Думаю, я нисколько не преувеличу, если скажу, что главным московским культурным событием июля была 4-я Летняя оперно-симфоническая лаборатория New Opera World - уникальный проект, прочно прописавшийся в Москве и уже четвертый год поражающий нас беспрецедентными оперными постановками за три копейки, собранными за две недели и соперничающими по качеству с масштабными спектаклями ведущих мировых театров.
Что такое оперно-симфоническая лаборатория? Это международный проект, придуманный группой россиян под руководством Анны Селивановой - выпускники музыкальных вузов, оперные певцы и инструменталисты, съезжаются на месяц в Москву, чтобы совершенствовать свое мастерство под руководством профессионалов высочайшего класса. Лаборатория проходит в форме Фестиваля и является уникальной для России образовательной платформой, которая предоставляет молодым вокалистам и инструменталистам, концертмейстерам, дирижерам и режиссерам многочисленные возможности для профессионального роста и активной самореализации. Буквально за несколько дней исполнители, никогда до этого не певшие и не игравшие друг с другом, выучив партии и приехав в Москву, выдают такую оперу, что Большой с его великолепной школой, царским бюджетом и громоздкой машинерией смущенно покашливает.
Участвуют не только российские таланты - проект за 4 года стал по-настоящему международным. В этом году приехали молодые музыканты из России, Италии, Франции, Израиля, Канады, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Узбекистана. «Поступали заявки даже с Аляски!» - радуются директор и создатель проекта Анна Селиванова, исполнительный директор Екатерина Карпова и хормейстер Екатерина Заборонок.
В этом году к уже традиционной команде вокальных педагогов Лаборатории присоединился молодой, но уже маститый бас Григорий Соловьёв – выпускник МГК, приглашённый солист Большого театра и ведущий солист театра «Геликон-опера». Успешно прошёл мастер-класс ирландского оперного режиссера и театрального композитора Джона МакКиоуна. Важным приобретением для Лаборатории стал приезд оперного агента из Лондона Марчина Копеча, работающего с Ковент-Гарден, Берлинской оперой и другими европейскими театрами: Марчин предложил свою помощь в поиске специалистов по языковому коучингу и особенностям оперных вокальных стилей - это очень важно для того, чтобы не петь Кармен в стиле русского распева и не демонстрировать украшения итальянского бельканто в партии Шакловитого.
В этом году Лаборатория не ограничилась московскими площадками, а получила приглашение на гастроли - оперу «Иоланта» покажут на Международном Фестивале Форума древних городов в Рязани проходящем под эгидой ЮНЕСКО. «Мы выражаем огромную благодарность за поддержку лично члену Совета Федерации Игорю Николаевичу Морозову, министру культуры Рязанской области Виталию Юрьевичу Попову, а также нашему доброму другу журналисту Саиду Гафурову, без участия которых словом и делом это выступление никогда бы не состоялось» - отмечает Екатерина Карпова, исполнительный директор и соорганизатор Лаборатории.
По традиции, каждый год Лаборатория выдает две оперные постановки - одну оперу европейскую, другую отечественную. В этом году известный оперный постановщик и вокалист Андрей Цветков-Толбин поставил редко исполняемую в России (я, например, слышала её в первый раз) «Сестру Анжелику» Дж. Пуччини, дирижёр «Геликон-оперы» Артём Давыдов и режиссер Александр Легчаков - наоборот, хорошо знакомую российскому слушателю «Иоланту» П.И. Чайковского. Всю последнюю неделю июля на Камерной Сцене Большого Театра им. Б. Покровского шли репетиции и премьерные показы.
«Сестра Анжелика» необычна уже тем, что в ней одни женские партии. Дирижировал постановкой голландский оперный и симфонический дирижёр Иво Мейнен, получивший уникальную возможность совершенствовать свой русский язык. Мне посчастливилось поприсутствовать на репетициях и на генеральном прогоне - чудеса коммуникации, когда дирижёр и солисты общаются на гремучей смеси русского, английского и языка жестов, но при этом понимают друг друга с полуслова, полузвука, полувзгляда, полумычания - это дорогого стоит.
Сама «Сестра Анжелика» сначала кажется довольно архаичной, и тем хороша - на репетициях солистки пели исключительно под клавесин, и ловишь себя на мысли, что клавесин здесь абсолютно самодостаточен, а когда слушаешь уже полноценную версию, с оркестром, - это уже совершенно другая опера, сложная и выходящая за классический канон. Озарение поставить «Сестру Анжелику» посетило режиссёра Андрея Цветкова-Толбина внезапно, при созерцании жуткой телевизионной картинки горящего собора Нотр-Дам-де Пари - пожар наблюдала в прямом эфире вся планета, но о постановке Пуччини, рискну предположить, думал в это время один Андрей. При всей скудости бюджета Лаборатории, когда на декорации не хватает ни средств, ни сил, постановщикам удалось соорудить и воздушные арочные проёмы, и роскошную розетку, и уникальные витражи, и невдомёк зрителю, сидящему даже в первом ряду, что всё это великолепие нарисовано красками на брезенте. Художник-постановщик, вдохновлявшийся бессмертными образами Возрождения, сумел погрузить зрителя в витальную эстетику Микеланджело, гармонирующую с бушующими страстями, разгорающимися на холодно-чопорном подворье монастыря.
Партитура «Иоланты» считается сложной даже для маститых исполнителей, и тем ценнее результат, достигнутый участниками Лаборатории. Если не смотреть на оркестрантов - арфистке и тромбонисту, например, недавно исполнилось 16, - никогда не подумаешь, что спектакль ученический: зрелое, насыщенное исполнение. Дирижеру-постановщику Артёму Давыдову ассистировал юный дирижёр Муртуза Бюльбюль - музыкант в третьем поколении, сын азербайджанского композитора и певца, посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль-оглы. «Иоланта» - одно из немногих произведений Чайковского, в котором присутствует восточная тематика (в отличие от часто обращавшихся к ней Мусоргского, Римского-Корсакова Глинки, Бородина Чайковский «Иоланте», скорее, переступает через себя), и не случайно именно эта опера в Советском Союзе стала чемпионом о количеству постановок и режиссёрских версий.
Как бы теперь в Рязань попасть?.... А то ведь жизнь без «Иоланты» в рязанском Кремле какая-то не совсем правильная жизнь, нет?..
|
Рейтинг: 3.00, Голосов: 12
|
|
|