Кто владеет информацией,
владеет миром

Памяти Бондарева. Самолёт, поднятый в воздух

Опубликовано 30.03.2020 автором в разделе комментариев 58

писатель бондарев
Памяти Бондарева. Самолёт, поднятый в воздух

29 марта не стало писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924—2020) , фронтовика, одного из авторов «лейтенантской прозы». Он остался в памяти не только своим творчеством, но и общественно значимыми поступками. Даже эпатажными: так, в 1992 году он публично сжёг чучело Евгения Евтушенко. В 1994 году отказался принять орден из рук Бориса Ельцина.

А ещё ранее, в июне 1988 года, большой резонанс вызвало выступление писателя на XIX Всесоюзной партконференции КПСС. Там он запустил, как сказали бы теперь, мем (или, как тогда выражались, крылатые слова) о перестройке: «Можно ли сравнить нашу перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка?».

На эту фразу, которая стала настоящим булыжником, кинутым в перестроечное болото, отвечал через пару дней с той же трибуны тоже писатель-фронтовик, только столь же яростный сторонник перестройки Григорий Бакланов. Он сказал: «Я получил ряд телеграмм и звонков. Одну телеграмму... я передал сегодня в Президиум. Содержание её такое: «Неужели, товарищи писатели, никто не ответит Нине Андреевой и Юрию Бондареву?» Лежит телеграмма в Президиуме. (Шум в зале.)»

Тут надо заметить, что само имя Нины Андреевой в июне 1988 года звучало крайне одиозно, её мартовскую статью того же года «Не могу поступаться принципами» в «Советской России» официально осудили и заклеймили как «манифест антиперестроечных сил». Так что сравнение с Ниной Андреевой было на тот час очень серьёзным обвинением.

Бакланов попытался парировать и даже превзойти и хлёсткое бондаревское сравнение перестройки с самолётом, поднятым в воздух без места посадки. И сказал так: «В Австралии, когда задают тест будущему кандидату в пилоты, есть такой вопрос: вы летите в двухместном самолёте. Представьте, что со второго сиденья выпала английская королева. Ваши действия? Некоторые говорят — застрелиться. Кинуться за ней и поймать в воздухе. Правильным считается ответ — выровнять самолёт после потери лишнего груза и продолжать полёт. Так вот, в ходе перестройки нам не раз ещё придётся выравнивать самолёт после потери лишнего груза и продолжать полёт».

Надо признать, это одна из ценных по откровенности фраз перестройщиков. Вот только даже это крутое сравнение оказалось слабоватым для описания последующих событий. Ведь не только «английская королева» выпала из самолёта, но и сам самолёт в воздухе развалился на куски, не долетев до места назначения...

Ещё из той речи Бондарева: «Недавно я слышал фразу, сказанную молодым механизатором на мой вопрос об изменениях в его жизни: «Что изменилось, спрашиваете? У нас в совхозе такая перестройка мышления: тот, кто был дураком, стал умным — лозунгами кричит; тот, кто был умным, вроде стал дурак дураком — замолчал, газет боится. Знаете, какая сейчас разница между человеком и мухой? И муху и человека газетой прихлопнуть можно. Сказал им, а они меня в антиперестройщики». В этом чрезвычайно ядовитом ответе, просоленном народным юмором, я почувствовал и досаду, и злость человека, разочарованного одной лишь видимостью реформ на его работе, но также и то, что часть нашей печати восприняла, вернее, использовала перестройку как дестабилизацию всего существующего, ревизию веры и нравственности».

«За последнее время, приспосабливаясь к нашей доверчивости, даже серьёзные органы прессы, показывая пример заразительной последовательности, оказывали чуткое внимание рыцарям экстремизма, быстрого реагирования, исполненного запальчивого бойцовства, нетерпимости в борьбе за перестройку прошлого и настоящего, подвергая сомнению всё: мораль, мужество, любовь, искусство, талант, семью, великие революционные идеи, гений Ленина, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну. И эта часть нигилистической критики становится или уже стала командной силой в печати, как говорят в писательской среде, создавая общественное мнение, ошеломляя читателя и зрителя сенсационным шумом, бранью, передержками, искажением исторических фактов».

«Когда я читаю в нашей печати, что у русских не было и нет своей территории, что 60-летние и 70-летние ветераны войны и труда являются потенциальными противниками перестройки, что произведения Шолохова пора исключить из школьных программ и вместо них включить «Дети Арбата», когда я читаю, что журналы «Наш современник» и «Молодая гвардия» внедряют ненависть в гены (чтобы этакое написать, надо действительно обладать естественной ненавистью к этим журналам), когда меня печатно убеждают, что стабильность является самым страшным, что может быть (то есть да здравствует развал и хаос в экономике и в культуре), что писателя Булгакова изживал со света «вождь», а не группа критиков и литераторов во главе с Билль-Белоцерковским, требовавших не раз высылки за границу талантливейшего конкурента, когда на страницах «Огонька» появляются провокационные соблазны, толкающие к размежеванию сил, к натравливанию целой московской писательской организации на журнал «Москва», когда читаю, что фашизм, оказывается, возник в начале века в России, а не в Италии, когда слышу, что генерал Власов, предавший подчиненную ему армию, перешедший к немцам, боролся против Сталина, а не против советского народа, — когда я думаю обо всём этом, безответственном, встречаясь с молодёжью, то уже не удивляюсь тем пропитанным неверием, иронией и некой безнадёжностью вопросам, которые они задают. И думаю: да, один грамм веры дороже порой всякого опыта мудреца. И понимаю, что мы как бы предаём свою молодёжь, опустошаем её души скальпелем анархической болтовни, пустопорожними сенсациями, всяческими чужими модами, дёшево стоящими демагогическими заигрываниями».

Однако, перечитывая эту знаменитую речь, я ещё раз отчётливо понимаю, почему ни Бондарев, ни Нина Андреева не стали и не могли стать кумирами молодёжи тех дней. Потому что они продолжали говорить на языке, который та самая советская молодёжь на тот момент начисто перестала понимать: они напоминали ей о долге, морали, нравственности, о принципах, обязанностях перед обществом. А молодёжь не хотела больше ни слышать, ни говорить о своих обязанностях! Она хотела слушать и говорить только о своих правах и свободах. Именно о том, о чём ей беспрерывно и лили в уши елей перестройщики. В принципе, защитники социализма тоже могли бы перейти на этот язык. Потому что любая обязанность всегда неотделима от права, как и наоборот, и не бывает одного без другого. Так что всё зависит от того, с какой стороны посмотреть... Защитники социализма могли бы объяснять и доказывать, какая огромная Атлантида социальных, экономических, трудовых, да и гражданских прав уйдёт на дно вместе с социализмом и СССР. Могли бы разжёвывать, что буржуазный строй не подарит никаких прав и свобод никому, кроме ничтожной горстки богатеев, а наоборот, обдерёт, как липку, подавляющее большинство. Но они этим языком, увы, тогда не владели...

Так что, отдавая должное этим защитникам СССР, последним красноармейцам и фронтовикам Великой войны, будем учить и этот новый необходимый язык, если хотим прекратить триумфально идущий уже около 35 лет парад реакции.



Рейтинг:   3.78,  Голосов: 65
Поделиться
Всего комментариев к статье: 58
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
фывапролд написал 30.03.2020 15:57
Хирург написал 30.03.2020 15:49
Например, делать его так, как Ленин, создавший партию НОВОГО ТИПА.
========================
Любая партия нового типа рано или поздно станет партией старого типа.
И НОВОГО ТИПА - это не значит НА ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ.
Вот сейчас вирус тоже нового типа, если что. Примерно как партия Ленина.
Re: шпун тику
Шпун Тик написал 30.03.2020 15:56
И еще раз тебе, клоуну - ЕСЛИ НЕТ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОГО ОБМЕНА, ТО НЕТ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ, ХОРОШО ТЫ ТРУДИЛСЯ ИЛИ ПЛОХО.
-----------------
И еще раз тебе, антикоммунисту, придурку и белячей сволоте: так и останешься придурком на веки вечные со своей абсолютизацией товарно-денежных отношений. Они необходимы. Но - для таких только, как ты, тупых в марксизме. Для настоящих коммунистов-марксистов (не сталинистов) ТДО - отжившая свое эпоха.
Re: Re: посткоммунистические дебилы
Хирург написал 30.03.2020 15:49
"Какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС."
--------------
Под "мы" вы понимаете и себя? Если так, то вы - просто-напросто болван, не умеющий дело делать. Например, делать его так, как Ленин, создавший партию НОВОГО ТИПА. (Если вы не имели в виду и себя под "мы" - извините.)
шпун тику
фывапролд написал 30.03.2020 15:48
И запомни,тунеядец - если у какого-то строя есть звериный оскал (как ты выразился), то только у твоего шакальего социализма.
И еще раз тебе, клоуну - ЕСЛИ НЕТ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОГО ОБМЕНА, ТО НЕТ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ, ХОРОШО ТЫ ТРУДИЛСЯ ИЛИ ПЛОХО.
Запомни это раз и навсегда, дурачок сопливый.
А твой Маркс - дерьмо собачье, лживый и безграмотный ублюдок.
шпун тику
фывапролд написал 30.03.2020 15:42
"Дурак дураком в марксизме"?
Это ты о чем, краснозадый?
В твоем вонючем марксизме нет ни слова правды. И я его изучил получше любого Майсурана.
Ты в коммуну хочешь?
Да, хочешь, но только надсмотрщиком, а не работником.
Потому что коммунист - ленивая, тупая, завистливая мразь. И никто из вас никем никогда не работал - что Маркс, что Майсурян. Кто умеет и хочет работать, тот красножопым быть неспособен. Коммунист всегда трутень и тунеядец.
Re: посткоммунистические дебилы
За все надо платить ! написал 30.03.2020 15:39
Был такой фильм - "Человек - амфибия" (по книге Беляева ).
Там Ихтиандр сначала мог часть времени проводить в воде ,а часть - в воздушной среде.
Но потом некие мерзавцы засунули его надолго в воду ,и больше он в воздушной среде жить не смог.
В начале прошлого века в России были различные ,реальные и активно действующие партии .
Но потом очень надолго ( три полных поколения по 25 лет ) всех засунули в бочку с ...гм , ну пусть это будет назваться водой .
Заметьте ,что Восточная Европа там пробыла около сорока лет(да и "вода" не та была) , китайцы - тридцать лет .
Ну, а теперь имеем то ,что имеем:
"Какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС."(с)
Существуют и необратимые процессы.
За все надо платить !
Re: посткоммунистические дебилы
главный лозунг написал 30.03.2020 15:30
прикажут, завтра же пойду в акушеры! Погуглите, откуда это Михаил Евграфович взял (не придумал).
Re: шпун тику
Шпун Тик написал 30.03.2020 15:29
Да, я не хочу в коммуну, но и ты туда не хочешь (в качестве работника).
-----------
Ровно все наоборот, придурок!
Re: вину тику
Вин Тик написал 30.03.2020 15:27
Чего тебе хорошего, сволочь красная?
------------
А уже то хорошо, сволочь белая, что ты лично явно показываешь: ни черта не смыслишь, дурак дураком в марксизме! А потому и прислушиваться к твоим БЕЛЯЧЬИМ "аргУментам" совершенно незачем.
шпун тику
фывапролд написал 30.03.2020 15:25
Да, я не хочу в коммуну, но и ты туда не хочешь (в качестве работника).
В том-то и дело, что красные ублюдки всегда мечтали построить свой "рай" чужими руками.
Если бы вы строили свой комунизьм СВОИМИ руками, то я против вас вообще бы ничего не имел.
посткоммунистические дебилы
засовки, антисовки написал 30.03.2020 15:24
не важно. Все население полностью лишено способности к политической жизни! Политика - это партии, партия это буквально "часть". Вы, будучи частью общества, осознаете себя как оная часть и отстаиваете свои интересы. Что трудного-то? Объединяетесь с другими частями, противопоставляетесь третьим, договариваетесь.
Для населюков россиюшки это совершенно непостижимо. Мы все должны быть вместе, как единое овцеление! Партия, хорошо, ладно пусть будет партия, но только одна! Но тогда она уже не будет партией, т.е. "частью", не доходит?
Гиперцентрализированная, сверхбюрократизированная страна, и каждый населюк ее будь он хоть трудящимся, хоть буржуем, хоть домохозяином, сам себя видит глазами бюрократии!
любителю реальной истории
фывапролд написал 30.03.2020 15:22
Я уже говорил, что бред коммунистов во многом состоит из взаимоисключающих пунктов.
В частности:
1) В СССР не было межнациональных проблем.
2)Сталинские депортации были оправданы.
Кто работал на стройках Сибири в советские времена (а я работал), кто служил в СА (а я служил), тот знает цену болтовне про дружбу народов.
"Все народы были братья, но правильно давили всяких там басмачей, лесных братьев и бандеровцев; правильно переселяли всяких корейцев и калмыков" - типичный бред пьяного совка.
Re: вину тику
Шпун Тик написал 30.03.2020 15:20
А кому это интересно?
---------------
Притырок-антикоммунист, а тебе какое дело до всего этого? Ты ж не хочешь в коммуну! Там не твои единомышленники-антикоммунисты. А место твое любимое собачье тебе ж указано - капитализм со звериным оскалом. Живи там и радуйся. Чего суешься не в свое дело?
вину тику
фывапролд написал 30.03.2020 15:16
Чего тебе хорошего, сволочь красная?
Возразить по делу можешь? Ага, дождешься от вас.
Запомни, дурак ты и сволота - в бестоварной экономике нет критериев для отличия полезной деятельности от бесполезной. Кто работал хорошо, а кто плохо, можно оценить только в условиях рынка.
Потому-то и сдох твой социализм. Потому-то он сдох навсегда.
И тебе нечего возразить, сволота.
Re: ЛУЧШЕ И НЕ СКАЖЕШЬ!
Любитель реальной истории . написал 30.03.2020 15:15
Чушь про дружбу народов в СССР можете рассказывать тем, кто сейчас пешком под стол ходит или ходит под себя.
Те ,которые жили в СССР ,знают РЕАЛЬНУЮ историю отношений народов и еще не впали в маразм , ничего ,кроме естественного презрения к попыткам глупо врать испытать не могут.
Re: вину тику
Вин Тик написал 30.03.2020 15:11
Хорошо! Сволота антикоммунистическая оживилась!
вину тику
фывапролд написал 30.03.2020 15:02
Ты реально такой бестолковый? Или притворяешься?
"но и соревнования, кто В ТРУДЕ лучше,"
Да как ты поймешь, кто в труде лучше, если нет товарно-денежного обмена?
Если потребитель, через свой кошелек не оценивает результаты труда производителя?
Будешь исходить из того, кто больше затратил сил? Кто напрягался больше?
А кому это интересно?
Лишний раз убеждаюсь, что коммунист не просто паскуда - завистливая, ленивая и злобная - но еще и дурак каких мало.
Вы пытаетесь перестроить на своих принципах экономику, не понимая, как она вообще функционирует.
И ты совсем дурак, если путаешь кибуц с коммуной. Кибуц работает по законам рынка, а не по заветам Маркса.
И ты тут сволочами никого не обзывай. Хочешь сволочь увидеть? Посмотри в зеркало.
Не надо было "строить социализм" СРАЗУ ДЛЯ ВСЕХ!
Вин Тик написал 30.03.2020 14:46
Всю эту сволоту, которая теперь пишет против социализма вообще (не только как коммунизма, но и как социального государства, даже буржуазного), нужно было после 1917-го оставить "за бортом": пусть бы плавали в капитализме со звериным оскалом начала 19 века, против которого выступили не только Маркс с Энгельсом, но и многие буржуа, провозгласившие еще тогда необходимость буржуазного социализма (см. "Манифнст", литературу по социализму), по сути - за буржуазное социальное государство.
.
ОБЪЕКТИВНО большевикам требовалось "строить социализм" через коммуны. В которые собирались бы единомышленники. Пусть даже и такие туповато-глуповатые, как здешний певец уравниловки Метик. Ведь посмотрите: такие Метики организовали более чем сто лет назад общины-коммуны-кибуцы (на территории нынешнего, не существовавшего тогда Израиля) и ДОБИЛИСЬ успехов (сейчас они в относительном кризисе, потому что система уравниловки Метика никуда и не ведет, кроме социального кризиса). А если бы в коммуну собрались ПОДЛИННЫЕ МАРКСИСТЫ-КОММУНИСТЫ-ПРАКТИКИ, если бы эти люди тщательно оберегали себя, свою развивающуюся коммуну от всей этой антикоммунистической пидарасни, что ныне льет грязь на социализм вообще, то... Небольшая МАРКСИСТСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ коммуна давно бы уже разрослась до мирового масштаба!
.
Коммуна не смогла бы разрастись до мирового масштаба с идеологией уравниловки Метика - это отлично показывает опыт столетней истории еврейских кибуцев. Но НОРМАЛЬНЫЙ пример НОРМАЛЬНОГО коммунистического образа жизни в марксистской коммуне - жизнь по принципу взаимопомощи и взаимовыручки, но и соревнования, кто В ТРУДЕ лучше, а потому жизнь с ПОДЛИННЫМ распределением "по труду" (марксистским, а не сталинистским) - этот образ жизни, НЕ НАРУШАЕМЫЙ УПОМЯНУТОЙ ВЫШЕ антикоммунистической пидарасней, живущей, как сказано, в любимом ими капитализме со звериным оскалом, постепенно привлекал бы в марксистскую коммуну все большую и большую массу еще сомневающихся в коммунизме людей (но не массу, конечно, окончательной антикоммунистической сволоты). А далее - НОРМАЛЬНОЕ, без указанной сволочи, втихую и явно вставляющей палки в колеса коммунистам (как показал опыт СССР), бытие В КОММУНЕ переменит ПОЛНОСТЬЮ сознание вновь влившихся в коммуну членов коммуны...
.
К сожалению, большевики после 1917-го захотели действовать по-крестьянски, по колхозному: или для всех, или не для кого. Вот это привлечение к коммунизму "для всех" людей, совершенно СТРОИТЕЛЬСТВУ коммунизма не нужных, и погубило СССР (а отстрел Сталиным сволоты и, заодно, просто инакомыслящих - гигантски скомпрометировал СССР как строителя именно коммунизма). Не новое там победило старое - как должно быть по теории и как происходит при НОРМАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ), - а, наоборот, носители старого, упомянутая пидарастическая сволота, ненавидящая СССР уже за то, что он предпринял ВСЕГО ЛИШЬ ПОПЫТКУ устроить справедливость на Земле (сволота эта затихла, замаскировалась на время, припугнутая сталинскими репрессиями), победила носителей нового, коммунистического.
ЛУЧШЕ И НЕ СКАЖЕШЬ!
Егор Булычев и другие написал 30.03.2020 14:17
Я всегда радуюсь когда читаю статьи Александра Майсуряна!
Радуюсь справедливой оценке в них всего,что было в СССР.
Еще и потому,что многие народы,которых кормил,защищал
и учил грамоте Советский Союз, отвернулись от этого и стали
охаивать и оглуплять все хорошее,что для них делала огромная
страна с самым большим по численности русским народом.
Майсурян один из немногих нацменов сумевших уйти от этого
состояния и не ставших на сторону присущего многим из них
торгашеского прошлого.Он лучше многих записных русских
патриотов с сомнительными родословными доказывает что в
СССР была дружба народов и она и ныне есть,но ее глушат и
оглупляют так называемые русские "ивановы" с израильской
отравленной кровью под кожей хамелеонов.
Я лет 50 назад встречался с Юрием Бондаревым на даче Юлиана
Семенова в поселке "Советский писатель" в Красной Пахре как тог-
да говорили(теперь это Троицк-Москва).В этом поселке построенном
по совету И.В.Сталина было около 100 бесплатных дач с участками
по 0,5 га(50 соток), там из русских писателей были Бондарев, Тендря-
ков, Твардовсий. Остальные Гусскоя зычные,которые тогда и теперь
обсирают сталина и советскую власть, якобы их притесняли и не давали
"песни петь".А строил эти дачи папА нынешнего артиста Долинского-
он проворовался,дачи начали трещать и его посадили,потом сел и сыну-
ля якобы за фарцовку.Так вот, у Ю.Бондарева ,уже тогда лауреата всех
видов Премий была самая простая лачужка в отличие от капитальных
домов гусскоязычных.
Майсуряну
фывапролд написал 30.03.2020 13:34
Грамотешки надо бы набраться, г-н Майсурян. А уже потом постить свои мысли в рунете.
"Защитники социализма могли бы объяснять и доказывать, какая огромная Атлантида социальных, экономических, трудовых, да и гражданских прав уйдет на дно вместе с социализмом и СССР."
Что такое "трудовые права" - это загадка, бином Ньютона. С "экономическими правами" тоже туман.
Более-менее ясно, что такое социальные и гражданские права.
Объем социальных прав в конечном итоге гарантируется не декларациями и лозунгами, а реальными экономическими возможностями государства. В итоге оказалось, что западноевропейский и американский рабочий был более социально защищен, чем советский. Минимальное пособие по безработице в США 1978 года втрое превосходило по покупательной способности зарплату советского начальника цеха. Вышло, что социальный дарвинизм оказался в итоге гуманнее коммунизма.
Вот сейчас в ряде стран Европы (Финляндия, Швейцария, Люксембург) уже обсуждают вопрос гарантированного дохода. Это ведь в буржуйской Европе обсуждают, а не на Кубе.
Что касается гражданских прав, то в СССР их было не больше, чем в Египте эпохи фараонов. Повинностей было полно, а прав не было никаких.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss