Непонятно как залетевший на фестиваль мусульманского кино правнук литовского гения, выдающегося художника, писателя и композитора Микалоюса Чюрлёниса Рокас Зубовас презентовал фильм о своём великом прадеде. Человек-оркестр - виртуозный пианист и композитор, украсивший открытие Фестиваля вальсами и фугами и давший в музее Габдуллы Тукая свой сольный концерт, Рокас сыграл главную роль - своего прадеда Чюрлёниса - в новом фильме британского режиссера Роберта Маллана «Письма к Софии» и написал к нему музыку.
Похожий на знаменитого прадеда даже внешне, с такой же буйной пепельной шевелюрой, Зубовас вызвал к своему спецпоказу большой интерес, но публика выходила разочарованной - фильм у британского режиссера вышел неприкрыто антирусский, самого Чюрлёниса и его супругу из энтузиастов возрождения национальной литовской культуры Маллан сделал диссидентами-карбонариями, сражающимися с игом русских колонизаторов (известно, что сам Чюрлёнис никогда в политической деятельности не участвовал, жил в своём мире и в мире своих картин, страдал душевными заболеваниями и окончил свой земной путь в доме для умалишённых). Кроме того, весь фильм Чюрлёнис устами своего правнука Зубоваса говорит по-литовски, хотя главный бриллиант литовской культуры по-литовски не знал ни слова, и даже со своей женой, литовской националистской, всю жизнь изъяснялся по-польски.
Вопрос о том, зачем на мусульманском фестивале Чюрлёнис, сочтём неуместным - мусульманский мир настолько планетарен, что и Чюрлёнису в нём вполне найдется место.
Если для отборщиков и организаторов фестиваля перенос сроков - ситуация форс-мажорная, то фестивальная бизнес-площадка от совмещения с Казанским экономическим саммитом, наверное, выиграла. КМФМК вырос, созрел и окреп настолько, что с недавних пор каждый год на его площадке стал проводиться Форум директоров международных фестивалей. В этом году в нем приняли участие руководители кинофорумов из Египта, Сирии, Туниса, Казахстана, Южной Кореи и других стран.
А вот перенос места проведения фестиваля из исторического центра города в фешенебельную «Ривьеру» был, несомненно, решением неудачным - в новой локации КМФМК потерял своего зрителя. Значительная часть татарстанских кинолюбов просто не добралась до пустынного берега Казанки, не имея представления о том, что фестиваль переехал.
Тем не менее, Казанский международный фестиваль мусульманского кино по-прежнему гостеприимен и хлебосолен, неуклонно следует изначально выбранному принципу: кино - это не бизнес, а искусство и просвещение, и все показы КМФМК по-прежнему бесплатны. К сожалению, это достаточно уникальный, единичный случай в фестивальном мире, и КМФМК подтверждает свою репутацию кинофорума, на который стоит равняться.
|
|