Власти американского штата Вашингтон разрешили использовать тела умерших людей в качестве удобрения, сообщает BBC News. Согласно документу, компостирование рассматривается как альтернатива стандартному захоронению или кремации: тело умершего помещают в шестигранный стальной контейнер, набитый люцерной, древесными опилками и соломой.
После этого тару плотно закрывают, и в течение 30 дней тело разлагается естественным образом. Затем родственники умершего могут использовать полученное удобрение в садоводстве. Этот способ признан безвредным для окружающей среды. Помимо Вашингтона, он также легализован в Швеции.
***
Я вот думаю, а почему на компост? Почему не съедают труп, пока не испортился? Сплошная польза и экономия. И вопрос с угощением на поминках решается...
Ну или, если вегетарианцы, то можно, к примеру, скормить тело родственника свинкам или любимым собачкам, котикам. Можно, кстати, предварительно перерабатывать останки в сухой корм или консервы.
***
Нет, сегодня не фельетон.
Совершенно не хочется иронизировать на эту тему. И вовсе не потому, что "все там будем".
Вопрос в нашей цивилизации, которая перерабатывает в компост все, что составляло культурный слой ее в продолжении тысячелетий. Вот и вопрос захоронения превратился незаметно в проблему утилизации трупного материала.
В течение тысяч лет в разных культурах отрабатывались ритуалы погребения, составлявшие часть культурной традиции, непосредственно связанные с религиозным и философским осмыслением жизни и смерти. То есть являлись чем-то очень важным в каждой культуре каждого народа. Совершая погребение близких мы как бы обращаем это на себя, готовим и себя к последнему ритуалу - и кто знает, может к чему-то еще где-то там, за гранью.
В конечном счете в любой культуре погребальный ритуал и погребальный памятник - это обращение к будущему за гранью, некий маяк в этом мире - для того, иного. Не случайно же спустя тысячи лет высятся над пустыней пирамиды, а над причерноморскими степями - древние курганы. Уже и имена погребенных давно забыты, причем вместе с языками, на которых эти имена произносились. А какая-то память все равно сохраняется, когда казак взбирался на курган какого-то древнего скифа, чтобы вскоре лечь там же, тоже под курганом, ему приходили же какие-то мысли, наверно, схожие с теми, что и нам приходят. Древние Ахилл и Аякс, прежде, чем лечь пеплом под своими курганами в Малой Азии, наверно, тоже о чем-то размышляли, бродя вечерами по курганам еще более древних героев, чьих имен не осталось - у автобусного круга на северо-западной окраине Ростова-на-Дону лежат руины "Донской Трои", на 400 лет старше, чем известная всем Троя Шлимана. И курганы вокруг такие же древние...
И вот приходит суперкультура, воплощенный образ будущего. И перерабатывает свое прошлое в компост.
Уверяю, скоро и у нас появится аналогичная практика. "А вот эта морковка выросла из бабушкиного компоста, вкусная!" А вот эта какашка получилась из той бабушкиной морковки...
Собственно, вот и конец культуры. Обозначен и зафиксирован.
Собаки не хоронят своих, и кошки не хоронят. Вся человеческая цивилизация началась с вопроса: "А что там, после смерти?" Как только человек задал себе этот вопрос, он тем самым и выделил себя из природы, из кругооборота органических веществ от навоза к цветку и обратно. Он стал человеком.
А теперь возвращается обратно, в компост.
|
|