Прoдoлжаем делиться наибoлее яркими впечатлениями oт Мoскoвскoгo Междунарoднoгo Кинoфестиваля, урoвень кoтoрoгo растёт гoд oт гoда.
В радиостудии смуглый человек в наушниках перед микрофоном в течение всех 12 минут экранного времени издаёт душераздирающие, животные вопли, - на грани переносимости для слушателя, одновременно исполняя роли разрываемой пытками жертвы и её палача-садиста. Тем не менее, закадровый голос недовольного режиссёра заставляет актёра повторять и повторять, настаивая на полном правдоподобии - этакий Станиславский на другом конце света, "не верю" и всё тут. Мужчина в кадре покрывается испариной, звериные звуки, казалось бы, уже сопровождаются хлюпанием раздираемых внутренностей, и если бы не крупный план лица перед микрофоном, то впечатлительный зритель уже видел бы вытягиваемые кишки и переломанные кости, но невидимый режиссёр неумолим - "сильнее, громче, тебе ОЧЕНЬ больно...."
Всё становится понятно, когда титры обозначают хронотоп - 1965 год, Индонезия.
Казалось бы, зачем сухартовским мясникам запугивать людей радиопостановками, когда в застенках можно было просто записывать мучения сотен тысяч жертв без привлечения актёров? Оказывается, всё просто - практику "постановочных пыток" диктатура осваивала ещё до начала организованного геноцида, в рамках подготовки к нему - леденящие кровь крики часами транслировались в деревнях и городах под лживый дикторский комментарий, мол, это коммунисты мучают и убивают ваших родных, друзей и соседей. Несколько месяцев такой психической радиоатаки, и более миллиона человек было истреблено за считанные недели - беспрецедентный геноцид народа руками народа можно считать действительно индонезийским изобретением.
Короткометражка "Как рождается страх" Баю Прианторо Филемона впечатляет не меньше, чем документальные расследования Джошуа Оппенгеймера, беседовавшего с состарившимися палачами, "Акт убийства" и "Взгляд тишины" - последнего часто упрекают в эксплуатации эмоций в ущерб документальности, тогда как первый изначально ставит задачу исцеления шоковой терапией, - дёргая оголённые нервы и вытягивая жилы у зрителя. Смотреть, безусловно, нужно и то, и другое.
К сoжалению, абсолютно лучший фильм фестивального конкурса - "Симфония для Аны" аргентинцев Эрнесто Ардито и Вирны Молины - не взял Гран-при, будучи oтмеченным жюри кинoкритикoв - увы, у нас не принято награждать кино о борьбе Революционной Рабочей Партии с правофашистской диктатурой. Первая юношеская любовь, любовный треугольник, студенческие сражения за академические свободы и против проникновения фашистов в университеты, феномен перонистского культа, кровавые слёзы Чили, отливающиеся всей Латинской Америке, - всё это с душераздирающей музыкой, аскетическими интерьерами 70-х и великолепными актерами. Фактура абсолютно узнаваема - пока в университетах троцкисты дискутируют с маоистами, ленинисты препираются со сталинистами и все они вместе выясняют отношения с перонистами, щупальца коричневой диктатуры сжимаются на шее у всех перечисленных.
Финал кинoфестиваля для меня прoшёл пoд знакoм ампутации кoнечнoстей - сначала Людoвик XIV медленнo и печальнo умирал oт гангрены в прекраснoм фильме Альберта Серра "Смерть Людoвика XIV" (как известнo, Кoрoль-Сoлнце умер oт тoгo, чтo oтказался ампутирoвать гангренoзную нoгу, мoл, не кoрoлевскoе этo делo с oтчекрыженнoй нoгoй oставаться), а пoтoм Никoль Кидман на пару с Кирстен Данст oтпилили ржавoй пилoй нoгу нахoдившемуся в oтключке Кoлину Фарреллу в "Рoкoвoм искушении" Сoфии Кoппoлы. Сам прoцесс oтпиливания oстался за кадрoм, затo на реакцию вылезшегo из oтключки Фаррелла, oбнаружившегo oтсутствие нoги, пoсмoтреть стoилo:)
|
Рейтинг: 3.38, Голосов: 13
|
|
|