Так уж сложилась история вручения нашей пролетарской премии, что раньше (в декабре) и объявляли мы о начале сбора-слёта произведений соискателей, и уже к 23 февраля подытоживали. Быстрее, активнее творили, реагировали на клич "Демьяна Бедного" товарищи, а зачастую и граждане аполитичные. Выходило, что сбор, изучение, конкурсное ранжирование всех присланных произведений занимали всего два месяца. Практика показала излишнюю оптимистичность такого подхода, но и сама же практика, только по ту сторону работы Жюри - где сами творцы находятся и присылают на электронную почту конкурса свои работы, - замедлялась в течение десяти лет, что Премия и Творческий конкурс имени Демьяна Бедного существует.
С годами объявление итогов конкурса с февраля переместилось на май, а затем и вовсе на осень. Конкурсу тоже надо держать свою планку, и тут точно время работало на нас. Набрать достаточное количество достойных претендентов можно было не менее чем за полгода по времени - и Жюри стало исходить не из календарных традиций, а из наличного творческого и конкурсного процесса, которые оба отнюдь не убыстрялись, конгениально, так сказать.
К своему десятилетию наша премия, утратившая строгую политическую привязку к изначально придумавшему её движению, остановилась на такой календарной конкретике на будущее (в нынешнем году непозволительно убежав вперёд - на 31 января): от 30 декабря, дня провозглашения СССР - до 7 ноября, дня Великой Октябрьской социалистической революции. Таким образом мы дали авторам фору и одновременно назначили себе дэдлайн - хотя всегда ждёшь лучшего, но всё же итоги конкурса должны укладываться в год. Хотя, и тут вышла поправка: сперва принимались произведения написанные только за прошедший год (в 2009-м, соответственно, за 2008-й и так далее), но после это правило отменили, не пишутся так быстро литературные шедевры и даже публицистические и арт-события не всегда укладываются в год минувший.
Традиции вручения дипломов и призовых книг тоже подкорректировались: сначала на демонстрации в День Красной армии 23 февраля вручались, потом на мероприятиях закрытых, концертных, даже в эфирах политических ютуб-программ, но в итоге мы всё же вернулись к празднично-публичному вручению. В этом, юбилейном для премии им. Демьяна Бедного году вручение состоится на концерте московской рок-коммуны "Не пряча лиц" - что по названию идеально соответствует замыслу конкурса.
Итак, победителем в номинации "Публицистика" (критически настроенная в отношении правящего режима экономической и социальной деградации, просветительская, прогрессивная) в 2019-м году, в Десятом нашем конкурсе стал Александр Степанов (г. Петрозаводск) за серию статей, посвящённых антисоветской "мифологии Сандрамоха", в которых призывает "правокопателей" и официальные власти, единороссов к открытому диалогу и обстоятельному исследованию того, кто именно оказался в числе "от чекистов умученных" - а там имеются и белогвардейцы и прочие редкостные враги трудового народа, которые в сегодняшнем триколорном свете, падающем из Кремля выглядят героями, борцами с тоталитаризмом.
В номинации "Проза" у нас в 2019-м году безусловным победителем стал Александр Дедок (Белоруссия) со своей неоконченной пока книгой, романом "От первого лица" (да, только пролетарская премия за такое присуждается) - потрясающими читателя откровенностью и точнейшей социальной изобразительностью очерками из части её "Карлов мост".
Номинация "Рок-буревестник" в 2019-м году имеет безусловного победителя, это группа "Строки и звуки" (Москва). Сформировавшись всего за год буквально из отдельных строк исполнявшихся ранее под акустику стихов Александра Кубалова и звуков классического, зачастую бард-рока, она обрела свой боевой саунд и заняла лидирующую позицию в Московской рок-коммуне, что является точным показателем скорости её взлёта. Конкретно премируется макси-сингл со скромным названием "Строки и Звуки #1".
Номинация "Левая перспектива" (картины, акции, инсталляции, перформансы революционной направленности) в юбилейном году беспрецидентно без претендентов, - увы, пустует - что и печалит, и обнадёживает Жюри. Возможно, если на данном визуально-акционистском направлении умолкли музы, значит, скоро загрохочут революционные орудия "Авроры", и это уже поймёт и увидит вся страна.
А вот в номинации с традиционно скромным названием "Стих" в 2019-м году оказался не требующий дополнительных презентаций поэт Кирилл Медведев, но не один и не сам, собственно говоря. Он привёл за руку к Демьяну Бедному на прослушивание в качестве автора текстов своих (группы "Аркадий Коц") песен самого Евгения Евтушенко. И известный своей острейшей классовой сатирой пролетарский поэт "посчитал" политически актуальным такое до парадоксальности невероятное награждение: "постановил"(о Жюри) вернуть заблудшего шестидесятника в лоно советской, социалистической поэзии!
Да, мы в Жюри помним, что последней наградой, которую перед смертью получал Евтушенко была премия "Поэт", учреждённая олигархатом, и даже помним, что вручали эту премию ему в какой-то дорогой ресторации сами олигархи, имена которых принципиально не важны нам сейчас. Вернуть из этой добровольной ссылки прекрасно воспевшего революционную Кубу поэта смог только другого времени поэт, хоть и современник Евтушенко на некотором (позорном, как считает Жюри) этапе - когда ожидавший "высшего суда коммунистического" поэт требовал суда над компартией, и так ратовал за многопартийность, что История его услышала и превзошла все его ожидания контрреволюцией, реформами, социальным регрессом.
Однако остался в истории СССР и мирового социалистического движения и другой Евтушенко, которого очень легко и полезно класть на музыку в целях пропаганды столь ненавистных ему идей (впрочем, сам поэт, последний раз выступавший в Политехническом с тоже покойным ныне Михаилом Задорновым - утверждал, что он социалист-идеалист...)
Москва и Куба
Вот едет девушка в автобусе
со сжатым в кулаке билетиком.
В ней столько детства, столько робости -
от босоножек до беретика!
Она билет смущённо комкает.
Смешные губы...
Что ей до Ганы или Конго?
Что ей до Кубы?
Но вот на фабрике прядильной
митинг бурный.
Она с подругами притихла,
ну а с трибуны
девчата
в блузках аккуратных, батистовых
громят бельгийских фабрикантов
и покровителей Батисты...
Я, с сигаретой краснопресненской
московский парень,
иду сквозь листья, смех и песенки
воскресным парком.
Ах, ни о чём бы мне не думалось!
Но слышу гуды
чужих снижающихся "дугласов"
над снами Кубы.
Всё это не пустые фразы.
Когда-то пионером
я так мечтал идти на Франко
по Пиренеям.
Кубинцы, ваши дни трудны, -
министры, лесорубы.
Но если боевой трубы
госнутся губы Кубы -
во имя нынешнего дня
и вас, все будущие годы, -
Revolucion, возьми меня
солдатом Армии Свободы!
1962
Интернационал
В тенистом Тринидаде,
кубинском городке,
чуть пальмы трепетали
на лёгком ветерке.
Печально и прилежно,
невысказанно мудр,
тянул свою тележку
философ улиц мул.
А в комнатёнке тесной,
приятственно сопя,
брил парикмахер местный
бесплатно сам себя.
В церквушке было тихо.
Дымилась полумгла,
и в колоколе птица
гнездо себе вила.
Но в этом воцаренье
тишайшей тишины
звучало «Венсеремос»
с облупленной стены.
И, выйдя из подвала
на яркий-яркий свет,
мулатка вышивала
гагаринский портрет.
И, направляя руку,
величественно строг,
учил писать старушку
мальчишка-педагог.
Средь переулков пёстрых
я незаметен был.
Из чашечки с напёрсток
я чёрный кофе пил.
И вдруг — волос колечки,
коленки в синяках.
Девчонка на крылечке
с ребёнком на руках.
Её меньшой братишка,
до удивленья мал,
забывшийся, притихший,
с конфетою дремал.
Девчонка улыбалась
всем существом своим,
девчонка нагибалась,
как будто мать, над ним.
Тихонько целовала
братишку своего,
«Интернационалом»
баюкая его.
Быть может, я ошибся?!
Совсем другой мотив?!
Я подойти решился,
покой их не смутив.
Да, это он, конечно,
лишь был чуть-чуть другим —
задумчивым и нежным —
тот мужественный гимн.
О Куба моя, Куба!
На улицах твоих
девчонкам не до кукол,
мальчишкам не до игр.
Ты делаешь, что хочешь,
что хочешь, ты поёшь.
Ты строишь и грохочешь
и на врагов плюёшь!
У них силёнок мало!
Ведь на земле твоей
«Интернационалом»
баюкают детей!
1961
Материалы по теме:
Девятый творческий конкурс на премию им. Демьяна Бедного, список финалистов
Левый Фронт награждает победителей 6-го творческого конкурса им. Демьяна Бедного прямо с этапа
|
|