Жанр, конечно, неблагодарный - просвещать блохера, заочно, заодно используя его материал. Но что поделаешь, другие-то тему не освещают - те самые другие, которые на непрозрачном, тайном аукционе, с молотка, по цене одного из полученных ими в результате "тендера" здания, загребли "Мелодию" и весь её уникальный и гигантский архив! Могли бы уж на сайтик, как минимум, потратиться, там и поместить историю столь легко обретённого ими предприятия, включающего, по идее (по истории) Апрелевский завод. Ау, господа из ООО "Формакс"! Может, нам сваять вам сайтик? Вы обращайтесь на редакционную почту, если что...
Приходится чуть ли не журналистским расследованием выяснять, какие богатства получил при экспроприации завода Молля в Апрелевке советский народ, и каких богатств лишился в ходе приватизации и деиндустриализации, в конце ХХ и начале ХХI вв. И если блохер Новиковский нам хоть немного тут поможет - спасибо ему и на этом.
Итак, в предыдущей серии нашего расследования мы выяснили, что как школьники, так и сам Новиковский - понятия не имеют об общественно-экономических процессах, в ходе которых завод грампластинок в Апрелекве перешёл от частного владельца, немца, рождённого от русской жены Молля-старшего - в руки рабочих и крестьян. Одно им ясно: у умелого, заботливого о качестве изделий эффективного собственника - чумазые завод отобрали и... Вот тут самое интересное и начинается!
Помните же - в востановленной нами хронологии вяснилось, что в 1924 году Иван Молль по собственному желанию, без принуждения расторг контракт с "работодателем" (так - у школьников), сиречь с единым социалистическим собственником, советским народом и рабоче-крестьянским правительством (Совнаркомом). Там мелькали в обоих текстах, но особенно у школьников домыслы, что тут же началась разруха и разграбление. Но на этот раз не школьники, а Максим Новиковский "не в интересах истины, но в интересах правды" сообщает нам уже не белогвардейским, а патриотическим, почти левитановским голосом: "Расцвет предприятия пришелся на советское время - в 1925 году фабрика была названа "фабрика Памяти 1905 года", позже она стала называться "Апрелевский завод памяти 1905 года". В годы войны 1941-1945 года на заводе в огромных тиражах выпускались пластинки только с одной песней - "Вставай, страна огромная", в остальных цехах производили авиабомбы. Вскоре, после войны сами же немцы, немецкие военнопленные, завод, подвергнутый бомбежкам и восстанавливали. И началась золотая эра Апрелевского завода грампластинки."
А что же, пардон, в период с 1924 по 1941 годы? Что - "расцвет предприятия" ни в чём, кроме этой блохерской фразы не выражался?
Блохер Новиковский, поругав в первом абзаце экспроприаторов и экзекуторов-большевиков, теперь спешит нас заверить в своей патриотичности парою фраз, с лёту ошеломляющих: "самой первой записью оказалась знаменитая цыганская песня "Бродяга". В Америке, например, первая серийная пластинка вышла только в 50-х годах, на 40 лет позже Апрелевского завода."
Ну, "Бродягу" берём на веру - это же Молль ещё выпустил, в 1910-м. Но вот за Америку - опять двойка с занесением в Яндекс-дзен. В карму то есть. Это выходит, что в САСШ (так тогда назывались США) пластинки стали выпускать только в 1950-х?!!
Новиковский, "интерблогер" как он себя именует, наверняка, не читал Кортасара. А вот если бы читал "Игру в классики", то знал бы, что в Париже второй половины сороковых годов - слушали американские пластинки, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и многих других. Ладно, Новиковский не читал Кортасара - не велик грех, его нынче вообще мало кто читает, зато в 90-х и 80-х читали интеллигенты, и был он своего рода паролем литературной образованности... Но фильм "Мы из джаза" посмотреть мог бы - а там события разворачиваются в 1920-х, в период нэпа, и пластинки - которые главный герой, исполняемый Скляром, ставил послушать коллегам... Да-да - американского производства.
Кстати, этот же неоспоримый факт, - что российский завод не был монополистом, хотя действительно, после перехода в руки "чумазых" ставший крупнейшим в Европе, - открывает нам глаза и на поведение Ивана Молля. Отчего он, имея редчайшую на тот момент для буржуя возможность уезжать в родную Германию и возвращаться оттуда, не хотел завести дело там. Он хотел российского рынка! Гигантского рынка сбыта, который показал себя ещё когда Молль был управляющим совего завода по найму Совнаркома - крестьяне меняли граммофоны на еду, вот как хотели речи Ильича слушать!
Так что патриотический пыл не желающего покидать России Молля - легко обясняется, да и по-человечески понятен. Тут он, даже с учётом экспроприации и отмены сословий - большой человек, а в Германии никто. Да и экономическая ситуация там была гораздо хуже той, что на глазах у него налаживалась в РСФСР. Само собой, от детища отца и своего собственного заводика - отрываться не хотелось, никто особенно и не гнал, но буржуазная гордость взяла верх, и он всё же покинул Россию беспрепятственно.
А вот тотчас переименовавшие "Метрополь-рекорд" в "Фабрику памяти Революции 1905 года" (слово "революция" у Новиковского пропущено - торопился явно "окучить" собственные и несобственные фотографии) большевики развернули производство на всю страну и понастроили аналогичных заводов несколько, имея Апрелевку как матрицу. Грампластинка была на тот момент единственным носителем информации, а народу проживало в СССР много, который требовалось образовывать и культурно насыщать. Так что завод Молля без Молля заработал так, что и стал самым производительным в Европе и долго таковым оставался.
Есть в моей коллекции пластинка с выступлением товарища Молотова, тем самым, с которого война и началась для советского народа - в рупорах, во всех радиоточках СССР. "Граждане и грАжданки..." - нервно теряя ударения говорил Молотов... Ещё не виниловая, пластмассовая, он сломалась пополам, но я её не выбрасываю, уповая на нанотехнологии 21 века... Тиражи (не только пластинок, но обычных газет) были в СССР периода индустриализации - сказочными (миллионы экземпляров), такими, от которых закружилась бы голова не только Молля, но любого представителя "конкурирующей фирмы" из Германии, Франции, Англии, САСШ, где пластинки тоже были монопольным носителем информации. Так что золотая эра Апрелевки - это уже 1930-е и отчасти 1920-е даже, о чём Новиковский как-то и не обмолвился ни словом...
Впрочем, снова даём слово ему: "В хрущевском 1964 году в СССР была создана известная уже на весь мир фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел крупный Апрелевский завод со своей внутренней железной дорогой и корпусами. В эпоху «Мелодии» на заводе выпускалось до 60% всех производившихся в стране грампластинок. В советские годы завод был самым крупным заводом грампластинок в мире. Здесь работали десять тысяч человек из сорока тысяч, живущих в городе. Каждый день здесь перерабатывали 50 тонн пластмассы и десять тонн бумаги."
В одном из цехов Апрелевского завода, входящего во Всесоюзную фирму "Мелодия". Город Апрелевка.
Ну, начнём с того, что 1964 - не хрущёвский, а уже брежневский, на осеннем пленуме Никиту и ушли. Но нам важен факт - да, "Мелодия" тогда и возникла, заполучив как советский монополист грамзаписи тот самый архив, который, значительно пополненный, достался в феврале нынешнего года ООО "Формакс" по цене одного здания "Мелодии", автоматом. А вы представляете, сколько это контрактов, сколько авторских прав, сколько подписанных и профинансированных казной СССР договоров?! Но не будем забегать вперёд...
60% всех пластинок делали в Апрелевке - эта цифра говорит ещё и о том, как расширялось производство. Да-да, социалистическое производство, "осиротевшее" без Молля и эффективных собственников-наследников из Германии. Но вот как раз о них Новиковский нарыл забавную фабулу: "Во время так называемой горбачевской "перестройки" в конце 80-х годов, когда в стране и во всем мире стали происходить перемены, в Апрелевку зачастил внук основателя фирмы Георг Молль на предмет реституции завода."
Тут Новиковский неожиданно точен, хотя противоречит себе: у него-то основателем завода был Иван Молль, тогда не сходится, ведь Георг - тот самый его единственный сын от русской учительницы (от "любовниц", как мы выяснили в первой части расследования, сыновья все по батюшке - Новиковские). Георг действительно внук - но внук Богдана Молля. Но не суть. В 1988-м уже ждал реституции? А что - были соответствующие законы приняты ЦК КПСС и Госпланом (располагающимся в заднии Совнаркома)?!! Это вопрос, конечно, не эксперту Новиковскому - но, скорее, к самой хронологии.
"Но настал 1991 год и пришел конец советской власти. К тому времени Георг Молль был уже слишком стар, но попытку вернуть свою украденную собственность предпринял его младший брат - Александр Молль. В те времена один из крупнейших немецких банков давал "реституткам" (тем немцам, кому в Восточной Европе вернули украденные промышленные предприятия) огромные и почти беспроцентные ссуды. Такую же дали бы и Александру Моллю, если бы завод был возвращен. Этой ссуды по подсчетам специалистов вполне хватило бы на полное переоборудование и восстановление апрелевского завода в суперсовременное предприятие по производству компакт-дисков. Само собой, что такой завод дал бы огромное количество рабочих мест жителям Апрелевки. Но в России после 1991 года ни о какой реституции и речи не стояло. К власти пришел Борис Ельцин и началась всеобщее "ваучиризация" и разграбление предприятий и заводов по всей стране."
Тут самое замечательное - это первое "НО". То есть Молль ждал реституции от советской власти? Или как раз ждал контрреволюции, чтобы завод отдала такая же новая власть, какая в Чехии проводила реституцию, а с 1989-го года и в объединившейся Германии? Тут явно хронология "гуляет" у эксперта Новиковского - но что с блохера взять. Он хотя бы идёт выводами в верном направлении: что капитализм убивает не только эту, но всю индустрию СССР, а следом за ней вымирает и народ. Правда, реальная приватизация индустрии началась только в 1994-м году, после расстрела ВС РСФСР и Конституции 1977-го года, но с такими "допусками" Новиковскому - невдомёк... Далее - самое ценное: "Родственники Молля писали письма лично Президенту Ельцину о содействии в реституции предприятия и даже с помощью взяток было организовано так, что Ельцину передали письмо в собственные руки. Согласно показаниям свидетелей, резолюция первого Президента России была короткой, но всеобъемлющей - он сказал только два слова: "Х.. ему!"
Вот тут верю! Тем более, что х*й у Ельцина, по свидетельствам покойного жизнелюба и острослова Доренко, как-то купавшегося с ним после очередной "работы с документами" - был убедительный. Нет никаких сомнений, что если бы Молль сунулся лично к президенту Эрэфии, то Ельцин лично им бы и постучал по столу, напоминая немчуре в какой стороне находится Кузькина мать. (Как и в заигрывании с Романовыми - всё это ностальгирование по промышленникам и предпринимателям было только оправданием новорсской приватизации и формирования нового класса господ из "семейного" окружения...)
Однако, как мы теперь видим, домыслы Новиковского о широкой ноге и "ельцинских достоинствах" Ивана Молля - были неслучайны! Признавая "золотую эру" в советском издании пластинок, он всё же верует в эффективного иностранного собственника сильнее (вполне перестроечная хворь). Представляете, сколько и в СССР было таких "глубокого залегания" верующих и в 1930-х - которые не только помыслами, но и делами готовились к возвращению прежних хозяев? Отсюда такая бдительность НКВД - которую воображение Новиковского дорисовало и к образу Молля, утратившего свой завод... чтобы сын за ним вернулся в перестройку, "так называемую"...
День начала продажи легендарного для каждого советского меломана альбома "Гринпис - прорыв", выпущенного международной экологической организацией Greenpeace и апрелевской Всесоюзной фирмой грамзаписи "Мелодия". Магазин грамзаписи "Мелодия" на Калининском проспекте.
И тут повествование Новиковского получает странный оборот: приватизация и Ельцин рушат индустрию (что верно - но датируется не 1991-м годом, сильно позднее: страна огромная, и процессы сии заняли десятилетия, а их осознание и должную оценку даём только мы с вами сейчас), но вот реституция по образцу идола всех либералов, Заграницы - спасла бы ситуацию! "Заграница нам поможет" - прямо как в фильме "Ты у меня одна" радостно ждали инженеры, что их возьмут в совместное предприятие, хотя оно и создавалось для того, чтобы скоратить штат... Реститутки поставили бы производство на уверенную ногу, и Апрелевка стала бы выпускать тонны компакт-дисков...
Как укор соотечественникам, Новиковский пишет: "Спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышел новый продукт - CD. В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил 33 миллиона пластинок, он уже работал в убыток, поскольку цены на пластинки оставались фиксированными. Не помогли ни переход на независимых заказчиков SNC Records, Moroz Records и другие фирмы звукозаписи, ни выпуск кассет с записью, ни даже возрождение эпохи винила в узких кругах. В 1992 году завод оказался на грани остановки при годовом официальном объеме выпуска пластинок около 10 миллионов штук, про неофициальные, так называемые левые объемы, стоит упомянуть отдельно - ибо они были существенными."
Тут вмешаюсь снова как меломан: малотиражный винил Апрелевка продолжала делать и в середине 90-х, правда, уже не под лэйблом "Мелодии". Например, "Апрелевка-саунд" и "Золотая долина" выпустили на виниле первые диски "Гражданской Обороны" и Янки Дягилевой, за которыми мы в 1992 и 1993-м готовы были очереди отстаивать в "комке" а Калининском за "Домом книги" или же в "Молодой гвардии" на Полянке. Стоили они дороже пластинок в "Мелодии" на Калининском, но и она уже торговала больше кассетами и "компактами" (так называли сперва сиди), чем виниловыми дисками - рынок стремительно менялся, что верно, то верно. Вряд ли бы потомки Молля спасли ситуацию даже перенося сюда, как в страну 3-го мира производство своих европейских сиди (Китай всё равно сделает дешевле) - не нуждающееся в глубоко эшелонированной индустрии, производство сие существует поныне в десятках мелких фирмочек. На качестве не отражается никак - важна только лицензия.
Я как воспитанник пластинок, могу уверенно сказать: Апрелевка и "Мелодия" могли бы и дальше существовать прекрасно, если бы сумели монополизировать рынок через контракты с растущими как грибы после дождя звёздами отечественного рока. Однако все они в 90-х слетелись в ту самую ООО "Студия Союз", которая выпускала их на сиди и кассетах. Плохая работа манагеров, что тут ещё скажешь... Может, верили в силу-инерцию фирмы "Мелодия", которая имела центральный офис и студию звукозаписи аж в самом центре Москвы, в Вознесенском переулке. Один из двух костёлов в ЦАО (второй - напротив "Дома Высоцкого" на Малой Грузинской) - был прекрасно оборудован под студию для записи хоров и симфонических оркестров. Вот такое креативное и продуктивное святотатство - о коем блохер Новиковский и не ведал, но вот, даю его же иллюстрацию.
Большой зал звукозаписи Всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия", уникальный во всей Европе - по качеству звука и акустики.
Реституция - та самая, но по религиозной линии, лишила "Мелодию" её этих вот уникальных средств производства и производственных помещений. Заботилась ли тогда власть Москвы и федеральная власть в лице Ельцина о "промышленниках и предпринимателях" в лице прославленной фирмы? "Это вряд ли" - как сказал бы товарищ Сухов...
Но кто же - кто персонально отсёк от "Мелодии" как Апрелевку, так и ряд её студий? Фамилии в студию!
В этой студии в Вознесенском переулке - только не в костёле (на фото ниже - мы же не симфонический оркестр), а в здании, граничащем с домиком "Мелодии", с моею первой любовью Машей Зверевой мы записывались зимой 1995 года у Елены Кононенко в одном радиоспектакле, который я недавно залил Вконтакт. Он называется "Зов", но нынче не о том речь - студия была обалденная, это я запомнил, с висячими большими микрофонами, дубовой звукоизоляцией и прочими признаками многолетней славы. Там записывались с участием Смоктуновского, например, пластинки и радиоспектакли, режиссёром была Елена Григорьевна Кононенко. То есть студия "Мелодии" работала не только на винил - но на всю страну. И потому росло производство...
Музыканты инструментального ансамбля "Мелодия" в студии фирмы грамзаписи "Мелодия".
Мы застали период бурного роста тиражей пластинок за счёт популярности западных звёзд - и не только эстрады. Рок, фирма "Полидор", а затем и все лэйблы Англии и США - заключали контракты с "Мелодией" на переиздания их дисков. Это всё печаталось в Апрелевке! Производство в конце 80-х, когда по Новиковскому и наведались сюда Молли-реститутки - росло сказочно. То есть, выходит, что "Мелодию" расчленили и убили не по вине невидимой руки рынка - а по идиотизму реформаторов. Потому что навязанный отдельным заводам Всесоюзной фирмы хозрасчёт, как недавно заметил тут мой бывший коллега по "Независимому обозрению", либерал Максим Артемьев - был форменным идиотизмом, диверсией. Когда стоявшие в единой производственной цепи у Госплана заводы и директоров их ставили перед выбором: либо ищи рынки сбыта сам и перестраивай под них производство, либо закрывай завод, это было сродни тому, как сейчас бы крупных ритейлеров заставляли для каждого магазинчика искать своих поставщиков. Бред!
Но именно этот рефрматорский бред обосновывал "рентабельность" - чтобы заводы лучше работали их надо было дробить... Чем это кончилось - знает даже блохер Новиковский. Ещё как-то устраивавшая контракты и не прерывавшая загрузки мощностей "Апрелевка-саунд" и её "дочки" (всё одни и те же цеха) - существовала даже в середине 1990-х, но к концу века действительно уступила место мелким производителям... Кто бы мог знать что винило-мания вернётся к концу "нулевых"!
Последняя партия пластинок была выпущена в 1997 году. Корпуса завода отданы частникам под склады и всевозможные производства - около 40 различных компаний и объединений сейчас располагаются на крупной территории бывшего Апрелевского завода грампластинок "Мелодия". Собственная железная дорога, котельная, действующий паровоз, и несколько перестроенных корпусов, и перепланированных зданий, и ни одной вывески "МЕЛОДИЯ", ни одного намека на первый в мире завод грамофонных пластинок.
Кстати, о том, как далеко "добивали" пластинки "Мелодии" - хочу вам рассказать из собственного экспедиционного опыта. В 1991-м весной я был в Рахове, западно-украинском городе на границе в Румынией - так вот там, помимо редких для Москвы медиаторов с зазубринками в большущем магазине музыкальных инструментов, в небольшом хозмаге в отделе пластинок были дефицитные для Москвы "Уайтснейк" и альбом "Нью Джерси" группы "Бон Джови"! Не стал покупать, чтобы не поломать в рюкзаке - купил уже в Москве, на Калининском позже... А вот летом предыдущего, 1990-го года в райцентре Сычёвка Благовещенского района (теперь там космодром Восточный на бывших плодородных полях) я в сельмаге, в культтоварах обнаружил все номерные альбомы "Алисы"! Их и в Москве было не найти - а тут мало кто интересовался, их завезли по квоте с ближайшего винилового завода "доппечати", но некому было продать. Вот оттуда-то слегка помятую в "Ермаке", но только на уровне конверта, "Энергию" я и привёз, хотя алисоманом не был...
Сейчас выбирая что послушать из сказок дитяте - открываю для себя многостаночность "Мелодии" 1970-80 годов. Я слышал и успел полюбить лишь толику из того что производилось. Одну и ту же вещь, один популярный персонаж (того же Чебурашку, например), одну сказку, даже в одной и той же серии "Сказка за сказкой" - могли записывать в двух-трёх версиях! На это были средства, были режиссёры, оркестры, артисты, студийное время - представляете, какая армия помимо непосредственных рабочих кормилась при "Мелодии"?! Куда делось это всё? В какой ещё стране такое могло вырасти, развиваться и воспитывать поколения в духе гуманизма, человеколюбия (и лежащего в основе этих детских росточков научного коммунизма)?
Ведь производились не просто пластинки (а моё поколение воспитывалось ещё и на диафильмах - тоже отдельная индустрия) - производилась культурная потребность! Воспроизводился советский человек, надстраивался над собой в каждом поколении - всё выше и выше. Моя детская фонотека насчитывала около пятидесяти пластинок - это было по карману семье научного сотрудника. Знаю, что так же было большинства знакомых моих 1970-х годов рождения. И какой широченно-сказочный мир открывали эти диски, как только я научился ставить их на проигрыватель самостоятельно и переворачивать!..
И ведь продукция "Мелодии" востребована поныне - да, через интернет, но востребована, рейтингуется! Сами слушаем постоянно, во втором поколении.
И вот это всё (а оригиналы - все были у "Мелодии") неслыханное аудио-богатство вдруг по какой-то загадочной государственной программе приватизации - ухдит частной фирмочке ООО "Формакс"?!
Где, в какой капстране такое ещё было?
Слушайте, так стоит ли припоминать "лихие девяностые" тогда? Это равноценно приватизации нефти и газа! У нас на глазах грабят, приватизируют НАШЕ, государственное, социалистическое, созданное тысячами советских талантов, умов, рук и инструментов, - а мы не имеем права даже слова против сказать?
Что - х*й Ельцина и тут лежит поперёк?
Материалы по теме:
"Мелодия" ушла с молотка вместе со всем национальным звуковым архивом России
Апрелевский завод грампластинок и мифы о Моллях, от большевиков умученных (ч.1)
|
|