Оказывается, сегодня был День российского кино, хотя я не очень понимаю, почему российского, если этот праздник был учрежден в 1980 году, когда кино было вполне себе советским. Причем не в политическом, в самом что ни на есть практическом смысле этого слова.
Скажем, если открыть юбилейную книжку «300 «Фитилей» 1988 года, то там, среди создателей киножурнала будут значиться не только «Мосфильм» и ЦСДФ, но также «Таджикфильм», «Киевнаучфильм», «Арменфильм», «Таллинфильм», «Грузия-фильм» и еще много других республиканских киностудий. На многих из этих студий я бывал на съемках наших сюжетов, и встречал там очень достойных режиссеров, сценаристов, операторов и актеров. Не говоря о том, что во многих республиках снимали свои сатирические киножурналы, вроде казахской «Камчи», которой руководил моей давний приятель Эдуард Медведкин. Эдик, привет и с праздником!
Впрочем, печально не только то, что мы почему-то забыли собратьев по экрану. Я много лет проработал в «Фитиле», который вдобавок располагался на самом главном Мосфильме, а про сегодняшний праздник вспомнил только потому, что меня поздравил с ним наш фитилевский режиссер Толя Климачев. Стыдно! Хотя вот даже и Яндекс не напомнил.
Я понимаю, что из всех искусств теперь главнейшим является Твиттер, но ведь и кино в большом мире отнюдь не умерло, как ожидалось. Так что вряд ли стоит забывать, что наши старые ленты занимали очень достойное место среди таких киноколоссов как Голливуд, Франция, Италия, и не случайно в Лондонском музее кино вам в первую очередь расскажут про эйзенштейновский «Броненосец «Потёмкин», а уже потом про Чаплина, французскую «новую волну», итальянский неореализм и про все остальное.
Конечно, в старые годы мы наснимали километры откровенной халтуры и дрянных политических агиток про шпионов и цеховиков, этого не отнять. Как раз вчера я смотрел по ТВ какой-то старый ментовский детектив про какую-то пулю и поражался количеству беззаконий, который творили на экране товарищи в погонах. А народ смотрел на них и думал, что вот так и нужно – вламываться в квартиры и хватать кого попало без всяких оснований.
Но ведь среди всего этого пепла попадались и ярчайшие алмазы, снятые, замечу, в основном вопреки Госкино и допотопными камерами не на дефицитный Кодак, а на дрянную отечественную пленку ЛН, где синий и зеленый цвета больше смахивали на коричневый. Зато теперь у нас есть и самая лучшая техника и голливудские бюджеты, а вот кино куда-то исчезло. Какой может быть День российского кино, если за последние 25 лет фильмы, о которых вообще стоит говорить, можно пересчитать по пальцам одной руки?!
Впрочем, о вкусах не спорят и, возможно, нынешнее поколение айфонов смотрит какие-нибудь ментовские войны и ловит такой же кайф, как мы когда-то от «Великолепной семерки», «Фантомаса» и, конечно, от лучших в мире (на мой взгляд) комедий Леонида Гайдая? С которым я, признаюсь с гордостью, когда-то работал на нескольких наших сюжетах.
Так что с праздником нашего старого кино и, как и полагалось даже перед самым скучным фильмом, «Фитиль» в подарок!
|
|