8 февраля - очередная годовщина со дня рождения Жюля Верна (1828—1905) — французского писателя, основоположника научной фантастики. Он был одним из самых популярных и читаемых зарубежных авторов в СССР. Тираж его советских переизданий в 1918—1986 годах составил 50 миллионов 943 тысячи экземпляров. Он был пятым по издаваемости в СССР иностранным писателем (после Х. К. Андерсена, Джека Лондона, братьев Гримм и Шарля Перро). В чём секрет его необыкновенной популярности в советские времена? Ведь политические убеждения Жюля Верна были довольно умеренными — он даже не был республиканцем, а умеренным монархистом-орлеанистом.
В книгах Жюля Верна при желании можно найти многие... не самые передовые идеи. Например, он устами одного из своих персонажей, инженера Смита, осуждает борца против колонизации Индии капитана Немо (он же принц Даккар): "Капитан Немо, ваша вина в том, что вы хотели возродить прошлое и боролись против необходимости, против прогресса. Подобные заблуждения у одних вызывают восторг, других возмущают; разумом человеческим их можно понять, а судья им — один лишь бог. Вы шли неверным путём, но из добрых побуждений..."
Грустное впечатление оставляет и, например, одобрительный тон в отношении журналиста и колонизатора Африки Стэнли, основателя "Свободного Государства Конго", построенного на костях 10 миллионов туземцев... Но всё это теряется и меркнет в тени того восторженного энтузиазма, которым в книгах Жюля Верна окружёна идея прогресса науки и техники. Эта идея один в один совпадала и с одной из основополагающих идей Октябрьской революции 1917 года: что научно-технический прогресс является мотором, необходимой основой прогресса социального. Культ знаний и прогресса в России возник, конечно, не 25 Октября 1917 года, а раньше. Правильнее сказать, что само 25 Октября родилось из него...
Но вполне точно можно сказать, что этот культ умер 25 декабря 1991 года, одновременно с гибелью СССР. А что пришло ему на смену? Известно, что... Между прочим, любимой телепередачей интеллигентов конца 70-х и начала 80-х годов была телевикторина "Что? Где? Когда?": в ней хорошо образованные люди весело состязались между собой в быстроте ума, чтобы получить в качестве призов хорошие книги — тоже овеществлённые символы знаний. Но в начале 90-х годов та же телевикторина "Что? Где? Когда?" вдруг превратилась в интеллектуальный публичный дом... то есть, виноват, в "интеллектуальное казино" и "элитный клуб". И новое божество явилось там даже не в образе сверкающего золотого быка или хотя бы красивых фишек, как в казино настоящем. Нет, оно явило себя в наиболее шокирующем и безобразном своём обличье — в виде мятых и замусоленных денежных бумажек, которые "знатоки", стыдясь и стесняясь, вытаскивали из своих карманов. А телеведущий передачи, незаурядный хамелеон Владимир Ворошилов, на вопрос, зачем он это сделал, как-то объяснил, что это для того, чтобы... реабилитировать знания. Чтобы все поняли, что знания — не бесполезная вещь, поскольку ОНИ ПОЗВОЛЯЮТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. Таким образом, новые приоритеты ценностей были расставлены совершенно чётко... Знания ценны... если они позволяют получить высшее благо — Деньги. А если нет? Ну, тогда, естественно, нет... Теперь внимание, вопрос: может ли выжить общество с такой системой ценностей? Едва ли... Вот мы и являемся свидетелями постепенного умирания и деградации постсоветского общества последние три десятка лет. Хотя не все понимают происходящее в таких выражениях — а скоро, если процесс будет развиваться, и понимать станет уже некому.
Нужен ли такому умирающему, переживающему регресс и деградацию обществу Жюль Верн? Конечно, нет... Нужна ли ему научная фантастика? Тоже нет... Собственно говоря, всем известно, что кончился СССР — кончилась и научная фантастика. Изо всех щелей и нор поползли гномы, эльфы и хоббиты и всякая магическая нечисть. "Хоббиты — скромный, но очень малый народ… они не понимают и не любят машины, более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок" (Толкиен). Ну, а герои Жюля Верна, как известно, наоборот, очень любили машины... и чем сложнее, тем лучше, тем в больший восторг они их приводили.
Причём произошёл этот приход научно-технического мракобесия не в масштабах одной страны, а в масштабах всей планеты. Наступила эпоха сна разума, который известно что рождает. Даже бывшие научные фантасты типа Рэя Брэдбери или Роберта Шекли в этот период, подстраиваясь к общему настроению публики, переходили к жанру, близкому к фэнтези.
Так что, подводя краткий итог, одним из признаков того, что колесо истории всё-таки начинает крутиться в правильную сторону, будет воскрешение основанного Жюлем Верном жанра научной фантастики. А перед этим — падение популярности жанра фэнтези. Рискну предположить, что последнее уже происходит, и, значит, не всё так плохо...
|
|