Кто владеет информацией,
владеет миром

Политолог Белковский считает взрыв на Черкизовском рынк "постановочным инцидентом"

Опубликовано 25.08.2006 в разделе комментариев 26

Политолог Белковский считает взрыв на Черкизовском рынк "постановочным инцидентом"

Выступая на радиостанции "Эхо Москвы" политолог Станислав Белковский заявил, что он не считает проблему ксенофобии главной для современного российского общества. Помимо этого, Белковский подробно осветил ряд других актуальных политических тем.

В частности, он сказал:

- Я бы хотел вернуться к инциденту на Черкизовском рынке. Этот инцидент очень странный, он очень похож на постановочный. И как-то неожиданно сразу выяснилось после взрыва на Черкизовском рынке, что правительство Москвы как раз давно собиралось что-то другое там построить, некий комплекс Измайловский, кажется – вот оно никак не могло вспомнить об этом, пока не произошел взрыв.

И что касается акций против нерусских – в России, в Москве - мы можем хотя бы вспомнить взрывы домов в Москве в 1999 г. – да, мы, наверное, все сомневаемся в той или иной степени в достоверности того, что эти дома взрывали чеченцы, однако эта версия признана доминирующей и официальной в нашем обществе, и большая граждан России в нее верит. Однако никаких эксцессов на этой почве мы тоже не наблюдали – не было чеченских погромов, или поползновений к этому. Хотя я уверен, что если бы, например, русские взорвали дома в Баку - или если бы такая версия доминировала в азербайджанском обществе, то русские погромы начались бы просто через несколько часов после того, как эта версия была бы озвучена по телевидению.

Поэтому вокруг всех событий вокруг ксенофобии, в такой нарочитой демонстрации государственными, в первую очередь, СМИ, убийств приезжих, я вижу, в первую очередь, целенаправленную кампанию Кремля, президентских структур, по раздуванию этого мифа и жупела русского фашизма – который должен предстать, в первую очередь, в общественном мнении и за пределами России большим злом по отношению к злу меньшему - собственно, Путинскому режиму.

Говоря о теоретических аспектах – я сам не русский человек, по этнически, по цивилизационно-культурной принадлежности, безусловно, считаю себя русским. И де-факто, им и являюсь, кто бы что ни говорил, но я еврей по матери, поляк по отцу, и тоже, будучи человеком не титульной национальности могу сказать, что - да, я неоднократно сталкивался с проявлениями ксенофобии и частными, и индивидуальными в России, но живя в других странах - например, в Латвии, на Украине, я могу сказать, ч то в этих странах неизмеримо больше проявлений ксенофобии частной, неизмеримо больше. Особенно антисемитизма. Причем, в политических элитах даже, по сравнению с Россией, не только в широких народных массах.

И я никогда не сталкивался в России с системной ксенофобией. То есть, я не сталкивался с тем, чтобы какие-то системные действия политических элит, или государственных структур, продиктованных ксенофобскими мотивами, мешали мне жить и работать.

Хочу уточнить свою точку зрения, чтобы она была понятна - я действительно считаю, что в России возможны проявления ксенофобии. Но нет ксенофобии как социальной системы. Власть заинтересована в том, чтобы показать себя как единственную силу, способную сдержать так называемый «русский фашизм», который иначе съест все окружающее, и страшно угрожает Америке и Европе, поэтому правящая клептократия – это меньшее зло. Власть провоцирует ксенофобию, но именно этой кампанией - против русского фашизма. Потому что когда к русскому обывателю, который, на мой взгляд, в массе своей не питает никаких резко-отрицательных чувств к представителям других национальностей в силу того, что русское сознание имперское, а не националистическое, оно, тем самым поглощающее, вбирающее, приглашающее. И именно в русской культуре люди самых разных этнических корней ставили великими представителями этой культуры – начнем с потомком эфиопа, Пушкина, продолжим потомком литовцем-Достоевским, украинцем-Гоголем, евреями, которые стали величайшими русскими поэтами. И если русскому обывателю начать объяснять, что он есть носитель русского фашизма, то этим в нем и возбуждаются самые темные стороны человеческой души, а не только русской.

Что же касается линии на «особость» российской цивилизации, то, в общем-то, эта линия, которой придерживались самые разные философы и исследователи в истории человечества –Жан-Батисто Вико, Жозеф де Мест, Шпендлер, Тойнби, Хантингтон – огромное количество исследователей, более или менее известных, и поэтому я считаю, что это, в общем, достаточно очевидно – да, Россия отдельная цивилизация, Китай - отдельная цивилизация, Америка - отдельная цивилизация. Вопрос цивилизаций никак не провоцирует ксенофобию, ибо цивилизация и национализм – это совершенно разные вещи.

Проблема этнической преступности действительно существует, но те события , которые мы видим сегодня в Западной Европе, показывают, что проблема взаимопроникновения людей с разной цивилизационной принадлежностью - она существует во всем мире. Весь вопрос в том, просто, насколько общество политкорректно. То есть, где-то это обсуждается, как у нас, где-то это стараются не обсуждать - именно в силу политкорректности, и в какой момент она выходит на поверхность, в силу каких факторов.

Мы помним, что всегда В.В.Путин любит использовать разные потрясения в нашем обществе для того, чтобы сказать, что нам надо бы отменить выборы губернаторов, чего-нибудь еще подкрутить. И то, что эти студенты по Интернету получили рецепт, собрали бомбу, тут же пошли ее взорвали, потом начали демонстративно убегать, тут же были схвачены, и все так стремительно и быстро получилось, говорит о том, что не исключено, что уже в сентябре месяце мы услышим об опасности Интернета с точки зрения распространения экстремизма и ксенофобии и нам скажут, что коль скоро Интернет является источником взрывотехнических средств, то может быть, надо как-то ограничить использование Интернета. Причем говорят об этом не только в России, но и сама вся кампания по борьбе с международным терроризмом, субъектность которого по-прежнему остается весьма размытой , потому что где находится Усама Бен Ладен, жив ли он, не жив, каким образом, находясь без всякой связи в пещерах Афганистана он планирует сложнейшие теракты в разных частях света, а если у него есть связь, то почему, при нынешнем уровне оснащения спецслужб, его невозможно зафиксировать и поймать - все это вызывает известные вопросы - именно по поводу постановочного характера.

Что касается Копцева, который заходил в синагогу – да, конечно, это очень плохо. Я, безусловно, всячески осуждаю поступок Копцева – это трагедия. Безусловно. Но понимаете, ведь такого рода преступлений совершается много, в самых разных городах России. И если мы возьмем статистику, то мы увидим, что подавляющее большинство жертв этих преступлений русские – просто потому, что их больше – они составляют почти 80% населения России. И это вопрос медиа-подачи того, или иного события – об этом тоже не надо забывать. Что если бы, например, телевидение захотело раскручивать убийства русских - то мы бы жили в таком медиа-облаке, из которого бы вытекало, что таджики, евреи и армяне только тем и занимаются, что убивают русских. Мне кажется, что здесь определенная подтасовка. Здесь есть сознательное акцентирование определенного типа преступлений. Я хотел бы прокомментировать, что, конечно, не для победы на выборах это делается, поскольку для победы на выборах , наверное, надо было бы делать совершенно противоположное. Это делается для легализации сегодняшней правящей элиты на Западе и демонстрации того, что это меньшее зло, которое надо холить, лелеять, оберегать, чтобы удержать мир от угрозы русского фашизма.

Я хотел бы привести несколько цитат, с вашего поизволения, которые как раз относятся к теме нашего обсуждения и тем вопросам, которые мы затронули только что. Исполнительный секретарь Конгресса азербайджанцев в России Эльдар Гулиев заявил, что «90% убитых в России азербайджанцев убиты азербайджанцами» - информация сайта «Дей.Аз».

Советник министра иностранных дел России Всеволод Марьян, один из представителей армянской общины заявил, что «этнические преступные группировки выделяют 50 млн долларов в год на организацию убийства армян». То есть, я хотел бы сказать, что на мой взгляд, если бы в этой студии присутствовали бы, за неким «круглым столом», присутствовали бы лидеры диаспор, ответственные люди, которые представляют самые разные этнические сообщества в Москве и России, едва ли бы они обвинили русский народ в резком всплеске ксенофобии - мне почему-то так кажется. Я сам общался с многими из них, и им эта проблема кажется во многом надуманной. Я считаю, что по уровню толерантности Россия занимает весьма благоприятное положение, и доказательством тому я вижу саму логику миграции – наверное, в не-толерантную страну мигранты едут не очень охотно. И вот если мы сравним официальные данные переписи населения московского, 1989 г., последней советской переписи, и переписи 2002 г., то мы увидим, что численность в Москве, в столице нашей родине, только по официальным данным, которые, конечно, являются весьма заниженными, поскольку далеко не все мигранты регистрируются - у нас стало в 35 раз больше китайцев, в 14 раз больше вьетнамцев, в 12 раз больше таджиков, в 7- чеченцев, в 6 - ингушей, в 5 - молдаван, в 5 - азербайджанцев, и так далее.

Я все это подвожу к тому, что Москва и Россия в целом остаются достаточно привлекательными территориями для мигрантов, которые часто покидают свои национальные государства, и направляются в Москву и Россию, наверное, не потому, что они здесь страшно боятся пасть жертвой русского экстремизма и ксенофобии. И опять же, поговорив с лидерами этнических диаспор, мы можем еще раз в этом убедиться. Я приводил эти цифры , естественно, к тому, чтобы показать, что миграция продолжается, и Россия и Москва достаточно благоприятными для людей всех национальностей.

Как бы ни относились к советской власти, но и при ней, и до нее, и вообще в рамках русской исторической традиции, русским была присуща гуманитарность. То есть, русские чувствовали себя элементом некоей большой общности, которая заботилась о них, они – о ней, и каждый друг о друге, в рамках этой общности. 90-е гг. и нынешние десятилетия принесли распад всех и всяческих общностей, и атомизация неизбежно приводит к росту агрессии, к озлоблению человека, к тому, что он изымает. Атомизация стала нормой 15 лет назад, ну, началось 20 лет назад, с распадом советской власти, с тем, что традиционные общности утратили ценность, и перестали быть источником ценности для населения нашей страны. С этим, во многом, связан и рост агрессии вообще в обществе. Но я не считаю этот рост агрессии ксенофобским, не считаю сожжение цыганского табора погромом – это по определению не так. А вот недавно приговорили в Тюмени гастарбайтера из Узбекистана, который в состоянии алкогольного опьянения изнасиловал местную 7-летнюю девочку – это что, погром? Нет, это не погром, это единичный случай.

Я считаю, что у России нет будущего как у государства наций, у России есть будущее как у империи с имперской нацией – это особый род. Речь не идет об экспансии и восстановлении России в границах СССР, речь идет именно о философии самого государственного общественного устройства, как имперского. А именно это и позволит преодолеть ксенофобские настроения не только в русском народе, но и во всех других этносах, населяющих Россию, где эти ксенофобские настроения, смею уверить, ничуть не меньше, чем в русском, и больше. Если говорить, что – да, конечно, наше общество больно, оно находится в состоянии глубочайшего морального кризиса, в состоянии полураспада, я бы сказал, поскольку, потеряв империю и, как в песен поется –«вчера ты был хозяином империи, а теперь сирота» - оно не нашло новых ориентиров, новых целей, нового образа будущего. Но я считаю, что русская ксенофобия не есть преобладающая проблема этого общества. Искусственное педалирование этой темы только порождает ее, поскольку вызывает обиду у русских за то, что их несправедливо называют ксенофобами.

Что же касается уровня ксенофобии в бывшей советской империи, в бывшей Российской империи, то при всей не белости и не пушистости нашего общества, при всей его деградации, депрессии и апатии, я полагаю, что именно с этим параметром в России обстоит неплохо, по сравнению не только с Африкой, но со всеми государствами бывшего СССР, включая входящие в Евросоюз и НАТО прибалтийские страны, где поверьте мне, русских и евреев сильно не любят, и этого как-то не скрывают.

В российскую интеллектуальную элиту входят представители самых разных этносов, это русские по цивилизационно-культурному критерию, но люди самых разных этнических корней. И распад угрожает России не в связи с тем, что русских неожиданно обуяла татаро-чечено-таджико- или юдофобия. Хотел бы заметить, кстати, что в русской истории всегда организации юдофобского, например, толка, никогда не были сильны, они всегда появлялись, и их активность искусственно возрастала именно на пороге смутных времен, в ситуации, когда элиты не могли начертать народу образ будущего. Так было в начале 20 века, так было с неожиданным явлением общества «Память» народу в поздние горбачевские времена, так происходит и сегодня. 1948 год – это был акт государственного антисемитизма, безусловно, но это есть исключение, которое подтверждает правило. Уход Иосифа Виссарионовича положил конец этому проекту.

Я хочу сказать, что это ответственность именно элит, поскольку в любом обществе, в любой стране, любом народе, именно элиты формируют образ будущего, именно элиты формируют моральные и интеллектуальные образцы, и зовут нацию в целом за сбой – это то, чего мы как раз не имеем. И если мы считаем себя представителями элиты, ничтоже сумняшеся, мы не должны перекладывать это на этническое большинство, или наоборот, меньшинства. Мы должны возложить эти обязанности на себя, и распад грозит России – отделение Якутии, Татарии, Башкирии – но в связи с тем, что эти республики все меньше заинтересованы в существовании единого государственного организма - Россия. Они не понимают, куда они идут, вместе со всей Россией – точно так же, например, как чеченский кризис возник в связи с тем, что с распадом СССР, с крахом империи, Чечня больше не понимала, почему она должна оставаться обломком обломка империи. Точно так же, как после ГКЧП и краха центральной союзной власти, республики поняли, что раз больше нет советского проекта, то нет никакого смысла поддерживать организм СССР.

Это проблема не ксенофобии и не этническая, это проблема отношения элит и масс. Важно понимать философию нынешней правящей элиты. Ясно, что такой легкий националистический и идеологический продукт – он ориентирован исключительно на внутренний рынок, а на внешнем рынке его наличие обосновывается именно необходимостью меньшего зла, как противовесу большего. Но я абсолютно согласен, что всегда в истории вот это меньшее зло, то есть, эта власть, которая откровенно позиционирует себя в таком качестве, которая заявляет – да, мы не добро, мы плохонькие, мы слабенькие. Мы вороватенькие. Но на смену нам придут настоящие кровопийцы.

Вот всегда кровопийцы и приходят после такой власти. И самый свежий пример - это приход «Хамасовцев» после Арафата. Вот Арафат был таким меньшим злом – он ездил по всему миру, и объяснял, что – да, он, в общем, парень не очень, но он сдерживает экстремизм в Палестинской автономии. И если этого клептократического режима, который всю иностранную помощь сразу уворовывал, половину перечислял на наличные счета Арафата во Франции, а половину делил прямо на месте – если его не будет, так будет совсем плохо. Так вот плохо и стало - с этой точки зрения. И в этом смысле – да, опасность для России существует: когда этот режим распадется, любые радикальные идеи, сказанные честно, прямо в лицо, любой металл в голосе, любые не бегающие глазки, будут страшно привлекательны для российского народа – независимо от того, что этот голос будет озвучивать.

Движение "Наши" состоит в очень большой степени из конъюнктурщиков, которые покинут эту так называемую организацию по первому же звонку начальства, и в этом смысле "Наши" это никакая не организация, но среди "Наших" есть 20-25, может быть, 30% людей, которые пришли туда потому, что были движимы иллюзией желания власти что-то изменить к лучшему, и как-то отказаться от всего того нехорошего, что есть в нашей жизни. Эти люди, конечно, окажутся в итоге в руках совсем не тех, кто породил организацию "Наши" - это совершенно очевидно. Причем, обратите внимание, что ведь Кремль фактически отказался взять на себя ответственность потом за действия этих "Наших!", чем подставил свое пушечное мясо и дал им понять, что защищать их не будут. Этим он уже подготовил почву к переходу актива этих организаций в другие руки.

Давайте подведем итог. Я считаю, что "русский фашизм" есть пропагандистский фантом, о причинах возникновения которого я сказал ранее. Что уровень ксенофобии среди русского народа определенно присутствует, но он не является критическим. И проблема состоит вовсе не в этом, а в отсутствии в России национально- и социально-ответственной элиты, которая могла бы сформулировать для всего российского народа цели и образ будущего.



Рейтинг:   4.67,  Голосов: 12
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
готовится заварушка
паша написал 25.08.2006 02:20
статья верная хочу добавить что власти будут провацировать рост национализма среди русского населения для этого даже при няли либиральный закон о трудовых мигрантах постараются вызвать погромы исоответственно начнут успешно бороться сэтими проявлениями отвлекая внимание от своего режима клептократии
Ничего мне больше не надо
Александр написал 25.08.2006 18:33
Да, не пророк я никакой. Просто у меня две дочери. Как им жить, не знаю. Страшно за них. Вот поэтому и думаю о будущем. И о прошлом. Как предки по обе стороны Гражданской оказались. Я хочу, чтобы мои дочери не видели горя и чтобы они не причиняли беды другим. И чтобы жила моя многострадальная и мученическая Родина - Россия. БОЛЬШЕ Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ.
2
водяная гангрена написал 25.08.2006 21:18
/// с этим аргументом, что все беды от "черных" лучше заткнутся, все идет просто от нашей дурости и не умения, а точнее не от хотения умения работать...
---------
На КОГО работать? На черножопых типа Суркова?
Русского фашизма
Б-В написал 26.08.2006 03:28
нет, но его старательно культивируют. Вот по всей России росла конопля еще в древние годы. И как-то ее правильно использовали в масло, веревки правильные плели. А нынче запретили, потому что наркотик. А наркоманов не уменьшается. Национальная рознь тоже наркотик против непонятных неприятностей национальных буксующих программ.
Виктории
03 написал 13.10.2006 02:46
Я про то, что было во время войны. А кто такой В.Качан?
d
uriy написал 25.08.2006 18:59
Так вороватенькие и плохенькие уже были,а сейчас-15 лет,как раз и командуют кровопийцы.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss