Итальянская газета La Repubblica накануне юбилея Сами Знаете Кого задала мне три вопроса, публикую получившееся:
La Repubblica: Что лично для вас означает Ленин?
- Я коммунистом родилась, прожила 46 лет, коммунистом и умру. Для меня Ленин - спутник всей моей жизни, главный авторитет, барометр, нравственный камертон. Мыслители такого масштаба появляются, может быть, раз в тысячелетие, и я горжусь тем, что Ленин - мой соотечественник. Прожив относительно недолгую жизнь, Ленин, уверена, был счастливым человеком, потому что мыслителей много, но совсем не каждому дано воочию увидеть свой воплощённый социальный идеал - Ленин был не только создателем революционной теории, но и успешным практиком, благодаря своему гению получившим возможность реализовать свои теоретические построения, проверить их на практике. Ленин постоянно присутствовал в моей жизни - портреты и многотомное собрание сочинений дома, воспоминания о Ленине в детских книжках, рассказы родителей (мой покойный прадед, которому я обязана своей фамилией, близко работал с Лениным, был большевиком ленинской плеяды, закончил свою жизнь в трагическом 1937-м, но успел многое рассказать своей дочери - моей бабушке). В отличие от многих современных «стихийных коммунистов», испытывающих инстинктивную симпатию к ленинской личности, наследию и взглядам, я коммунист не стихийный, а сознательный - мне повезло вдвойне: во-первых, учиться в школе, когда ещё общественные науки преподавали в марксистско-ленинском ключе (включая произведения самого Ленина, включенные в программу); во-вторых, учиться на историческом факультете МГУ, где в самые тяжёлые и неблагоприятные для учёных-гуманитариев времена - 1990-1995 гг. - доминировал разумный, объективный подход, и в целом предпочтение отдавалось марксистско-ленинской парадигме. На нашем факультете убеждённые антикоммунисты среди преподавателей были большой редкостью.
Собственно говоря, бессмертие Ленина - это именно то, что он всю нашу жизнь нас сопровождает: мы видим своими глазами правоту его учения и практики. Созданный им Советский Союз не только освободил мир от фашизма, но и по сей день задает социальные и нравственные стандарты для всего мира. Я объехала более 70 стран, и нет такой страны, где бы я не видела ленинских книг, его изображений, его последователей. Даже в тех странах, где изображения Ленина и коммунистическая символика под запретом, и за их публичную демонстрацию предусмотрена уголовная ответственность. Примерно от четверти до трети населения земного шара живет в странах, которые не отказались от ленинизма и ленинского опыта. Два года назад скептики были посрамлены, увидев, с каким размахом мир отмечал 200-летие Маркса, так вот, уверена, грядущее 150-летие Ленина будет отмечаться столь же широко, по всему миру.
La Repubblica: Что осталось от ленинского наследия в современной России?
- Собственно говоря, от ленинского наследия осталась вся та страна, в которой мы живём :). Всё то, что в нашей стране работает, крутится, вертится, кормит и поит, строит и возделывает, учит и лечит, освещает улицы и дома, говорит и показывает, - это всё ленинское наследие. Даже нельзя сказать, что без Ленина и его последователей наша жизнь была бы совсем иной, - абсолютного большинства из нас бы элементарно не было на свете. Что касается внешней, символической стороны, то нужно признать, что в отличие от ситуации в других бывших советских республиках, в России народ не принял поначалу резво начатую ельцинистами «деленинизацию» и спустил её на тормозах. Имя Ленина сохраняется в основном и в топонимике, и в изобразительном искусстве, и в библиотеках, и в школьных и вузовских программах, правда, в сильно редуцированном объёме. Кафедр марксизма-ленинизма в вузах сейчас нет, но марксизм-ленинизм изучается. В крупных университетах существуют факультативы по марксизму-ленинизму, которые ведут учёные-марксисты; в последнее время, как грибы, плодятся молодёжные марксистские кружки, где ленинскому наследию уделяется огромное внимание, появляются десятки молодых видеоблоггеров, рассказывающих о Ленине и дискутирующих о нём. Грядущее 150-летие В.И. Ленина академическая и общественно-политическая среда запланировала отметить с большим размахом (международные симпозиумы, ленинские чтения, конференции, выставки в Москве, Санкт-Петербурге (Ленинграде), Ульяновске, Казани и др.). К сожалению, эпидемия коронавируса внесла в эти планы существенные коррективы, и сейчас продумывается, как все эти мероприятия перевести в другой формат. Непосредственно в день ленинского юбилея, 22 апреля, на телеканале «Культура» будет спецвыпуск чрезвычайно популярного интеллектуального ток-шоу «Что делать?», целиком посвященный Ленину, с участием вашей покорной слуги (в момент ответа на вопросы ещё было не известно, что телеканал "Культура" сдрейфит и зажмёт показ передачи - Д.М.).
Тем не менее, об отношении российских правящих кругов к Ленину нетрудно догадаться - трудно себе представить, чтобы крупная олигархическая буржуазия, правящая бал в стране, относилась с почтением к человеку, посвятившему жизнь уничтожению буржуазии как класса. Каждый год, невзирая на протесты и открытые письма общественности, интеллигенции, писателей, политиков, тысяч неравнодушных граждан, власти на время проведения торжественного парада Победы 9 мая заколачивают мавзолей В.И. Ленина на Красной Площади несуразными фанерными конструкциями, драпируют его тряпками, грубо искажая исторический облик площади, чей ансамбль внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. А ведь именно к мавзолею Ленина после победы в Великой Отечественной Войне победителями были брошены 240 гитлеровских штандартов и знамен. Достаточно вспомнить о том, что до победы Великого Октября царская армия самодержавной России проигрывала одну военную кампанию за другой. Неспособность прогнившей российской монархии и её армии, строившейся на сословном неравенстве и зуботычинах, оказать достойное сопротивление врагу явилась одной из немаловажных причин самой революции. Красная Армия, у истоков которой стояли Владимир Ленин, возглавляемая им большевистская партия и советское правительство, сумели одолеть уже завоевавший к 1941 году полмира фашизм, принести народам свободу и возможность мирно развиваться.
Драпировка мавзолея, разумеется, не главный пример вытравливания российскими властями памяти о Ленине, просто достаточно наглядный. Главное, конечно, - стремление отказаться от ленинского наследия в повседневной практике, демонтаж завоеваний социализма, реванш крупного капитала, возобновление капиталистической эксплуатации. История развивается нелинейно, и для меня совершенно очевидно, что на путь развития, прорисованный Лениным, вернется не только Россия, но и многие другие страны.
La Repubblica: Насколько соперничество между разными коммунистическими организациями повлияло на утрату ленинского наследия?
- Современная российская коммунистическая многопартийность (да и не только российская, в большинстве стран мира она существует), соперничество между разными коммунистическими организациями повлияло не на утрату ленинского наследия, а как раз наоборот - на его сохранение и приумножение. На отказ государства от ленинского наследия повлиял контрреволюционный верхушечный переворот 1991 года, утрата Коммунистической Партией Советского Союза власти в стране и последовавшее за ней уничтожение СССР. Есть распространенная точка зрения о том, что коммунистическая однопартийность в советские годы и монополия КПСС на власть были как раз одними из причин краха Советского Союза. То же касается и ленинизма, который, не встречая идеологической конкуренции, находясь как бы в идейном вакууме, с течением времени перестал творчески развиваться. Что касается разобщенности коммунистического движения сегодня, то она парадоксальным образом способствует развитию ленинской теории, идеологическим дискуссиям, диалогу между коммунистами. Четыре относительно крупные коммунистические партии в современной России не объединяются между собой отнюдь не только по организационно-тактическим причинам и из-за амбиций лидеров, но, прежде всего, из-за идеологических разногласий, несмотря на то, что все четыре позиционируют себя как марксистско-ленинские. Наличие таких разногласий на данном этапе объяснимо, они как раз и стимулируют творческое развитие ленинских идей, поддерживая интерес к ним, а заодно и к их выразителям, в обществе.
|
|