Состоялось внеочередное заседание Архиерейского собора Элладской церкви, на котором обсуждался вопрос о "новой церкви" Украины. Как следует из решения, Собор признал, что патриарх Константинопольский Варфоломей может предоставлять автокефалию, и передал архиепископу Афинскому и всей Греции Иерониму право решать вопрос о признании автокефалии Украины.
Тут надо сказать, что отношения между православными церквями в современных Греции и Турции чем-то напоминает отношения между РПЦ и церквями Украины - 200 лет назад, когда королевство Греция выделилось из Османской империи, на территории королевства немедленно возникла и независимая церковь, также поначалу не признаваемая в Константинополе и в течение длительного времени находившаяся в состоянии схизмы. Но потом константинопольский патриарх, оставшийся практически без прихожан, в 1850-м году признал автокефалию Элладской церкви, которая, по примеру тогдашней РПЦ, возглавлялась непосредственно королем Греции.
С установлением республики Элладскую церковь стал возглавлять синод по главе с архиепископом Афинским. Однако интронизация нового главы Элладской церкви, который не носит титула патриарха, по-прежнему происходит указом светского президента Греции. Также члены синода в статусе митрополитов назначаются правительством республики и получают от государства зарплату.
Таким образом, можно считать, что правительство Греции косвенно поддержало главу турецкой конфессии в признании автокефалии украинской церкви.
В тоже время на самой Украине президент Зеленский практически еще не высказывался по поводу автокефалии ПЦУ, которая, как известнро, была детищем его предшественника Порошенко, какового в свою очередь президент Зеленский резко критикует и даже обещает "посадить".
На день крещения Руси он написал в твиттере: "Поздравляю всех с Днем крещения Киевской Руси-Украины! Это историческое событие стало мощным стимулом к объединению древнего государства, его укрепления и развития. Я призываю предстоятелей церквей к диалогу, чтобы вера объединяла, а не разделяла украинцев". Явно камешек в огород прежнего президента и деятелей "независимой" церкви.
Правда, отметил крещение "Руси-Украины", видимо, полагая, что с разделением единого государства на 15 независимых республик, каждая из оставшихся 14-ти становится "некрещеной" - ведь ни в России, ни в Молдавии, ни в Белоруссии, не говоря уже о Казахстане, каких-то отдельных актов о крещении не принималось. И если в России днем крещения можно считать случившееся через год после Киева крещение Новгорода "огнем и мечом", то в Ак Орде и такого "праздника" не было. С другой стороны, в Грузии крещение произошло задолго до 980 года, однако Грузинская православная церковь является дочерней по отношению к РПЦ, и ни у кого в Тбилиси не возникает намерения образовать еще одну "независимую" грузинскую церковь. Не говоря уже о древней Армянской церкви, которая с РПЦ не связана даже канонически, будучи монофизитской, но никому ни в Российской империи, ни в СССР не приходило в голову создать в Армении "правильную" церковь под руководством РПЦ.
Хотя логика Элладской церкви понятна: и Турция, и Греция, несмотря на разногласия, члены НАТО. И Украина стремится в НАТО. Странно было бы, чтобы при этом украинская церковь молилась за "христолюбивое воинство", имея в виду российскую армию. На Украине теперь свое "воинство", которое днем своего образования считает праздник Покрова Божьей матери - день, когда по преданию Дева Мария прикрыла своим покровом Константинополь от наступающей армии киевского князя и организовала ее разгром греческими войсками.
Какая уж тут РПЦ? В случае чего за наступающие войска НАТО должна молиться правильная независимая церковь.
А.Б.
|
|