Летом - кто куда, а наша (ОКП) Джейн в ЛНР и ДНР. Отпуск по-обывательски наши люди не протратят, не продешевят. Наверное, ощущая нехватку информации из первых рук даже в недалёкой духовно, идеологически от самопровозглашённых республик Москве, и отправляются наши товарищи - собственнолично выяснить, как обстоят дела в клубах, кружках, в умах молодёжи. Потому что одно оружие не может гарантировать будущего, а вот просвещение и рост классового самосознания - может. Большевики понимали это, потому и проводили сперва ликбез, вовлекая в ноосферу и в строительство социализма 90% прежде безграмотных узников царизма, а потом уже, вместе с ними, - начинали коллективизацию и индустриализацию.
Во всём мире в молодёжных кругах растёт интерес к марксизму. Перелом происходил как раз в печально памятные дни Евромайдана - топы европейских продаж занимал "Капитал" Маркса. Интерес рос и продолжает расти. Донецк, который уже пять лет живёт на военном положении, не исключение. Наша спецкор Джейн Летова поговорила о практике и трудностях, о планах и мечтах, с представителями женского клуба “Аврора” и философского кружка, которые занимаются просветительской деятельностью, чтобы объединить студентов, женщин, рабочую молодёжь и просто людей прогрессивных взглядов.
Ярослав: Меня зовут Ярослав, мне 23 года. Я историк. На кружок и «Аврору» хожу потому, что еще с подросткового возраста меня стали волновать вопросы неравенства, нищеты и угнетения. Задаваясь вопросом, как прийти к более прогрессивному, лучшему обществу, я начал симпатизировать левым идеям. На кружок хожу с 19 января этого года, после Вечера антифашистской солидарности. Считаю, что кружковская организация позволяет лучше коллективно оттачивать знания, вести агитацию и пропаганду, подготовиться к более последовательным действиям, таким как профсоюзная и политическая борьба.
Марина: Марина, 23 года. Студентка. На философский кружок хожу уже год. Изначально интересовалась идеями феминизма, потом уже — коммунизмом. Так и нашла «Аврору». И мне очень повезло, что в Донецке есть люди, с которыми я могу продолжить своё обучение, углубить знания.
Игорь: Игорь, 29 лет. Инженерно-технический работник. На «Аврору» и философский кружок «Диалектики» начал ходить с апреля этого года. До этого левую литературу изучал с октября 2017-го. Я искал ответы на вопросы, связанные с нашей текущей ситуацией, с началом боевых действий, их причинами и следствиями. Я нашёл их для себя и продолжаю углублять свои знания вместе с товарищами на кружке. Ведь такая форма организации способствует более глубокому освоению знаний и более правильному их применению на практике, в том числе прогностической.
Катя Б.: Меня зовут Катя, мне 22 года. Работаю в аутстаффинговой компании. На «Аврору» начала ходить, когда мы организовали клуб в 2016 году. Меня пригласила Катя, но я тогда левым идеям еще не сочувствовала. Пришла я из феминизма. Потом начала читать литературу, например Анжелу Дэвис. Тогда я поняла, что освобождение женщин в капиталистическом обществе невозможно до конца. На философский кружок я не хожу особо часто из-за работы, которая создает регулярные трудности при подготовке к занятиям.
Вика: Меня зовут Вика, 26 лет. Я соцработник. На «Аврору» и философский клуб уже хожу второй год. Меня пригласил друг. Так начала интересоваться левыми идеями. Я пришла к более прогрессивным взглядам. Эти занятия позволили мне повысить и умственный потенциал, и приблизиться к пониманию прогрессивного движения.
Катя А.: Меня зовут Катя, 23 года. Я работник умственного труда. Хожу на кружок и «Аврору» с момента их основания.
Алексей: Меня зовут Алексей, мне 19 лет. Я студент. На кружок хожу уже с июня этого года. Почему? Я современник своей эпохи. Передо мной встают проблемы и противоречия этого общества. Я вижу, что современная система капитализма не способна решить эти противоречия. Я убежден, что люди должны снять диалектически это форму общественных отношений. Должны прийти к освобождению, эмансипации человечества. Потому что это вопрос выживания людей как биосоциальных существ.
Илья: Меня зовут Илья, мне 21 год. Я рабочий в КП «Вода Донбасса». На «Аврору» хожу уже почти год. На философский кружок хожу не особо часто, потому что из-за работы не хватает времени и сил на такое интеллектуальное развитие. Какова цель? Если, допустим, возьмем «Аврору», то, в первую очередь, для человека, который действительно является коммунистом, решение женского вопроса должно быть на повестке. Не освободив женщину от угнетения, невозможно достигнуть полного коммунизма. Я считаю это приоритетным для всех коммунистов.
2. Как вы оцениваете перспективы развития левого движения здесь? И какие вы видите дальнейшие шаги?
Катя А.: На самом деле у нас довольно стесненные обстоятельства. Развернуться в полной мере, как хотелось бы, не получается. В первую очередь из-за военного времени и обстоятельств, которые мы пока в данных условиях не можем преодолеть. Это и вопрос агрессии по отношению к Донбассу. Сейчас необходимо найти как можно больше людей со схожими нам взглядами. Нужно привлекать других, озадаченных такими же проблемами, чувствующих несправедливость в этом обществе. Мы, например, делаем так в «Авроре»: находим девушек и женщин, которые интересуются феминизмом и доказываем, что так просто в рамках капиталистического общества все не решить, показываем, откуда растет корень женского угнетения. И в дальнейшем я вижу необходимость работать в том же направлении, расширяться, делать новые проекты. Нужно вести редакторскую работу. Есть такая цель, чтобы мы стали воспитателями нового поколения.
Марина: Если говорить о наших внутренних целях, то это, конечно, самообразование, изучение теории.
Ярослав: Если составить план для нашего коммунистического движения в Донбассе, то я вижу на первом месте самообразование, просвещение внутри коллектива, создание кружковых организаций, которые будут подготавливать кадры: общественных деятелей, публицистов, людей способных активно участвовать в коммунистическом движении, профсоюзных деятелей. Наука, то есть марксистская теория, должна стоять во главе, а практика будет в форме проверки ее действительности в повседневных вопросах. Впоследствии нужно расширение в плане агитации и пропаганды, чтобы привлечь тех людей, которые не готовы по трудовой или идейной причине вступить в движение, но в критических ситуациях их симпатия может сыграть свою роль. Также необходимо повышение качества агитационных материалов — публицистических статей, видеоматериалов и так далее. Мы не рассматриваем коммунистическое движение обособленно, а ставим интернациональную повестку. Мы должны стремиться на международный уровень, поддерживать контакты. Это уже делают наши товарищи, например в «Авроре». Необходимо оказывать международную поддержку, чтобы в результате самим ее иметь.
Алексей: Я скажу, наверно, банальную и часто повторяемую вещь, но это действительно животрепещущий вопрос не только для нашего региона, но и для всего коммунистического движения. Это в первую очередь то состояние коммунистического сообщества, в котором оно сейчас находится. Это крах социалистического блока, ухудшение условий трудящихся, неолиберализм и актуализация национальных и религиозных конфликтов. В этом состоянии оно очень долго наблюдало и рефлексировало разрушение СССР. Поэтому наша задача, задача современных коммунистов, заниматься не просто отражением и осознанием социалистического прошлого, но и развивать методологическую и теоретическую базу классического марксизма, который был создан Марксом, Энгельсом, Лениным. Тогда уже с помощью создания новой теории, путем расширения уже существующей, можно будет разрабатывать правильную стратегию, которая бы подходила к современным условия, для преобразования действительности и движению дальнейшему к коммунизму. Пока что мы находимся на такой зачаточной стадии: мы только собираемся в кружки, мы только учимся организовываться.
3. Какие сейчас стоят вопросы перед марксистами в глобальном смысле?
Алексей: Это в первую очередь снятие капитализма и переход к новому социалистическому обществу. Коммунисты всего мира условно вернулись к тому моменту, в котором они находились в конце XIX века. Им снова необходимо бороться с реакцией капиталистического общества. Однако в этот раз у коммунистов имеется опыт раннесоциалистических революций. C одной стороны, необходимо защитить это наследие от буржуазной пропаганды и поклепов, критиковать зрелые капиталистические отношения. С другой стороны, этого же, конечно, не достаточно. Современные марксисты, используя прогностические возможности научного коммунизма, должны формировать образ будущего, нести позитивную повестку. Ставить новые задачи, глобального масштаба, которые невозможно было решить не только при капитализме, но и во всех предыдущих классовых обществах. Коммунизм — это переход к подлинной истории человечества, в котором оно полностью объединится и перейдет к качественно другой форме общества, к другой форме взаимодействия производственных сил и производственных отношений. Но чтобы такое провернуть, коммунистам необходимо самим объединится, прийти к теоретико-методологическому и политическому согласию по всему миру. Пожалуй, нам даже нужен новый «Капитал», который бы обобщил наши знания о современности и объединил все движение.
Игорь: Мне кажется, необходимо сначала определиться с точным исследованием структуры современного капитализма. Поскольку такие факторы, как ядерное вооружение, формирование интернета, формирование обобществленности производства человеческих потребностей (наше общество в «развитых» странах уже далеко ушло от удовлетворения чисто физиологических потребностей людей, и потребности в основном производятся конвейерным способом) — в классической политэкономии не были отражены и не могли быть отражены. Надо с учетом изменившейся структуры современного капитализма вырабатывать новые стратегии, которые помогли бы эффективно его преобразовывать и вызывать в нем революционные изменения.
Катя А.: Марксизм – это метод и теория, которая рассматривает мир в всеобщности связей. Сейчас и раньше были и есть движения и направления, которые рассматривали отдельные вопросы, выхватывали их и концентрировались только на них. Я думаю, что нам тоже надо заняться тем, чтобы рассмотреть отдельные вопросы как часть целого, чтобы люди не уходили от нас в движения, основанные на философии постмодернизма. Мне, например, интересны вопросы экологии, расового угнетения, женский вопрос…
И, естественно, необходим анализ конкретной ситуации, анализ российского капитализма. Например, исследование Максима Лебского «Новый русский капитализм. От зарождения до кризиса» — хороший шаг, поскольку даже если это исследование имеет недочеты и спорные моменты, оно подталкивает нас дальше исследовать этот вопрос. Нам необходимо изучать ту конкретную ситуацию, в которой мы сейчас находимся, чтобы мы знали, как правильно действовать. Правильный анализ ведет к правильным действиям.
Ярослав: Я считаю, что в повестке у марксистов должна стоять выработка чего-то наподобие «Манифеста Коммунистической партии», то есть единой программы, в которой бы сошлись все марксисты хотя бы СНГ, а потом и дальше. Нужна работа по налаживанию международных контактов. Я уверен, в будущем нам предстоит противостоять международным структурам, а не отдельно взятым национальным капиталам. Корпоративный капитал выходит на международную арену, может использовать частную армию и так далее. Нужна разработка тактики и стратегии революционной борьбы в современных условиях с учетом особенностей разных стран и государств. Необходимо решить вопрос выделения той революционной силы, массовой базы, которая станет движущей силой революции. Как историк, могу сказать, что требуется дальше разрабатывать (это уже и сейчас делается) единую логическую последовательную всемирную историю развития человечества и более упрощенный вариант, чтобы ее можно использовать в агитации и для обучения детей. Это могло бы снять много спорных моментов и мифологем, которые породила буржуазная реставрация.
4. Что заинтересовало лично вас в марксизме? И какие способы на ваш взгляд сейчас привлекательны для молодежи?
Виктория: Изначально я не была коммунистических взглядов. К этому я пришла через своих друзей, которые состояли в Компартии и вели деятельность в Комсомоле. Потом я пришла на «Аврору» и философский кружок. Мы тогда изучали работу Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». На тот момент это меня, как человека с противоположными коммунизму идеями, очень заинтересовало. Я нашла ответы на те вопросы, на которые не могли ответить другие: Как происходят войны? Для чего они нужны? Мне не могли ответить на вопрос, почему мигранты якобы хуже, чем мы. Мне отвечали: мы лучше, они приехали, занимают наши рабочие места. Но никто не мог объяснить, что в их стране сложилась худшая экономическая ситуация, им тяжело и они приехали в мою страну, пытаясь заработать. Для меня их выставляли врагами. Работа Ленина и труд, проделанный ребятами, помогли мне осознать ситуацию совсем по-другому. Левое движение намного прогрессивнее, чем ультраправое, которое не объясняет причин и следствий многих явлений. Есть враг — иди вперед. А коммунизм ничего не скрывает, пытается все разобрать, делает тебя умней. В других движениях умные не нужны. Нужны злые и молодые люди.
Игорь: Какие стимулы могут быть для молодежи, как они могут прийти к левым идеями? Для меня, в принципе, началом быстрого скачка «влево» стали документальные фильмы Константина Семина. Яркое и понятное противопоставление в них пролетария и капиталиста. Крайне логично и обосновано показана эволюция исторических событий, как и какие движущие силы приводили к ним. Когда в наш регион пришла война, меня это коснулось непосредственно, ответить на возникшие вопросы четко, понятно и надежно было жизненно необходимо. Потому что я так привык, ввиду профессиональной деятельности: мне необходимо, чтобы мое мировоззрение было целостным и объективным. Таким образом я пришел к марксисткой литературе. Началось все с «Происхождения семьи, частной собственности и государства», затем «Капитал», «Анти-Дюринг» и так далее. Они подтверждали мои чувственные наблюдения, я убеждался, что эти книги написаны правильно, рационально. Я думаю, когда молодежь сталкивается с явлениями в окружающей действительности, которые она не может объяснить, это может сподвигнуть её к расширению пределов своих интеллектуальных возможностей и началу развития.
Ярослав: Я пришел к марксизму, наблюдая в своей жизни то, как капитализм все продолжает и продолжает порождать неравенство, эксплуатацию, нищету, падение нравственности. Я искал способы этого избежать. Заинтересовался концепцией классовой борьбы. И вследствие долгой научной эволюции я пришел к тому, что марксизм как метод всеобъемлющий и его картина мира всеобъемлюща и может ответить на большую часть вопросов. Сам метод является логичной эволюцией всей мировой научной и философской мысли. Молодежь можно привлекать отходом от догматической пропаганды. Необходимо использовать модные формы в агитации и пропаганде. Разговаривать с молодежью на их языке. Использовать медийную сферу, художественную литературу. Фэнтези, например. Марксистское фэнтези. Эльфы, гномы и классовая борьба! *смеется* Фильмы: художественное кино, документальные фильмы, анимированные фильмы. Возможно, даже компьютерные игры.
Марина: Вся моя семья — это представители рабочего класса. Я видела, как мои родители сталкиваются с трудностями на работе. Та максимальная эксплуатация, с которой они сталкиваются на работе, меня очень злила. И желая ему как-то помочь, в интернете я сначала нашла антикапиталистическое движение, которое не давало альтернативы капитализму. А затем я столкнулась с социализмом, социалистическими группами, а после и с коммунизмом. Философский кружок я нашла в социальных сетях, а объявление «Авроры» увидела на стекле библиотеки. Как привлекать молодежь? Я думаю, через Интернет, Ютуб тот же.
Алексей: Я пришел к марксизму в результате поиска способа объединить все человечество, решить те антагонистические противоречия, что существуют в обществе. И марксизм для меня стал в этом научным откровением и смог поставить реальные задачи, которые человечества способно решить в ходе своего исторического развития и становления. Как привлекать молодежь? Не напирать просто на ностальгию по советскому прошлому. Молодежь всегда смотрит будущее, она ищет возможности приложить себя к действительности. И во времена современного декадентства и доминирования формы над содержанием очень важно давать молодым людям позитивную повестку. Сообщить им движение вперед, так сказать.
Илья: Товарищи уже очень много сказали, и я в целом солидарен и разделяю. Как я стал коммунистом? У меня жена — коммунистка. Она рассказала про марксизм и все остальное. Меня это заинтересовало, я начал изучать и так и стал тем, кем являюсь. Больше добавить ничего не могу.
Катя Б.: Заинтересовалось марксизмом, видя несправедливость в окружающей действительности. И мне не хотелось жить в такой действительности. Я читала Анжелу Дэвис «Женщина: раса и класс», Фридриха Энгельса «Происхождение семьи частной собственности, государства». Последнее, наверно, повлияло в большой степени, потому что показало, что людям свойственно судить и о прошлом, и о будущем, исходя из сегодняшнего дня. Это расширило мое мировоззрение. Как привлекать молодежь? Я сама как бы молодежь… А тут все говорят так, будто им по 50 лет *смеется*. Я думаю молодежи, как и всем людям, интересно достойно жить, получать достойное образование, иметь достойные условия труда.
Катя А.: Я заинтересовалась левыми идеями достаточно давно. Как и у многих здесь, это связано с личным опытом. В семье сталкивалась с нехваткой денег и другими проблемами. Даже в раннем возрасте понимаешь это. Начинаешь задаваться вопросом: «А почему так?». В подростковом возрасте я интересовалась отдельно анархизмом и феминизмом. Анархизмом потому, что не могла понять, почему условия жизни такие плохие, а феминизмом потому, что наблюдала происходящее в семье и с другими знакомыми женщинами. И банально не хотелось жить так. Это несправедливо. А марксизмом я заинтересовалась просто потому, что начала понимать, что в этих теориях имеется какая-то недосказанность. Мне подсказали Ленина почитать — «Государство и революция». Пришлось побороть свое анархистское отвращение к «авторитарным большевикам». Но я была в восторге. Правда, я тогда мало поняла. И многое поняла, как сейчас вижу, неправильно. Но это был первый мой шаг в этом направлении. Как агитировать молодежь? Много говорили об использовании современных методов. Мне кажется, нужно обращаться к конкретным проблемам и через них агитировать людей. Это находит более живой отклик в сердцах. Если абстрактно говорить, то это будет, скорее, восприниматься как некая заумь. Мы с Мариной, например, обсуждали вопрос правильного питания. Этим многие интересуются, и мы даже через такую проблему можем показать, что такое капитализм. Ведь люди из рабочего класса не могут правильно питаться — просто ресурсов не хватает. Или вопрос о зарплатах. Или вопрос о стандартах красоты, особенно и преимущественно для женщин. Комплексы из-за своей внешности — это тоже капитализм. Это банальные вопросы, но в то же время ключ к сердцам людей.
5. Кто ваш любимый революционер?
Илья: Че Гевара.
Катя А.: Сталин.
Марина: Коллонтай.
Вика: Мне очень нравится Крупская.
Игорь: Феликс Эдмундович Дзержинский.
Алексей: Карл Маркс, потому что этот человек положил свою сытую и спокойную жизнь, свое счастье и счастье семьи, и здоровье на борьбу рабочего класса за свое освобождение.
Ярослав: Фридрих Энгельс.
6. Какая у вас есть мечта?
Марина: Работа, которая приносит мне удовлетворение и самореализацию. Чтобы война кончилась. И коммунизм, конечно же.
Катя А.: Коммунизма, конечно, хочется. И чтобы война закончилась. И чтобы с документами у нас у всех проблем не было. И чтобы моих и не только моих родителей ждала счастливая старость: можно было и на отдых в санатории ездить, и хорошую пенсию получать, и больше времени было на культурный досуг и качественный отдых.
Катя Б.: Сокращение рабочего дня, потому что только на прошлой неделе он увеличился на полчаса. Повышение зарплаты и отпуск подольше, чтобы можно было уехать куда-то. Чтобы все были живы, здоровы и счастливы.
Илья: Не знаю, у меня уже все есть. В социальном плане, чтобы не было безработицы, был порядок с заработной платой, чтобы не было социального неравенства. Чтобы была нормальная жизнь у всех и каждого. Еще лично я хочу попутешествовать по миру, по странам Латинской Америки и вообще испаноязычным странам.
Ярослав: В профессиональной сфере продолжать самообразование. Охватить максимально большой пласт литературы и вообще человеческой культуры. И чтобы это помогло реализоваться в профессии: заниматься исторической наукой, не только как преподавать, но и быть ученым. Внести максимально большой вклад в революционное движение. Успеть за жизнь сделать как можно больше. Все накопленное в профессиональной деятельности пустить в деятельность революционное. В личном плане, не знаю, забава это или нет, я хочу выразить в искусстве: через литературу, видеоигры или кино – свою собственную фэнтезийную вселенную, но подчиняя ее увлечениям историей и революционным движениям. Внести в него, в отличие от современного фэнтези, больше историзма и марксизма.
Игорь: Мечта краденная, но все-таки продублирую ее: бесплатного счастья своего и для всех и чтобы никто не ушел обиженным. Ну и конечно, с профессиональной точки зрения, помочь максимальному количеству людей не стать несчастными идиотами.
Алексей: Я хочу увидеть победу социализма. Хочу прожить при социализме хотя бы последние дни моей жизни. Ну, и в жизни я хочу, чтобы все те трудности и испытания, которые выпадут мне, не сломали меня и не заставили отказаться от моих убеждений и принципов. Не разрушили убежденность в революционной победе рабочего класса. Также я хочу учить людей, чтобы передавать свои знания новым поколениям. В личном плане хочу настоящей любви, крепкой и дружной семьи, счастья для родных и чтобы в старости ни о чем не пришлось жалеть.
Вика: Две мечты, которые у меня были, мне помогли осуществить мои товарищи. Это открытие двух клубов: детско-юношеского и кинологического. А так хотелось бы, так как я соцработник, чтобы в нашем капиталистическом мире соцслужбы не нагружали сверх нормы. Чтобы у меня было не 13 подопечных, а 5 или 6. Тогда бы я могла уделить больше времени им и принести больше добра в этот мир.
Материалы по теме:
Диалектика как путь к революции
Человек как потребительная стоимость
Фрагментарный коллектив = фрагментарный индивид
Несколько тезисов об эстетическом измерении виртуализированных практик
Особенности производства фрагментарных индивидов и кризис рациональности в виртуализированном мире
|
|