Проект строительства «Газпром-Сити» в непосредственной близости от исторического центра Санкт-Петербурга приобретает все более реальные черты. Один из самых масштабных и спорных проектов последних десятилетий будет построен наверняка, а его реализация определит всю дальнейшую архитектурную политику Петербурга на ближайшие годы.
Следует отметить, что, в отличие от Москвы, Северная столица гораздо меньше пострадала от строительного бума последних лет. В обществе теплилась какая-то надежда, что новое руководство страны, будучи питерским по происхождению и воспитанию, отнесется к историческому наследию родного города несколько бережнее, чем к нелюбимой ими древней столице, от исторического центра которой сегодня, многолетними стараниями четы Лужкова-Батуриной, увы, практически уже ничего не осталось. Зато теперь в Москве можно без опаски строить все, что угодно - все сгодится.
В историческом центре Петербурга, чтобы не нарушать еще заложенной Петром гармонии еще при царе запрещалось строить здания выше определенной высоты. Кстати, такое же правило существует и в Вашингтоне, и в ряде других городов мира. И до самого последнего момента это правило соблюдалось.
"Я всегда считал более бережную застройку Петербурга исключительно заслугой "питерской" управленческой культуры, - говорит главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Мне приходилось работать с администрацией города во времена губернаторства Владимира Яковлева. Тогда у города было куда меньше средств, но я видел людей, действительно болеющих за свой родной город - начиная от самого Владимира Анатольевича, который, на мой взгляд, заслуживает самого глубокого уважения. Я видел, с каким трепетом относится к "своему" Петербургу тогдашний его вице-губернатор Александр Потехин, впавший впоследствии в "монаршью немилость", и ныне покойный пресс-секретарь мэрии Александр Афанасьев - это был чиновник, безгранично популярный у журналистов, что редкость для человека на этой должности".
- Я горжусь, - продолжил А.Баранов, - что тогда приложил все усилия к тому, что Валентина Матвиенко не стала губернатором Петербурга еще в 2000-м году. Мне кажется, в свете того, что произошло с Северной столицей в последние годы, питерцы должны мне быть благодарны.
Сегодня вся питерская общественность тщетно пытается призвать губернатора В.И.Матвиенко не уничтожать того, что чудом сохранялось 300 лет. Вот, например, что пишет питерское "Яблоко".
Уважаемая Валентина Ивановна!
Санкт-Петербургское отделение партии "ЯБЛОКО" обращается к Вам с настоятельным требованием остановить реализацию проекта строительства в Красногвардейском районе высотного здания административно-делового центра
компании "Газпромнефть".
В настоящее время администрацией города совместно с компанией "Газпром" организован конкурс проектов, подведение итогов которого запланировано на 1 декабря. Между тем, идея строительства высотного здания "Газпром-сити" (все проекты предусматривают высоту более 300 метров), как известно, встречает категорическое неприятие общественности города.
Не вызывает сомнений тот факт, что 300-метровое сооружение из стекла и бетона, воздвигнутое в непосредственной близости от исторического центра города, необратимо изуродует его. Против этого уже выступили и деятели
культуры и науки, и общественные организации, и многие граждане. Однако, администрация города упорно не слышит их голос, и отказывается вносить какие-либо изменения в планы строительства.
Мы настаиваем на том, чтобы так называемый "конкурс" проектов "Газпром-сити" был прекращен, а реализация проекта - остановлена до тех пор, пока в установленном порядке не будут утверждены высотный регламент и проект
планировки территории в устье реки Охта.
Мы настаиваем на том, чтобы решение о месте строительстве и высоте здания "Газпром-сити" принималось с учетом общественного мнения.
Мы призываем Вас пресечь амбициозные посягательства газовой монополии на то, что свято для каждого петербуржца, что сохранено нашими отцами и дедами несмотря на войны и революции - величие исторического облика Санкт-Петербурга.
Мы призываем Вас также пересмотреть решение о финансировании строительства "Газпром-сити" за счет средств городского бюджета. 60 миллиардов бюджетных средств должны быть направлены на строительство жилья для горожан и другие первоочередные проблемы жителей, а не на строительство офисного центра и жилья для "топ-менеджеров" крупнейшей компании, получающих сверхдоходы от продажи энергоресурсов.
Мы заявляем, что в случае отказа администрации Санкт-Петербурга прислушаться в этом вопросе к общественному мнению, "ЯБЛОКО" будет вынуждено прибегнуть к последнему имеющемуся у нас средству защиты прав граждан -
общегородскому референдуму.
Председатель
Санкт-Петербургского отделения Российской объединённой демократической
партии "ЯБЛОКО"
Максим Резник
Для справки: В Академии Художеств шесть западных архитектурных бюро провели презентацию предлагаемых вариантов застройки.
Проект студии Даниэля Либескинда в Петербурге уже назвали«небоскреб-зигзаг». На самом деле здание-доминанта это две башни и две арки, верхняя и нижняя. От центра отходит несколько гигантских лучей. Один это мост через Охту, внутри польский архитектор предлагает разместить офисы. Второй нависает над набережной и как будто опускается в Неву. По задумке Либескинда там будет ресторан. Но главная особенность идей его бюро сделать в микрорайоне новую систему каналов.
Другой вариант это хаотично изогнутый шпиль. Швейцарские архитекторы остановились на одной доминанте, а вокруг создали пространство, основанное на горизонтальных линиях. Лауреат Притцкеровской премии Пьер де Мерон говорит: здесь, в центре Петербурга, башня может быть высокой, но только тонкой и изящной. Перемещаться по ней до смотровой площадки современные зодчие предлагают влифтах-капсулах.
Пьер де Мерон, архитектор: «Центральную башню будут окружать диски, офисные пространства, которые расположатся друг на друге».
Международная команда архитекторов из Великобритании предлагает обелиск в форме спирали. В ее основании дугообразный навес, закрывающий внутренний бульвар и офисы. Главная идея уловить энергию в форме и образе. Эти авторы играют с оптикой и светом, создавая иллюзии. При движении по набережной будет ощущение, что башня движется, а отражения в ее двойном стеклянном фасаде меняются.
Тони Кеттл, архитектор: «Внешний фасад это прозрачное стекло. Дальше свет попадает внутрь, отражается от дихроидного стекла. Отражение попадает снова на поверхность прозрачного стекла и отражается в глубину. Получается сложная и интересная картина преломления».
Знаменитый Рэм Кулхаас автор комплексаГугенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе создал интеллектуальный проект и, наверное, самый авангардный. Здание состоит из 12 модулей размером 24 на 24 метра, но кажется простейшим детским конструктором. Сам Кулхаас признался: работа навеяна творчеством Малевича.
Рэм Кулхаас, архитектор: «Мы брали 12 элементов То, что здесь матовое стекло это само здание: прозрачные части дают имитацию продолжения линий. Нижняя часть здания легкая и прозрачная как и верхняя. Само здание находится в середине».
Один из ярчайших представителейхай-тека француз Жан Нувель сам на презентацию не приехал, но его проект больше других поражает необычностью форм. Даже не до конца понятно, как это воспринимать. Пять небоскребов соединяются плоским прозрачным фасадом. Внутри здания несколько настоящих улиц и садов. Это сооружение всегда будет разным в зависимости от времени суток. Вечером оно станет разноцветным, а ночью стекло как будто растворится и останутся только башни.
Самым скромным проектом оказалась работаархитектора-экспериментатора Максимилиано Фуксаса. Он даже не освоил всю площадь, оставив большие территории для дальнейшего развития жилых кварталов. У итальянского зодчего несколько башен разных форм. Главная изогнутая со шпилем это мотивы Адмиралтейства.
Проект студии Даниэля Либескинда в Петербурге уже назвали
Другой вариант это хаотично изогнутый шпиль. Швейцарские архитекторы остановились на одной доминанте, а вокруг создали пространство, основанное на горизонтальных линиях. Лауреат Притцкеровской премии Пьер де Мерон говорит: здесь, в центре Петербурга, башня может быть высокой, но только тонкой и изящной. Перемещаться по ней до смотровой площадки современные зодчие предлагают в
Пьер де Мерон, архитектор: «Центральную башню будут окружать диски, офисные пространства, которые расположатся друг на друге».
Международная команда архитекторов из Великобритании предлагает обелиск в форме спирали. В ее основании дугообразный навес, закрывающий внутренний бульвар и офисы. Главная идея уловить энергию в форме и образе. Эти авторы играют с оптикой и светом, создавая иллюзии. При движении по набережной будет ощущение, что башня движется, а отражения в ее двойном стеклянном фасаде меняются.
Тони Кеттл, архитектор: «Внешний фасад это прозрачное стекло. Дальше свет попадает внутрь, отражается от дихроидного стекла. Отражение попадает снова на поверхность прозрачного стекла и отражается в глубину. Получается сложная и интересная картина преломления».
Знаменитый Рэм Кулхаас автор комплекса
Рэм Кулхаас, архитектор: «Мы брали 12 элементов То, что здесь матовое стекло это само здание: прозрачные части дают имитацию продолжения линий. Нижняя часть здания легкая и прозрачная как и верхняя. Само здание находится в середине».
Один из ярчайших представителей
Самым скромным проектом оказалась работа
В общем, КГ/АМ. Тем не менее, судя по опыту московской застройки, все возмущения общественности бывают подавляемы неуемным стремлением городских властей освоить побольше бабла.
|
|