Кто владеет информацией,
владеет миром

Конечно, ни о каком "грабеже" речи не идёт

Опубликовано 20.01.2020 автором Андрей Егоров в разделе комментариев 1

польша война
Конечно, ни о каком "грабеже" речи не идёт

Взялся за гуж. 

Посольство Польши (а, значит, МИД) в Москве в Твиттере, где же ещё, опубликовало перечень культурных объектов, принадлежащих организациям и гражданам Польши, но вывезенных в СССР или уничтоженных после Второй мировой войны.

Некоторым интересно, да и больше всех надо, поэтому полез в историю. Начал с самого первого упомянутого, - «Мадонна с младенцем», известная также как «Глоговская мадонна» кисти Лукаса Кранаха-старшего.

Сразу можно сказать, что в польской, да и прочей прессе по поводу этой картины 1518 года - не полотна, а липовой доски, - понаписано много всякого: эмоционального, лживого, ошибочного. Но это не единственная кранаховская «Мадонна», исчезнувшая из польских пределов в послевоенное время. Была и вторая, но о ней отдельная история, с элементами плутовского романа.

Что же до «Глоговской мадонны», то хронологически так: в начале XVI века настоятель Глогувского собора (и одновременно каноник Вроцлавского кафедрального собора) Иоахим фон Лидлау заказал Кранаху-старшему двух «мадонн». Которые принёс в дар обоим учреждениям культа. Художник тогда был ревностным католиком, это потом он стал ревностным лютеранином, - и, подозревают, денег за своё искусство тоже не взял , более того, писал он обеих собственноручно, не прибегая к услугам помощников. Во всяком случае, никаких документов-расписок не осталось.

Вторая «мадонна», 40х30 до 1943 года висела в глоговском соборе (а Глогув – городок в Силезии, в XV-XVI веках кто им только ни владел, но с 1740 г. – во власти Гогенцоллернов, потом - Веймарской республики и Третьего рейха.

В 1943 году, чувствуя приближение фронта, католическая церковь решила перебазировать ценности из многих соборов и церквей подальше от бомб и взрывов, и обе «мадонны» оказались вначале в Хенрикове, а затем в Котлине Клодской, точнее, в местечке Лёндек-Здруй. Это Нижняя Силезия, самая граница с Чехией, но пока ещё Германия.

Где её и обнаружил висящей в местной церкви некий советский майор Моссев. Надо думать, он был не совсем сапогом, потому как, узнав что это за «икона», он немедленно объявил, что «забирает её в целях безопасности. Местный ксёндз Эвальд Вальтер потребовал с него расписку, которую и получил. Это примерно июнь-июль 1945 (местность была освобождена Красной Армией в апреле). Характерно, что немецкой администрации там уже не имелось (жителей-немцев, а других там почти и не было, начали выселять практически сразу же), а польской ещё не случилось, - откуда?

На этом следы «глоговской мадонны» теряются. До 2004 года, когда она появляется на сайте ГМИИ им.Пушкина, - вот, мол, есть у нас такая, без указания происхождения и истории. В 2008 глогувские власти и духовенство начинают робкие попытки по возвращению культурной ценности, но, так понимаю, особого внимания что польских, что российских официальных лиц они не привлекают. В Варшаве им говорят – сноситесь с музеем, а там посмотрим, в Москве просто игнорируют.

И так продолжается до 2012 года, когда официальным лицам вдруг понадобились поводы побольнее друг друга ущипнуть. После этого история то взбулькивает, то затихает: «- Грабители! – А какие ваши доказательства?» При этом обе стороны в основном изображают драчку, предпочитая дискуссию на страницах СМИ и не делая ходов под протокол, - ну там ноты, демарши и прочая дипломатия. С российской стороны – идите в музей, это их епархия, - нет, идите в министерство, мы лишь храним, но не владеем. С польской, - ну вот твиттер…

А по сути, вопрос почти нерешаемый, - в официальном языке именуемый «тонким, деликатным». Конечно, ни о каком «грабеже» речь не идёт, - как ни крути, но к моменту, прямо говоря, изъятия картины из культурного оборота, территория была германской со всеми вытекающими. С другой стороны, - всё же не Германия теперь, а Польша, да и имущество церковное, а не государственное. В нынешних, уж четверть века как сложных российско-польских отношениях жест доброй воли бы не помешал.

Но вместо этого мы слышим от руководителя Пушкинского музея откровенно бандитский комментарий: да вы вообще кто такие, чтоб нам тут указывать? Ну и доказательства, доказательства давай. Хотя даже в сети полно старых, довоенных фотографий картины, в том числе в привязке к церковным интерьерам.

И, кстати, интересный вопрос в связи с этим, - вот в Нижней Силезии кого/что освобождала Красная Армия? Немецкий народ на будущих польских землях? Будущие польские земли от немецкого народа? Это важно хотя бы для понимания истории о второй, вроцлавской «мадонне».



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 1
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
рабочий. написал 20.01.2020 15:39
Я считаю что с этих пшеков Владимир Владимрович еще за Гришку Отрепьева должен спросить! От мертвого осла уши они получат с России. Пусть за то что от фашизма их освободили сначала заплатят!
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss