Итак, высокое жюри Российско-итальянского кинофестиваля RIFF-2019 в составе Татьяны Данильянц, Всеволода Коршунова и вашей покорной слуги наградило лучшие фильмы фестиваля. Поскольку наше жюри - спаянный коллектив, но всё-таки три разных человека, каждый забрал себе по фильму - это тот фильм, который хотел наградить кто-то один из нас, но остальные двое его не поддержали. В моём случае это была "Везучая" ("Fortunata") реж. Серджо Кастеллито - социальная драма о женщине, переживающей развод и готовящейся перейти в категорию матерей-одиночек. Гламурный постер фильма и не менее гламурный трейлер резко контрастирует с содержанием, в котором, кроме безысходности, нет ничего, никакого просвета.
И вообще, тех, кто считает, что итальянцы только и делают, что наслаждаются жизнью, пьют вино и срывают цветы удовольствия, ждёт холодный душ. Самые популярные в нынешнем итальянском кино фразы, кочующие из фильм в фильм - "Пора валить!", "Покажите мне человека, который не мечтает уехать из Италии!" Думаю, изнеженный российский зритель давно отвык от зрелищ, когда офисные сотрудники дерутся из-за семи евро, - этого в современном итальянском кино выше крыши.
Итак,
спецпризом жюри «за верность традициям авторского кино, за яркий, фантасмагорический образ Неаполя и его жителей» награждён фильм Ферзана Озпетека "Неаполь под пеленой" (я была и остаюсь против, для меня Озпетек несъедобен, но ко мне прислушались в других номинациях, так что пусть:)).
Приз за лучшую комедию поделили фильмы «Не бери в голову» Эроса Пульелли и «Человек, который купил Луну» Паоло Дзукки с общей формулировкой: «За экстравагантность в трактовке комического». "Не бери в голову" - альманах из нескольких абсурдистских новелл, до трясучки смешных и до трясучки же ебанистических:))), людям без чувства юмора смотреть противопоказано, человек же, обладающий оным, не будет разгибаться от смеха два часа. "Человек, который купил Луну" режиссёра с Сардинии Паоло Дзукки - густой стёб над сардинцами, которые в Италии занимают почему-то нишу наших чукчей из анекдотов, а мне показались очень похожими на наших кавказских горцев - суровые, воинственные, практикующие кровную месть, шовинистичные, упрямо не желающие говорить ни на одном языке, кроме сардинского, поедающие сыр с живыми червями, презирающие любые запреты и условности. Даже многоголосное пение у них напоминает нашу Сванетию, а уж поющие персонажи - вылитые сваны. Фантасмагорический сюжет (некий сардинец прикупил кусок Луны, и теперь отвоёвывать её у сардинцев снаряжаются американцы со своими Стелсами и субмаринами) не позволяет картине превратиться в этнографический очерк. В ролях, помимо знаменитых сардинцев и итальянцев - мировые звезды Анхела Молина и Лазар Ристовски.
Приз за третье место мы отдали трогательнейшей истории компании стариканов-браконьеров, ловящих на окраине Неаполя птиц на продажу - фильму «Похититель певчих птиц» Карло Лульо «за трогательный и поэтичный рассказ о жизни и судьбе маленького человека». Неаполитанские "старики-разбойники" воруют не картины из музея, а щеглов и соловьёв, вот такой немудрёный бизнес процветает нынче в неаполитанской Нахаловке. Несомненный оммаж итальянскому неореализму, - подкупающая теплота в прорисовке характеров, мягкий юмор, ювелирно подобранные типажи. Центральная фигура, вытягивающая весь фильм - пожилой, необычнайно фактурный Паскуале, внешне абсолютный Дон Кихот в исполнении звезды неаполитанского кино Нандо Паоне. В роли главы банды стариков-разбойников - классик неаполитанской песни Пино Мауро. Синефилы без труда в одной из ролей узнают Юлию Маярчук, двадцать пять лет назад снимавшейся в порнухе у Тинто Брасса, а сейчас напоминающую молодящуюся Солоху с полтавского рынка.
Второе место поделили киноленты «Великий дух» Серджо Рубини «за безупречную драматургию и выдающийся актерский дуэт» и «Любовь моя» Пиппо Маццапезы «за тонкий психологизм, лиричность и глубину образов». Можно сказать, что наградили Серджо Рубини персонально - в первом фильме он одновременно режиссер и исполнитель одной из двух главных ролей, во второй - исполнитель главной роли. Если бы жюри состояло из меня одной, то Гран-При ушёл бы одной из этих двух картин - два абсолютных, но совершенно разноплановых киношедевра. "Великий дух" - полукриминальный-полусентиментальный трагифарс, виртуозный актёрский дуэт Серджо Рубини в роли спасающегося от погони вора и Рокко Папалео в образе блаженного чудака, вжившегося в роль индейца племени сиу, которого все считают сумасшедшим, но в итоге закономерно оказывающегося единственным нормальным человеком в перевернутом мире гоняющихся за наживой. Редкое для сегодняшнего кино достоинство - идеальный сценарий: ни одного лишнего эпизода, динамика, ритм, идеальная система образов, ни одной сюжетной неувязки, ни одной длинноты, хоть в учебник по драматургии помещай. Совершенно иной темпоритм в картине "Любовь моя" - лирическая история последнего жителя городка, разрушенного землетрясением и оставленного всеми его обитателями. Преисполненная воспоминаниями меланхолия главного героя, лишившегося всех близких и категорически не желающего покидать опустевший родной дом, до последнего сопротивляющегося настойчивым бульдозерам, присланным властями мертвого города разрушить его уцелевшее, нетронутое стихией жилище, - иллюстрация к весьма типичной, повсеместной для современной Европы ситуации. Неживые, оставленные жителями города и посёлки никогда не умирают до конца. Потрясающая актерская работа Серджо Рубини, в героя которого вы несомненно влюбитесь сразу, с первых кадров. Браво, синьор Рубини. Мой личный Гран-При - тебе.
Первое место поделили две диаметрально противоположные картины - вода и камень, лёд и пламень и что там ещё из этого. С огромным удовольствием и "чувством глубокого удовлетворения" на сцене полуторатысячного зала кинотеатра "Октябрь" я вручила первый приз за фильм Андрея Сергеевича Кончаловского "Грех" его дочери, Наташе Кончаловской. Формулировка награждения - «за масштабность высказывания; за художественный вклад в изучение великих фигур итальянской истории». О фильме "Грех" двумя словами сказать сложно, да и стоит ли, - думаю, каждому нужно просто пойти и посмотреть. Это грандиозная удача Мастера, на 9-м десятке лет обретшего второе дыхание. И тем более изящным и эстетически верным кажется наше решение о разделении первой награды: в пару к grande belezza и возрожденческому пиру духа Кончаловского мы поставили хрестоматийный образец "низкого жанра" - драму молодого режиссёра Йонаса Карпиньяно "Чамбра" (это его вторая полнометражная работа), спродюсировал которую Мартин Скорсезе, оценивший виртуозную работу режиссёра с непрофессиональными актёрами (в кадре - семья Амато, воры и торговцы наркотой, реальные обитатели цыганского табора, притулившегося на окраине одного из калабрийских городов). Найти такую ромскую общину и превратить её членов в неподражаемый, яркий актёрский ансамбль - цыгане от природы очень артистичны, но без мастерства режиссёра и слаженной работы всей съёмочной группы всё равно не получилось бы настолько живого, бьющего в глаза реализма и естественной органики "метода включённого наблюдения", превращающего художественное кино в докудраму. Фотографическая точность визуального ряда подчёркивается и усиливается изобилием деталей, делающих кино близким к документальному, - даже экранные имена героев полностью совпадают с именами исполнителей ролей. Особая удача - главный герой, подросток Пио, вкушающий горькие плоды начала взрослой жизни (Пио Амато). "Чамбра" была удостоена нами первого места «За осмысление социальных вызовов настоящего времени, за блестящую работу с непрофессиональными актерами, за продолжение гуманистических традиций неореализма».
По Гран-При споров практически не было. Единогласным решением жюри главный приз кинофестиваля, увесистая авторская мозаика "Красная дорожка", уехал к классику мирового кино, одному из последних грандов великого итальянского 20-го киностолетия, коммунисту, человеку и пароходу Марко Белоккьо, снявшему один из главных фильмов своей жизни - эпическую сагу "Предатель", воссоздающую одну из самых драматических страниц итальянской истории конца прошлого века - решающую схватку государства с сицилийской мафией, потерпевшей временное поражение в результате нарушения омерты несколькими лидерами Коза Ностра. Картина охватывает почти сорокалетний период - с 1970-х до конца 2000-х, в кадре - наиболее кровавые и жестокие события Второй Войны кланов, старой палермской мафии и более молодого клана Корлеоне. Более 400 лидеров Коза Ностра было арестовано и осуждено благодаря показаниям босса мафии Томмазо Бушетты, нарушившего клятву и пошедшего на сотрудничество с государством. "Мафия не бессмертна", - говорит самый известный в Италии борец с Коза Ностра Джованни Фальконе незадолго до собственной гибели от рук этой самой мафии. Беллоккьо с документальной точностью воссоздает огромный зал трибунала, в котором оглашали приговоры сотням сицилийских убийц и насильников; следуя за жизненными перипетиями своих героев, снимает на Сицилии, в Италии, Бразилии, США, ведь мафия практически сразу после своего становления перестала быть сугубо итальянским явлением, в глобализирующемся мире быстро превратившись в транснациональный феномен. В роли Бушетты - Пьерфранческо Фавино, как две капли воды похожий на нашего Вячеслава Шалевича. Многоплановая, многофигурная композиция, наследующая лучшим образцам итальянской и мировой киноклассики. "Предатель" скоро выйдет в прокат, не пропустите.
А теперь - главный сюрприз. Благодаря титанической работе команды Российско-итальянского кинофестиваля RIFF-2019 в этом году кинофестиваль побывает в 30 городах России!!! В Ростове-на-Дону он уже побывал, сейчас он в Ленинграде (в настоящий момент куча моих друзей в киноцентре "Родина" смотрит получившего из наших рук Гран-При "Предателя" Марко Беллоккьо). и Новосибирске (кинотеатр «Победа», 19 – 30 ноября).
До конца года маршрут кинофестиваля следующий:
Санкт-Петербург, киноцентр «Родина», 27 ноября – 8 декабря
Уфа, кинотеатр «Синема парк», 5 – 15 декабря
Пермь, кинотеатр «Синема парк», 5 – 15 декабря
Сочи, кинотеатр «Синема парк», 5 – 15 декабря
Остальные города России - уже после Нового Года (следите за расписанием!!!!)
Всё, перечисленное мной - абсолютный must see. А то мне намедни одна высококультурная девица на серьёзных щщах втирала, что после Феллини в Италии больше кино не снимается.
|
Рейтинг: 1.94, Голосов: 16
|
|
|