В начале марта в российский прокат выходит проект, придуманный и реализованный продюсером Юлией Мишкинене - альманах короткометражек «Очень женские истории»: пять новелл, снятых четырьмя женщинами-режиссёрами (сейчас стильно, модно и молодёжно писать «режиссёрками) - Натальей Меркуловой, Оксаной Михеевой, Ликой Ятковской, Анной Сарухановой и примкнувшим к ним Антоном Бильжо. Сексистам, мачистам, диванным киноэкспертам в вытянутых трениках да и прочим презирающим «мочеполовое» и «п…...острадательное» кино зрителям лучше остаться дома - они ничего не поймут и только зря потратят время.
Российское бабское кино - это особый жанр. Тут нет никакой прямой корреляции с гендером режиссёра, тот же вышеупомянутый Антон Бильжо считает себя специалистом именно по бабскому кино. В последнее время отечественный кинематограф, перекормивший охреневшего зрителя всякими базуками, золотыми погонами и прочей милитари-патриотикой разного толка и качества, прямо-таки фонтанирует, оргазмирует бабским. Лейтмотивы - чёртов ПМС, «вас тут таких много, а я одна» и, разумеется, «все мужики сволочи». Усталая гинекологиня 40+ с профдеформацией, утомившись копаться в чужом сокровенном, безуспешно пытается копаться в себе.
Изначально задумка Мишкинене и Наташи Меркуловой была совсем не о том. Меркулова сняла великолепную, выше всяких похвал, короткометражку «Сёстры» с бесподобным дуэтом двух Викторий - Исаковой и Толстогановой. На любом фестивале короткометражного кино успех был бы гарантирован, но для широкого проката неформат, поэтому было решено «доснять» еще несколько и нанизать их одну на другую в сборник, до полного метра. Увы, даже не будучи в курсе этой предыстории, любой зритель легко о чем-то подобном догадается - новеллы получились весьма неравнозначными, и даже то, что «Сестёр» в итоге «спрятали» в середину альманаха, не оставляет сомнений в том, что тут главное, а что гарнир. В центре каждой короткометражки - женский дуэт.
Первая новелла Оксаны Михеевой «Эс как доллар, точка, джи», в отличие от остальных гиперреалистических мини-лент - юмористическая, пародийная антиутопия: в дивном новом мире закутанные по самые брови тётки арендуют мужей в футуристических МФЦ, где условия контракта зависят от твоего поведения - выполняешь все предписания, получишь молодое мясо в возрастном интервале от 30 до 45, в чем-то провинилась - понизят категорию, и сиди, листай каталог с дедулями семьдесят плюс. Перехитрить эту оруэлловщину пытается героиня Анны Михалковой, после нудного бодания с системой сама завербовавшаяся в сотрудницы конторы и получившая возможность не носить уродливый хиджаб, зыркать стеклянным глазом, нажимать на кнопки и самой ломать человеческие судьбы. Всё это, разумеется, во имя того, чтобы продлить самой себе аренду лысого и ушастого хмыря-муженька (Сергей Фролов), который не прочь бы сменять утратившую товарный вид жёнушку на что-нибудь посвежее. Дурная бесконечность в космических интерьерах: заимев стеклянный глаз, героиня становится неотличимой от глумившейся над ней ранее грымзы-чиновницы (Кристина Бабушкина), а открывшиеся широкие возможности выбора партнера пропадают всуе, ибо ничто, кроме собственного мужа, который, как известно, объелся груш, ей и в голову не приходит.
Второй мини-рассказ Лики Ятковской «Уроки рисования для взрослых» - банальная до зубовного скрежета зарисовка о двух женщинах, любящих одного мужика, 40-летней красавице-жене (Любовь Толкалина) и 26-летней любовнице (Лукерья Ильяшенко). Обманутая супруга пытается подружиться с молодой кралей, памятуя о том, что месть - блюдо, которое подают холодным. Пока новоиспечённые подружки в школе рисования малюют уставших от жизни натурщиц с целлюлитом и обвислыми сиськами (на контрасте - свеженькие и задорные сиськи Ильяшенко), пьют вино и сплетничают на здоровенной кровати-траходроме, зритель ждёт острой и леденящей кровь развязки. На выходе же - типично бабская «месть»: выманить ничего не подозревающую разлучницу на улицу и торжественно проехать мимо её носа на машине вместе с ни разу не заслуживающим никаких подобных страстей и точно так же ни о чем не подозревающим объектом соперничества. В чем кайф от такой мести, понятно, наверно, только самодовольно ухмыляющейся героине. Вся история - ничем особо не выдающаяся попытка в полумиллионный раз рассказать о бабской глупости, закомплексованности, низкой самооценке и лицемерии.
«Стиралка» Антона Бильжо - ещё более банальная до оскомины фантазия о двух подружках, блядовитой не просыхающей дуре-блондинке с рефлексами инфузории-туфельки (Анна Слюсарёва («Слю») и куда более правильной брюнетке, а в сравнении так просто моралистке с повадками училки (Диана Дэлль), каждая из которых недовольна своей личной жизнью, правда, одна готова удариться во все тяжкие, а другая всё-таки ещё не совсем готова. Как и в первых двух короткометражках, и тут есть унылая, абсолютно бесполезная мужская фигура - брюнеткин «муж - объелся груш» (правильный и блёклый до зевоты Петар Зекавица), а счастья нет. Залитое вином и ещё Бог знает чем красное платье можно прокрутить в стиралке, а собственную никчёмность и убогость не выстираешь, придётся донашивать.
«Выставка» Анны Сарухановой - мини-эссе с претензией на психологичность и с замахом на «современное искусство»: главная героиня, как водится, мужиком брошенная и закомплексованная (юная Полина Виторган), ведя бесконечный диалог со своим внутренним «я», участвует в выставке боди-арта: молодые люди – живые статуи, затянутые в прозрачно-телесную сеточку с эффектом наготы, принимают эффектные позы перед глубокомысленно-безмолвными зрителями. И тут нагромождение банальностей - разумеется, здесь же подрабатывает живой статуей проклятая соперница (Анфиса Черных), и главная героиня, вместо того, чтобы переключиться на ушастого коллегу по инсталляции или хотя бы выцарапать разлучнице глаза, потом отправится с ней дружески перемывать кости объекту общей страсти. Бабская дружба, как и бабская вражда - явление целиком иррациональное, и любой психоанализ тут бессилен.
На фоне этих милых, но, в общем, ни на что не претендующих безделиц резко выделяется положившая начало всему проекту короткометражка «Сёстры» Натальи Меркуловой - гиперреалистичный, физиологичный до мурашек рассказ о молодой алкоголичке (Виктория Исакова) и её преданной, мучимой комплексом вины и массой прочих комплексов старшей сестре (Виктория Толстоганова), пытающейся вытянуть близкого человека из страшного омута, всё сильнее затягивающего на дно. Смотрится это на одном дыхании, на оголённых нервах, а для зрителя, имеющего тяжкий опыт жизни в семье с алкоголиком, здесь узнаваемо всё, знакомо до физической боли, - каждая интонация, каждая фраза, каждая физиологическая реакция, каждый симптом этой адской заразы. Кто когда-нибудь бегал по городу с выскакивающим из груди сердцем в поисках ушедшего в запой близкого, находил, с десятой попытки привозил его в холодную, похожую на тюрьму наркологию, опять разыскивал сбежавшего оттуда почти голышом, в сотый раз выслушивал пустые обещания, мучился, винил во всём себя и доходил в этой муке почти до самоуничтожения, тот поймёт, насколько мощно, фотографически точно, на разрыв аорты снята трагедия опустошения, распада личности и умирания вместе с жертвой зависимости человека, который любит и приносит себя в жертву не желающему выкарабкиваться из ада близкому. Актёрский дуэт двух Викторий - стопроцентная кастинговая удача, поистине грандиозная работа. А вот проект в целом не вышел органичным: за вычетом «Сестёр» «Очень женские истории» могли бы стать злобно-издевательским феминистским мужененавистническим киноэкзерсисом, но в итоге смотрятся эклектичной, сшитой из разных кусков подборкой историй о женских комплексах, фобиях и зависимостях.
Мужиков на такое кино звать бесполезно - кроме тупого гыгыканья, ничего путного не услышите.
|
Рейтинг: 3.00, Голосов: 26
|
|
|