Украинский министр иностранных дел Павел Климкин считает, что Россия и Белоруссия появились, отделившись от Киевской Руси, наследницей которой является Украина. Свое мнение он изложил в статье для уругвайской газеты Observador.
Министр подчеркнул, что Украина на протяжении всей своей истории играла «важнейшую роль» в формировании Европы и европейских ценностей. В частности, он указал на роль Украины в защите Европы от татаро-монгольского нашествия. Также, отметил Климкин, жители Украины всегда выступали против «коммунистического тоталитаризма» и боролись за демократию.
По мнению министра, европейский путь развития Украины предопределило принятие христианства в 988 году.
«После крещения в Киеве христианство начало распространяться на оставшиеся восточнославянские племена к северу и востоку от Киевской Руси, где несколько столетий спустя возникли современная Белоруссия и Россия», — написал Климкин.
***
Что ж, в Уругвае министр Климкин, пожалуй, и сойдет за образованного человека, но уже на Украине должны были возникнуть вопросы. Но не возникли. Может быть, на фоне таких министров Порошенко выглядит относительно прилично, и это сознательная такая кадровая политика?
Например, в 988 году христианство приняла не Украина, поскольку само это понятие появилось на много веков позже, а киевский князь норманнского происхождения Владимир. И свой родной Новгород он крестил всего лишь на 1 год позже Киева.
Россия и Белоруссия, оказывается, отделились от Киевской Руси?
Само выражение "Киев мать городов русских" принадлежит новгородскому князю Олегу, захватившему город и учредившему там свою столицу. А до того столицей был Новгород, а до него Ладога... И в данном значениие слово "мать" имеет в виду не старшинство по возрасту, а лишь столичный статус.
К моменту захвата Олегом Киева существовало уже множество других русских городов. Тот же Полоцк, от которого ведет свое начало Белорусское государство, впервые упоминается в Никоновской летописи, где описывается поход на полочан Аскольда и Дира под 865 годом: «…воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша».
Присоединение же Полоцка к Киевскому государству произошло при весьма драматических обстоятельствах уже при Владимире Святом, который не только зарезал полоцкого князя Рогволда с женой, но и предварительно изнасиловал у них на глазах их дочь, которую взял в наложницы - до крещения у киевского князя существовал целый гарем.
Но и в 13-м веке германская летопись об основании Риги упоминает новгородцев, полочан и киевлян как отдельные если не народы, то государства.
Киев появляется в письменных источниках задолго до Полоцка или Новгорода. Но в византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, скорее всего хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления», а этот текст составлен уже между 948 и 952 годами, то есть почти на 100 лет после упоминания Полоцка.
Более того, в этом трактате сказано, что "по Днепру расположена Россия" (гл. 2,4,6,9 — причём он впервые использует слово Россия: греч. Ρωσία) - так что там от чего отделилось?
По существу, к 9 веку н.э. сформировались централизованные славянские (русские) государства с центрами в Новгороде, Чернигове, Полоцке и Суздале с Ростовом, и в процессе централизации этих княжеств новгородские князья захватили крупный хазарский город Самватас (Куябу), в немалой степени населенный славянами, и превратили его в свою столицу. Что для средневековья дело совершенно обычное.
Хазары были весьма веротерпимы, поэтому славянское по преимуществу население Киева-Самватаса исповедовало и иудаизм, и традиционное язычество, и православие греческого обряда задолго до владимирова крещения.
Но новому государству надо было обособить свою столицу от религиозно-идейного влияния Хазарского каганата, ослабленного, но все еще могучего. И молодой князь Владимир сначала начинает укреплять традиционные языческие верования в качестве государственной религии, но видит, что они уступают развитой религиозной системе иудаизма. Воспринять иудаизм как государственную религию мешают конкурентные отношения с Каганатом (но титул кагана он принимает). Остается христианство, причем в греческом варианте, поскольку сулит выгодные связи с Византийской империей. И происходит крещение Руси - в Киеве, привыкшем к конфессиональной неразберихе, безболезненно, а в Новгороде Добрыня выводит традиционные верования "огнем и мечом".
И где тут ключевая роль Киева, не говоря о какой-то мифической "Киевской Руси"? Киев побыл столицей и уступил место более динамично развивавшемуся центру во Владимирской Руси, а нашествие татар окончательно ликвидировало реликтовое киевское "первородство". После чего эта территория надолго вошла в состав польско-литовского государства, где лидирующая роль принадлежала уже наследнице Полоцкого княжества Литве.
Вот и вся история Киева как "матери городов русских".
Анатолий Баранов
|
|