Если кто не помнит или не застал по возрасту, «Фитиль» или, для точности, Всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль», выходил раз в месяц, состоял из 3-4 сюжетов общей протяженностью около 10 минут, для чего требовалось 300 метров 35-мм киноплёнки, которые помещались в одну стандартную жестяную коробку круглой формы. В такую же коробку помещалась и одна часть полнометражного художественного фильма.
Обычно киножурнал состоял из документального сюжета, мультика и одного, реже, двух игровых сюжетов. Как правило, сначала мы ставили мультик, потом документалку, а под конец – игровой сюжет, самую ударную часть журнала. В выпуске, о котором пойдёт речь, все было устроено именно в такой последовательности.
Ну а что касается содержания, то в нашей маленькой редакции все был устроено, как и в любой другой - каждый месяц ты должен был выдавать на-гора определенное количество готовых сценариев: находить где-то или писать самостоятельно, это не так важно. Художественные нам чаще приносили, а документальные мы обычно писали сами. Главное, чтобы производство, как доменный процесс, было непрерывным.
Самым трудоёмким было производство документальных сюжетов. Сценарии игровые и мультипликационные мы доводили до «киношной» кондиции, а потом отдавали режиссерам, понятно, утвердив сначала некоторые детали – выбор актеров, рисованные образы персонажей и другие. Кстати, мультипликационный сюжет этого выпуска снимал на «Союзмультфильме» опытнейший режиссер Виктор Арсентьев, работавший над множеством мультиков, в том числе и над «Ну, погоди!», с игровым сюжетом «Кормилец», который снимался на «Ленфильме», проблем тоже не было, а вот с документальным сюжетом «Памятник себе» вышла интересная история.
Тему предложил казанский автор Рустем Фаляхов, с которым я был знаком по отличной местной газете «Вечерняя Казань» и казанскому сатирическому журналу «Шмель». Или «Оса», точно не помню. В крохотном и отдаленном татарском селе Новошешминск (двести километров от Казани), вдруг построили огромное здание райкома КПСС стоимостью более миллиона рублей. Не в городе, а, повторю, в крохотном и отдалённом от цивилизации селе. Мы сначала не поверили, но автор прислал фотографии. Понятно, что пропустить такой замечательный факт было невозможно.
Обычно перед документальными съёмками полагалось для порядка написать пусть приблизительный, но сценарий. Мой начинался словами, которые должен был произнести первый секретарь райкома или кто-то еще: «Особых достопримечательностей у нас в селе нет, главная наша достопримечательность – это забота о людях!..». Ну а далее следовали разоблачения алчных и лживых коммуняк.
- Это, конечно, смешно, - усомнился наш худрук Толя Тараскин, - но никто тебе таких слов не скажет.
- Проспорим, что скажут, - самонадеянно ответил я и уехал.
Замечу, что я не помню съемок, особенно не телевизионных, а киношных, где много громоздкой аппаратуры, которые обходились бы без накладок. Не обошлась и наша. Когда мы наконец-то добрались до этого дремучего Новошешминска (сначала самолет до Казани, а потом часа четыре на раздолбанном автобусе) выяснилось, что ассистент режиссера забыл взять аккумуляторы для Конваса. Это такая огромная коробка на ремне через плечо, а внутри тот самый аккумулятор, без которого камера, понятно, работать не будет.
Это была катастрофа! Достать подходящий источник электричества в 200 километрах от Казани и в 1000 километров от Москвы, казалось, было невозможно. Подумали об автомобильном, но он не подходил по параметрам, да и какие автомобили в такой дыре. Казалось, все, съёмка сорвана, хоть ассистенту тому, понятно, что положено вклеили и вмазали, да что толку. Это кино, там непьющие не водятся.
Но не таков был Георгий Голубов - замечательный режиссёр ЦСДФ, фронтовой кинооператор в звании капитана, выпускник ВГИКа и член Союза кинематографистов, с которым я с удовольствием снял множество сюжетов, чтобы возвращаться домой с пустыми руками! Старая школа. Именно он вспомнил, что похожие аккумуляторы вроде бы используются на железнодорожных станциях в красных фонарях, что стоят вдоль путей.
Это, конечно, была страшная морока – ехать на станцию, просить, на колене подключать связку этих аккумуляторов к камере, опасаясь, что сгорит мотор и тогда уже точно все, а потом снимать сюжет с разоблачениями местных негодяев, держа не только тяжёлую камеру, но и отваливающиеся проводочки… Но – снял все это Георгий Альбертович, снял просто отлично: и разваливающиеся квартиры местных жителей, и их затопленные дома, и кошмарную больницу, и допотопную школу…
И, конечно, роскошные хоромы зажравшегося начальства, посреди всеобщей разрухи и запустения.
А главный здешний начальник, как я и планировал, прекрасно соврал мне в кадре, что главное у местных партийных паразитов – это забота о людях, об их быте, труде и жилищных условиях… А что еще они могут делать, кроме как врать нам с экранов!? Как тридцать лет назад, так и сегодня.
Да и сюжеты остались все те же. И про загаженную планету (Норильский никель), и про якобы всемерную заботу партии и правительства, и про щедрые обещания наладить нашу жизнь сразу после голосования по поправкам… И еще много всякого, только мало кто теперь все это снимает. Так что приятного всем ретро-просмотра!
А вот тут еще о «Фитиле», «Крокодиле» и вообще той жизни -
https://www.litres.ru/vladimir-sergeevich-grechaninov/puteshestvie-s-mafiey-i-bez/
|
|