А вот короткометражка боснийки Миланы Майар «За гранью рассудка» - единственный представленный на Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино фильм, вызвавший стойкое отторжение у публики и даже спровоцировавший что-то вроде скандала во время обсуждения после показа.
Если верить опубликованной биографии, Милана Майар в 90-е годы была замужем за сирийцем и девять лет прожила в Сирии. Как дала понять сама режиссёр, её картина - тоже претензия на антивоенное кино: промоченная крокодиловыми слезами история сирийской христианской семьи, во время войны выбравшей личную безопасность. Двое взрослых сыновей пожилой пары эмигрировали в Европу, затем к ним присоединилась мать, и только старик-отец произносит патриотические монологи, обосновывая своё намерение остаться на Родине.
Легко прочитывается авторское отношение к старику, - для режиссёра он явный чудик со странностями, прикипевший к насиженным местам и не понимающий выгод европейской жизни в тепле и в покое, - и даже снимает его Майар как бы отстранённой камерой, не заглядывая в глаза. Другое дело - мать, распинающаяся перед камерой с лавочки на тихой улице Вены, её монологи занимают львиную долю хронометража. Женщина льёт слёзы, говоря об ужасах сирийской войны (в кадре, не пойми к чему - открыточные виды Дамаска: мечеть Омейядов, Баб Шарки, Баб Тума, Антиохийское подворье), выгораживая двух своих лбов-дезертиров, предпочитающих спокойную жизнь вдали от разрывов снарядов службе в Сирийской армии. Всё это перемежается надёрганными из интернета видео с непонятно какими якобы сирийскими разрушенными городами в руинах (цепкие и глазастые зрители распознали в одном кадре иракский Мосул, а в другом - ливийский Сирт), непонятно где взрывающимися домами, непонятно где едущими по непонятно какой пустыне тачанками с джихадистами, - при желании, весь этот видеоряд извлекается из ютуба за полчаса гугления.
Зрители достаточно быстро осадили эпатажную Майар, навзрыд рекламировавшую свою поделку, вопросами: «А кто стреляет по этим городам, почему вы не сказали?», на что последовал ответ: «Не знаю, кто стреляет, может быть, армия Асада, может быть, нет», после чего зал взорвался: «А вы вообще были когда-нибудь в Сирии или нет?», а кто-то назвал Милану Майар «девочкой Баной от кино».
Быстро распознать халтурную поделку, отличить настоящее кино от слезливой фальши - показатель зрительской зрелости, экзамен на остроту зрения, и казанский зритель этот экзамен сдал.
|
|