне можно было бы сделать фильм-бомбу, фильм-сенсацию. Картина посвящена одному из необъяснимых российских феноменов: существующему уже тридцать лет в девственной сибирской тайге "Городу Солнца" - общине так называемых "виссарионовцев", обосновавшейся в 1991 году в лесах Красноярского края тоталитарной секте жулика и проходимца "Виссариона" (в миру Сергей Тороп), вот уже тридцать лет притягивающего в секту последователей "живого Бога", "живого воплощения Христа". Благородная миссия режиссёра - показать абсурдность и пагубность ухода в секту людей, разрушающих собственные семьи, отказывающихся от всех жизненных благ в пользу смазливого подонка, - то ли просто талантливого авантюриста, то ли самого поехавшего крышей "в образе" - увы, пала жертвой драматургической беспомощности, слезливого пафоса и полного отсутствия исследовательской любознательности и художественной фантазии. Нарочитый, плоский рассказ о свихнувшемся папаше, жителе большого города, уехавшем в лесной скит и тайком увезшем родного сына вопреки категорическим протестам жены, не впечатляет и не возбуждает и десятой доли тех эмоций, которые, по идее, должна вызывать подобная история. Получасовой формат позволял достаточно исчерпывающе показать и все существующие в поселении "виссарионовцев" формы коллективного безумия, и людские типажи, и, безусловно, личность самого "живого Бога" - как ни крути, за заурядным человеком десять тысяч обывателей не ломанутся в таёжные сугробы строить город, отказавшись от земной жизни. Увы, ничего этого в фильме Семёновой нет, всё крупными, но невнятными мазками, сам Виссарион показан буквально мельком и ничего не прибавляет к информации, почерпнутой из интернета. Настойчиво, как молитва, повторяемое рефреном письмо несчастного мальчика, которому хочется домой, к маме, а вовсе не сугробов, дровяной печки, голодания и бесконечных псалмов, не создает впечатления подлинности.
Единственное сильное впечатление от картины, ломающее все стереотипы - сами "виссарионовцы". Как выглядят общины старообрядцев, затаившиеся в лесах, и любые секты, удалившиеся от мира, вы примерно можете себе представить. С "виссарионовцами" картина совершенно иная - вместо убогих бабок в лохмотьях и словно сошедших с фотографий Прокудина-Горского начала прошлого века мужиков с обветренными лицами и капустой в бороде мы видим такой вполне себе митинг Навального - хорошо одетые люди с интеллигентными лицами, о которых так и хочется сказать "с жиру бесятся". Ни религиозного аскетизма, ни одержимости служением, ни ритуального экстаза - какие-то хороводы на лужайке сбрендившей от безделья и праздности городской интеллигенции. Заподозрила режиссёра Семёнову в постановочной массовке, - уж больно силён был когнитивный диссонанс - погуглила картинки на тему "секта Виссариона", - нет, всё верно, фотографии в сети подтверждают, съёмки велись с натуры. Тогда, граждане, я точно ничего не понимаю. Деревня в лесу существует тридцать лет, а такое ощущение, будто московские креаклы на пикник приехали. Очень жалею, что не смогла остаться на Q&A с создателями фильма, может, кто из читателей был, объясните.
|
Рейтинг: 2.75, Голосов: 16
|
|
|