Кто владеет информацией,
владеет миром

100 лет назад. Декрет о расторжении брака

Опубликовано 05.01.2018 автором в разделе комментариев 31

ссср брак развод
100 лет назад. Декрет о расторжении брака

Сто лет назад, в начале января 1918 года (а по старому стилю 19 декабря) в печати появился принятый Советским правительством "Декрет о расторжении брака". "Нельзя быть демократом и социалистом, — решительно писал Ленин, — не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетённого пола, женщины". Первая статья декрета гласила: "Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них". Для того времени такое решение было революционным, хотя и вполне укладывавшимся в рамки демократической (а не социалистической) революции. Но "фокус" заключался как раз в том, что у либералов и русской буржуазии "не хватило пороха" на самые очевидные и назревшие буржуазно-демократические преобразования. И проводить их пришлось красным, социалистам, то есть большевикам и левым эсерам, составлявшим тогда Советское правительство.

А какое отношение к супружеской верности и "расторжению брака" существовало в дореволюционной России, до 1917 года? Мы знаем об этом по "Грозе" Островского (которая пока как будто не исключена из школьного курса, хотя и делались попытки сделать "Кабаниху" и Тита Титыча главным положительным персонажем произведения) и по "Анне Карениной" Толстого. А в крестьянской толще с отношением к "жёнам-изменщицам" всё обстояло ещё проще. С ними проводился "вывод".

Максим Горький в 1895 году описывал сей благочестивый ритуал, свидетелем которого он сам стал, так: "По деревенской улице, среди белых мазанок, с диким воем двигается странная процессия. Идёт толпа народа, идёт густо, медленно и шумно, — движется, как большая волна, а впереди её шагает шероховатая лошадёнка, понуро опустившая голову... К передку телеги привязана верёвкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка. Она идёт как-то странно — боком, ноги её дрожат, подгибаются, её голова, в растрёпанных тёмно-русых волосах, поднята кверху и немного откинута назад, глаза широко открыты, смотрят вдаль тупым взглядом, в котором нет ничего человеческого. Всё тело её в синих и багровых пятнах, круглых и продолговатых, левая упругая, девическая грудь рассечена, и из неё сочится кровь. Она образовала красную полосу на животе и ниже по левой ноге до колена, а на голени её скрывает коричневая короста пыли. Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи. И, должно быть, по животу женщины долго били поленом, а может, топтали его ногами в сапогах — живот чудовищно вспух и страшно посинел. Ноги женщины, стройные и маленькие, еле ступают по серой пыли, весь корпус изгибается, и нельзя понять, почему женщина ещё держится на этих ногах, сплошь, как и всё её тело, покрытых синяками, почему она не падает на землю и, вися на руках, не волочится за телегой по тёплой земле… А на телеге стоит высокий мужик, в белой рубахе, в чёрной смушковой шапке, из-под которой, перерезывая ему лоб, свесилась прядь ярко-рыжих волос; в одной руке он держит вожжи, в другой — кнут и методически хлещет им раз по спине лошади и раз по телу маленькой женщины, и без того уже добитой до утраты человеческого образа."

Горький пояснял: "Так наказывают мужья жён за измену; это бытовая картина, обычай, и это я видел в 1891 году, 15 июля, в деревне Кандыбовке, Херсонской губернии, Николаевского уезда. Я знал, что за измену у нас, в Заволжье, женщин обнажают, мажут дёгтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице. Знал, что иногда затейливые мужья или свёкры в летнее время мажут «изменниц» патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым. Слышал, что изредка изменниц, связанных, сажают на муравьиные кучи."

Есть и живописная картина художника Александра Бучкури (1870-1942) "Вывод", написанная в 1905 году. Она может служить яркой иллюстрацией к описанию Горького...

Ну, а в "верхах" общества для развода требовалось согласие церкви, поскольку браки заключала только церковь. Добиться законного развода через духовную консисторию было невероятно сложно.

Уже Февраль 1917 года попытался облегчить эту процедуру. На сатирических рисунках тех дней церковный брак изображали в виде тяжких цепей, намертво сковавших несчастных супругов. Разумеется, упрощение развода встречало резкое противодействие со стороны православной церкви. На одной из карикатур назначенный революцией новый обер-прокурор Святейшего синода сердито грозился церковникам: "Ваши преосвященства! Ещё два слова против развода и я заставлю вас развести даже Троицкий мост!.."

Однако только у красных хватило решимости, чтобы разрубить гордиев узел прежних брачных отношений. Взамен церковного вводился гражданский брак, и его расторжение было стократно облегчено. Оппозиционная "Петроградская газета" в 1918 году сообщала о последствиях этого декрета: "Вероятно, немногие из петроградцев знают, что старая волокита бракоразводного дела отошла "в историю"... С непривычки к новой судебной процедуре тяжущиеся буквально каменеют от изумления, когда слышат приговор о разводе.

— Уже?! — с непередаваемым разочарованием раздаются не раз восклицания мужей и жен, сразу освобождаемых от ставших им в тягость цепей Гименея".

Другая петроградская газета "Эра" в июле 1918 года передавала разговоры в коридорах народного суда. Вот суд моментально развел какую-то молодую женщину, и даже присудил ей деньги на ребёнка. "Лицо женщины сияет от удовольствия.

— Как любезно. Я даже не просила денег! — весело говорит она...

— Ишь, как скоро! Раз-два, и разведены!..

— Легче, чем в трамвай влезть!

— Здесь, брат, в одну минуту разженят!

— Долго ли умеючи.

— А раньше, по-вашему, лучше, что ли, было? — горячо вступается какая-то женщина в белой косынке, с немолодым болезненно-бледным лицом. — Прежде лет семь надо было по консисториям шляться да сколько денег изводить. А нынче...".

Как ни странно (а может быть, совсем не странно), но сами редакторы либеральной газеты вовсе не одобряли новых порядков в области брака. Вообще, либеральная печать в 1918 году была буквально заполнена насмешками над брачным декретом большевиков. Так, газета "Чёртова перечница" летом 1918 года печатала пародию на обычное адвокатское объявление: "По бракоразводным делам нечего ходить по адвокатам. Ступайте в колбасную и разводитесь". Другая шутка из печати того времени: "Запрещено вступать в гражданский брак более 17 раз в день"...

А либеральный журнал "Новый Сатирикон" излагал хитроумный "способ" избавиться от надоевшей кухарки. Просто уволить негодную прислугу стало после революции почти невозможно — её права надёжно защищала новая власть. Зато можно было вступить с кухаркой в законный брак, а потом мгновенно развестись и сразу выставить её вон — ведь разойтись с женой теперь ничего не стоило...

Кое-где в деревнях пытались новому светскому разводу придать черты... старого "вывода". Как сообщала газета "Всё!" в августе 1918 года, в одном селе под Царицыном крестьяне потребовали от священника закрепить светский развод в церкви. Священник отказался: "Обряда развода нет". Тогда крестьяне придумали по-своему: "Виноватую жену одели в рогожи, в руки дали старый веник, голову украсили крапивой, на груди и на спине повесили большие плакаты с надписями: "я разведённая жена", и под руку с торжествующим мужем, под звон тазов и сковород, с свистом и гиканьем провели через все село в дом её родителей". (Это отношение к женщинам, конечно, долгое время ещё сохранялось подспудно, и в 1941 году выплеснулось, хотя и по другому поводу, в известных погромах во Львове. Кто хочет представить себе, как выглядел дореволюционный "вывод", может посмотреть на фотографии избиения весёлой толпой обнажённых "большевичек" и "евреек" летом 1941-го года в занятом нацистами и украинскими националистами Львове).

В 20-е годы в советском обществе широко распространились временные, недолгие браки. Журнал "Долой богов" в 1923 году писал: "За последнее время у нас царит эпидемия "разводов". Чем она объясняется? Прежде всего тем, что теперь незачем тайком изменять нелюбимой жене или ненавистному мужу. Можно развестись открыто... Затем, теперь меньше стало охотниц беспрекословно выносить побои своего пьяного мужа"... Лев Троцкий объяснял происходящее так: "Уже одно введение института гражданского брака не могло не нанести жестокий удар старой, освященной, показной семье. Чем меньше в старом браке было личной связи, тем в большей мере роль скрепы играла внешняя, бытовая, в частности обрядовая, церковная сторона. Удар по этой последней оказался тем самым ударом по семье... Вот почему семья шатается, распадается, разваливается, возникает и снова рушится... История рубит старый лес — щепки летят".

А о том, какое отношение к расторжению брака установилось в обществе спустя 10 лет после революции, между прочим, может свидетельствовать любопытная рекламка в виде карикатуры из детского журнала "Мурзилка" за 1927 год. На неё лысоватый судья спрашивает у мальчонки, который пришёл в суд вместе с разводящимися родителями:

- С кем же ты, малыш, хочешь остаться, с отцом или с матерью?

Октябрёнок гордо отвечает судье:

- Это зависит от того, кто из них согласится выписать оба издания "Мурзилки" на 1927 год.

Сравним это с тем отношением к женщине и "нарушению супружеской верности", которое видно из приведённого выше описания Горького, и отметим огромный, просто фантастический прогресс по части освобождения общества, который прошла советская страна за десятилетие Революции...



Рейтинг:   4.30,  Голосов: 23
Поделиться
Всего комментариев к статье: 31
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
Мюнцер написал 06.01.2018 22:03
Страус
"Вам лично это не нравиться, ну и что из этого? Других то это вполне устраивает".
Кого же это устраивало, позвольте спросить? Может быть, женщин? Вряд ли!
(без названия)
straus написал 06.01.2018 18:14
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04 Вы кстати - демагог, причем демагог глупый и неумелый. По Вашему, если человека не преследовать, не мучать, то им тут же надо восхищаться?======
.
А это откуда? Укажите, в каком посте, я нес такую чушь?
(без названия)
straus написал 06.01.2018 18:13
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04 Вам ненавистно, что человек сам решает, как ему вести себя. Вам необходимо, чтобы за Вас делал выбор кто то: хозяин, граф, секретарь парткома, Вождь, фюрер. Без фюрера вы жизнь не представляете=====
.
Вы уважаемый, несете чушь несусветную. В этой статье есть цитаты и А.М.Горького, где описывается наказание женщины изменившей своему мужу. Укажите в каком месте содержится описание, что толпой руководит фюрер? И что по его приказу толпа вершит суд и расправу?
В данном случае народ руководствуется в своих действиях издавна существующими обычаями, а не указаниями помещика, графа или фюрера.
Так что не болтайте глупостей. И не выдавайте свои бредовые фантазии и антинаучные фантазии, за правдивое описание действительности.
(без названия)
straus написал 06.01.2018 18:12
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04 Я еще раз вам объясняю, что Вы - потомственный раб, живущий представлениями феодального общества, где господствовал "обычай"====
.
А почему только феодального общества? Разве "обычаи" отсутствовали в эпоху Возрождения или в Античной Греции, в Древнем Риме или Византии?
.
Какие конкретно "обычаи" вышеперечисленных и достославных времен вас лично не устраивают?
.
А что касается эпохи Средневековья, то они действительно были феодальными, но не были "темными". Это вранье. "Обычаи" там разумеется были, ну и что из этого? Эти обычаи были не лучше и не хуже, чем в другие эпохи. Пренебрежительное отношение к Средневековью не имеет под собой никаких оснований. "Подобное отношение к средним векам, которое питалось глубоким предубеждением и неосведомленностью, уже давно лишено всякого оправдания". Вспоминается замечание Маркса: "быть либеральным за счет средневековья - слишком удобно".
.
Так что не болтайте о вещах, в которых вы очень мало смыслите, если не сказать большего.
(без названия)
straus написал 06.01.2018 18:11
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04 Плохо в том, что есть сама такая возможность -унижать и мучать. Тем более, за нарушения какого то там обычая=====
.
А что делать, если по иному нельзя? Разве те "дамы", которые изменили своим мужьям не знали, что так поступать нельзя? Не ведали, что их может ждать жестокое наказания, если их делишки обнаружатся?. Если знали, и тем не менее совершили измену - значит виновны. И должны понести наказание сообразно законам и обычаям государства.
.
Если народ так поступал, значит других способов бороться с подобным безобразием не было. Жестоко? Возможно. Зато другим - угроза и предостережение, что если и они нарушат закон или обычай, то их ждет точно такое же наказание. Разве это плохо?
.
Вам лично это не нравиться, ну и что из этого? Других то это вполне устраивает. Или вы непонятно по какой причине вообразили себя умней всех прочих? На каком основании?
.
Далее. Если для вас закон и обычай ничего не значат, то это совсем не означает того, что другие люди разделяют ваше мнение на сей счет. Да и кто вы собственно говоря такой, чтобы к вашему мнению прислушиваться? Самый обыкновенный форумный хомячишка с интеллектом офисного планктона.
(без названия)
straus написал 06.01.2018 18:07
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04 Г-н дегенерат под ником Straus, для начала - маленькое уточнение: в СССР периода Сталина - возможность развода сохранялась=====
.
Для начала уточним, где и когда я утверждал, что в сталинские времена развод был запрещен?
Я писал, что Сталин преследовал тек кто пропагандировал и практиковал "свободные браки" или "разводы".
"Свободный"(собачий) развод и "развод" который законодательно ввели во времена Сталина - две большие разницы.
У вас что проблемы со зрением? Внимательней читайте чужие посты, чтобы не приписывать оппоненту собственную отсебятину.
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 16:04
Г-н дегенерат под ником Straus, для начала - маленькое уточнение: в СССР периода Сталина - возможность развода сохранялась. И очень многие выдающиеся деятели того периода им, кстати, воспользовались.
"Но разве же, наказывали и унижали всех женщин подряд и без разбору? Отнюдь. Только нарушивших закон и обычай, жен-изменщиц.
Ну и что в этом плохого? Вы что, предлагаете поступками этих "дам""
Плохо в том, что есть сама такая возможность -унижать и мучать. Тем более, за нарушения какого то там обычая.Я еще раз вам объясняю, что Вы - потомственный раб, живущий представлениями феодального общества, где господствовал "обычай" Вам даже до человека буржуазного общества расти и расти. Вам ненавистно, что человек сам решает, как ему вести себя. Вам необходимо, чтобы за Вас делал выбор кто то: хозяин, граф, секретарь парткома, Вождь, фюрер. Без фюрера вы жизнь не представляете. К счастью, подобные вам существа становятся в обществе реликтами. Вы кстати - демагог, причем демагог глупый и неумелый. По Вашему, если человека не преследовать, не мучать, то им тут же надо восхищаться? Других вариантов отношения Вам не ведомо?
(без названия)
straus написал 06.01.2018 09:52
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 00:28 Ну и конечно же - чем человечишка гаже, ничтожнее и никчемнее - тем больше у него потребность властвовать, унижать и мучать другого. Женщина для этого ему как раз подходит=====
.
Но разве же, наказывали и унижали всех женщин подряд и без разбору? Отнюдь. Только нарушивших закон и обычай, жен-изменщиц.
Ну и что в этом плохого? Вы что, предлагаете поступками этих "дам" восхищаться и брать с них пример?
.
Осуждать такие справедливые наказания развратных негодяек и преступниц может - либо полностью отмороженный левак-троцкист, либо вшивый и гнилой интеллигент.
Вы сами то, к какой категории из этих двух, себя относите?
(без названия)
straus написал 06.01.2018 09:49
Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 00:28 Судя по комментариям - среди ее нынешних поддержантов - в основном интеллектуальные и моральные уроды, с комплексом потомственных рабов. Их мечта - это твердая рука "хозяина", палка, теплое стойло и корыто со жратвой======
.
Напротив, те кто восхищается такими "декретами" - сами(за очень редким исключением) являются интеллектуальными и моральными уродами с комплексами извращенцев и дегенератов. Их голубая мечта - свободно и беспрепятственно удовлетворять свои скотские и низменные инстинкты.
.
Когда в середине 30-х Сталин пришел к власти, он всех этих дегенератов и извращенцев, пропагандирующих и практиковавших "свободные браки" или "разводы" - либо перестрелял, либо сажал в лагеря, где для них там было самое подходящее место.
.
И только полный идиот, извращенец или дебил, может Сталина за это осудить, а не одобрить.
(без названия)
straus написал 06.01.2018 09:46

Re:
А.Каммерер написал 06.01.2018 00:28 Отличная статья! И Декрет был совершенно правильный=====
.
Статья, полный отстой. Декрет мерзопакостный. Но каждый вправе иметь свое собственное мнение. На "вкус" и "цвет" - товарищей нет.
(без названия)
Женщина друг человека написал 06.01.2018 09:24
Женщина друг человека
(без названия)
straus написал 06.01.2018 08:52
Re:
strausu 01 написал 05.01.2018 19:55 А еще был ленинский декрет об обобществлении девиц и женшин для их "освобождении сексуальной эксплуатации"!?=======
.
Все эти россказни о декрете в котором провозглашалось "освобождение женщин от сексуальной эксплуатации" - давным-давно разоблаченная фальшивка.
История эта имеет своей основой напечатанный в Самаре неким М.Уваровым "Декрет об отмене частного владения женщинами". Этот "декрет" был фальшивкой, "Какую цель преследовал Уваров, сочиняя свой "декрет"? Хотел ли он высмеять нигилизм анархистов в вопросах семьи и брака или же сознательно пытался восстановить против них широкие слои населения? К сожалению, это выяснить уже невозможно". Разгневанные анархисты разгромили чайную где хозяином был пасквилянт, убили его самого, издавали прокламации объясняющие, что они к подобному не причем. Поздно. Пасквиль пошел гулять по стране".
Подробней, кому интересно в статье: Алексей Велидов "Декрет" о национализации женщин. История одной мистификации
http://scepsis.net/library/id_2045.html
(без названия)
straus написал 06.01.2018 08:05
Re:
strausu 01 написал 05.01.2018 19:55 А еще был ленинский декрет об обобществлении девиц и женшин для их "освобождении сексуальной эксплуатации"!?=======
.
Я ничего не слышал о таком ленинском декрете. Дай ссылку на источник.
(без названия)
водяной написал 06.01.2018 02:23
Всем известен этот пример из всем известного произведения.Собственно яблоко, которое Ева дала Адаму,воспринимается как запретный плод с древа познания.Если рассматривать Еву и Адама как самца и самку,то есть всего лишь двух животных,получивших дар божий в виде интеллекта с большИм и качественным набором условных рефлексов,-сексуальный вопрос имеет место быть тоже.Хотя где об этом написано в мифах древних?Я конечно саркастично мимикрируюсь.Об этом полным полно написано у всех времен и народов.
Пожалуй,автор не интересуется трудами Фрейда.Собственно Фрейд увы именно этим и отличается,хотя советская психиатрия отрицала учения доктора Фрейда.
Советская формула человека будущего-это обезьяна,которую именно труд сделал человеком.
Чем Ева развела Адама Майсуряну видимо лучше знать.Всем известно что аскетизм духовных "инженеров душ" как ни крути упирается в отказ от секса как одно из условий познания глубин человеческого разума.
Глубины сатанинские неисчерпаемы и как и величайшие вдохновения не имеют дна.Тем более,так как они собственно потому и сатанинские.Я не люблю когда чужой мои читает письма заглядывая мне через плечо.Когда искуситель начинает играть роль создателя определить видимо очень трудно как и наоборот.
Величайшие каламбурические парадоксальные иллюзии созерцательно подвижны в авторских интерпретациях тех или иных авторов.
Однако на дворе ночь.Пора спать.Ночь сильнее дня хотя бы потому,что именно ночью в большинстве случаев создают будущее.
(без названия)
А.Каммерер написал 06.01.2018 00:28
Отличная статья! И Декрет был совершенно правильный. Нет ничего гаже и страшней чем жить не просто с нелюбимым - ненавистным человеком. И первые кто страдает в таких семьях - это дети. Обидно только за левую идею. Судя по комментариям - среди ее нынешних поддержантов - в основном интеллектуальные и моральные уроды, с комплексом потомственных рабов. Их мечта - это твердая рука "хозяина", палка, теплое стойло и корыто со жратвой. Идея, что человек САМ определяет траекторию своей жизни, САМ(а не кто то) делает выбор и несет за него ответственность, приводит их в ужас. Ну и конечно же - чем человечишка гаже, ничтожнее и никчемнее - тем больше у него потребность властвовать, унижать и мучать другого. Так он компенсирует собственное ничтожество в своих глазах. Причем, желательно мучать и унижать того, кто послабее и не может дать ответа распоясовшамуся скоту. Женщина для этого ему как раз подходит.
(без названия)
Игорь Измайлов написал 05.01.2018 22:04
Восторгаться нечем. Декрет способствовал разрушению семьи. Сталин начал обратный процесс.
Re: Да здравствует крах марксизма--ленинизма!
strausu 01 написал 05.01.2018 19:55
А еще был ленинский декрет об обобществлении девиц и женшин для их "освобождении сексуальной эксплуатации"!? Это клевета оппонентов!?
(без названия)
хи-хи написал 05.01.2018 18:45
Конечно ,я против радикальных мер,но разводы в браке в большинстве случаев к обретению счатья не приводят, обычаи складывались тысячилетиями, с учетом того что люди имеют психику возрастного характера, что там покажется по молодости,был мудрый обычай-- выбрал спутника жизни-- это на всю жизнь, все перемелится, самое главное не пострадали дети семья,конечно есть случаи с агрессией, а остальное все переживется.Люди разведеные в браке обладают очень низкими моральными устоями, особенно мужчины.
(без названия)
fgh4g написал 05.01.2018 17:50
Pебят, бpосить кypить cтало дeйствительно лeгко! Лично я за 2 дня полностью излечился и стал чувствовать себя намного моложе и здоровее. На 100% натуральное средство, которое еще и восстановить организм, вообщем pебят советую не затягивать - http://2qu.ru/smokeout
(без названия)
пору чаицца масуьан- написал 05.01.2018 17:14
это дыьил, штраус, вальсом танцуит с ьольшими яйцами
---------
яйца штрауся-это аргументированный дурак.
тут люччего нету .
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss