100 лет назад, 15 января 1919 года, без суда и следствия были убиты лидеры германской революции Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Врагам требовалось обезглавить революцию (чего им не удалось в России, где Ленин вовремя скрылся в Разливе). Иначе германская революция ещё вполне могла воспрянуть, и тогда рядом с красной Россией в 20-е годы встал бы второй красный гигант — советская Германия. В этом случае, как легко догадаться, совсем по-иному выглядела бы история и 20-х, и 30-х, и особенно 40-х годов. И для СССР, и для Европы, и для всего мира... Так что можно сказать, без большого преувеличения, что этот январский день 100 лет назад предопределил всю судьбу века. Включая гибель десятков миллионов людей на фронтах Второй мировой, 12 лет "Третьего рейха" и ещё многое другое...
Утром того рокового дня 15 января Карл Либкнехт и Роза Люксембург написали статьи для газеты «Роте фане», оказавшиеся их последним словом.
Статья Розы Люксембург была озаглавлена так: «Порядок царит в Берлине». Она заканчивалась словами: «Вы, тупые палачи! Ваш «порядок» построен на песке. Уже завтра революция «с грохотом воспрянет» и к вашему ужасу протрубит в фанфары: я была, я есть, я буду!».
Статья Либкнехта «Несмотря ни на что!» завершалась так: «Потерпевшие поражение сегодня будут победителями завтрашнего дня. Будем ли мы тогда ещё живы или нет, будет жить наша программа; она будет господствовать в мире освобождённого человечества. Несмотря ни на что!».
Увы, эти бодрые слова оказались адресованы очень далеко в будущее, дальше, чем думали их авторы. Потому что после их гибели в Европе стал непрерывно сгущаться мрак, и так продолжалось до самого мая 1945-го. Через несколько лет после которого, кстати, арестованный вместе с ними, но сумевший сбежать из-под ареста Вильгельм Пик стал президентом Германской Демократической Республики.
Весь диалог арестованной Розы Люксембург с её убийцами свёлся к следующему:
— Вы же Роза Люксембург?
— Решайте, пожалуйста, сами.
— Судя по карточке, это вы.
— Ну, раз вы так считаете...
Карл Либкнехт, которому при аресте разбили прикладом голову, попросил у убийц бинт, чтобы сделать перевязку, но ему отказали. Он попросил разрешения умыться в туалете, но ему и этого не позволили. Либкнехту выстрелили в затылок, Розе Люксембург — в висок, затем её тело сбросили в Ландверканал. До сих пор неясно, что стало причиной её смерти — выстрел или утопление.
Любопытно, что палач обоих, егерь Отто Рунге в 1945 году оказался в руках советских властей и мог бы расплатиться за своё преступление — но увы, не дожил до суда и скончался под арестом своей смертью.
Большую роль в подавлении революции и захвате вожаков красных сыграл социал-демократ Густав Носке, который вошёл в историю под именем "кровавой собаки". Это его знаменитая самохарактеристика, когда искали человека, готового подавлять восстание, он вызвался сам, иронически заметив: "Пожалуй, кто-то же должен быть кровавой собакой. Я не страшусь ответственности" (нем. Meinetwegen! Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht).
О впечатлении от расправы с вождями красных Носке вспоминал: «Когда я утром явился в министерство, то нашёл своих подчинённых совершенно подавленными этим происшествием. Я смотрел на это гораздо спокойнее... Кто-то должен был сделать безвредными этих нарушителей всеобщего покоя».
Так германские социал-демократы раскатали красную ковровую дорожку для пришествия нацизма, которое совершилось спустя 14 лет после убийства 15 января. И для Второй мировой войны, унесшей десятки миллионов жизней... Такой оказалась цена «всеобщего покоя».
P. S. Речь В. И. Ленина на митинге протеста в Москве против убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург 19 января 1919 года:
"Сегодня в Берлине буржуазия и социал-предатели ликуют, — им удалось убить К. Либкнехта и Р. Люксембург. Эберт и Шейдеман, в течение 4-х лет гнавшие рабочих на убой ради грабительских интересов, теперь взяли на себя роль палачей пролетарских вождей, На примере германской революции мы убеждаемся, что «демократия» есть только прикрытие буржуазного грабежа и самого дикого насилия.
Смерть палачам!"
А это речь Льва Троцкого по случаю того же события 18 января 1919 года:
"Мы получили официальное германское сообщение, которое изображает убийство Либкнехта и Люксембург, как случайность, как уличное "недоразумение", обусловленное, может быть, недостаточной бдительностью караула перед лицом разъяренной толпы. Назначено даже судебное расследование по этому поводу. (Как это напоминает все эти фарсовые "судебные расследования" замайданных палачей — например, по поводу одесских убийств 2 мая! — А. М.). Но мы с вами слишком хорошо знаем, как производится реакцией постановка такого рода "стихийных" натисков на революционных вождей; мы хорошо помним июльские дни, пережитые нами здесь, в стенах Петрограда... Если мы тогда сохранили Ленина, то только потому, что он не оказался в руках разъярённых черносотенных банд. Тогда находились среди меньшевиков и эсеров благочестивые люди, возмущавшиеся тем, что Ленин и Зиновьев, против которых выдвинуты обвинения в том, что они немецкие шпионы, не являются на суд, чтобы опровергнуть клевету. Им это ставилось в особую вину. На какой суд? На тот суд, по дороге к которому Ленину учинили бы "побег", как учинили его Либкнехту, и если Ленин был бы застрелен или заколот, официальное сообщение Керенского и Церетели гласило бы, что вождь большевиков при попытке побега был убит караулом. Нет, сейчас, после страшного берлинского опыта, мы имеем десятикратное основание быть довольными, что Ленин не предстал в то время на шемякин суд, а тем более — на бессудную расправу.
Но Роза и Карл не скрылись. Вражья рука держала их крепко. И эта рука задушила их. Какой удар! Какое горе! И какое предательство! Лучших вождей германской коммунистической партии больше нет, — нет в живых наших великих соратников. А их убийцы стоят под знаменем социал-демократической партии, имеющей наглость вести свою родословную не от кого другого, как от Карла Маркса! Какое извращение! Какое издевательство!.. Оглядываясь назад, вглубь веков, находишь некоторое подобие с исторической судьбой христианства. Евангельское учение рабов, рыбаков, тружеников, угнетённых, всех придавленных рабским обществом к земле, это исторически возникшее учение бедноты было затем захвачено монополистами богатства, королями, аристократами, митрополитами, ростовщиками, патриархами, банкирами, римским папой, — и стало идейным покровом их преступлений...
Вы знаете, на чем основаны легенды о святых, об их вечной жизни? На потребности людей сохранить память о тех, которые стояли во главе их, которые так или иначе руководили ими; на стремлении увековечить личность вождей в ореоле святости. Нам, товарищи, не нужно легенд, не нужно превращения наших героев в святых. Нам достаточно той действительности, в которой мы живем сейчас, ибо эта действительность сама по себе легендарна. Она пробуждает чудодейственные силы в душе массы и её вождей, она создаёт прекрасные образы, которые возвышаются над всем человечеством. Карл Либкнехт и Роза Люксембург — такие вечные образы. Мы ощущаем их присутствие среди нас с поразительной, почти физической непосредственностью... Обращаясь к этим дорогим теням, мы можем сказать: "Роза Люксембург и Карл Либкнехт, вас уже нет в кругу живущих; но вы присутствуете среди нас; мы ощущаем ваш могучий дух; мы будем бороться под вашим знаменем; наши боевые ряды будут овеяны вашим нравственным обаянием! И каждый из нас клянется, если придёт час, и потребует революция — погибнуть, не дрогнув, под тем же знаменем, под которым погибли вы, друзья и соратники, Роза Люксембург и Карл Либкнехт!"
|
|