Выступая на радиостанции "Эхо Москвы" политолог Станислав Белковский заявил, что он не считает проблему ксенофобии главной для современного российского общества. Помимо этого, Белковский подробно осветил ряд других актуальных политических тем.
В частности, он сказал:
- Я бы хотел вернуться к инциденту на Черкизовском рынке. Этот инцидент очень странный, он очень похож на постановочный. И как-то неожиданно сразу выяснилось после взрыва на Черкизовском рынке, что правительство Москвы как раз давно собиралось что-то другое там построить, некий комплекс Измайловский, кажется вот оно никак не могло вспомнить об этом, пока не произошел взрыв.
И что касается акций против нерусских в России, в Москве - мы можем хотя бы вспомнить взрывы домов в Москве в 1999 г. да, мы, наверное, все сомневаемся в той или иной степени в достоверности того, что эти дома взрывали чеченцы, однако эта версия признана доминирующей и официальной в нашем обществе, и большая граждан России в нее верит. Однако никаких эксцессов на этой почве мы тоже не наблюдали не было чеченских погромов, или поползновений к этому. Хотя я уверен, что если бы, например, русские взорвали дома в Баку - или если бы такая версия доминировала в азербайджанском обществе, то русские погромы начались бы просто через несколько часов после того, как эта версия была бы озвучена по телевидению.
Поэтому вокруг всех событий вокруг ксенофобии, в такой нарочитой демонстрации государственными, в первую очередь, СМИ, убийств приезжих, я вижу, в первую очередь, целенаправленную кампанию Кремля, президентских структур, по раздуванию этого мифа и жупела русского фашизма который должен предстать, в первую очередь, в общественном мнении и за пределами России большим злом по отношению к злу меньшему - собственно, Путинскому режиму.
Говоря о теоретических аспектах я сам не русский человек, по этнически, по цивилизационно-культурной принадлежности, безусловно, считаю себя русским. И де-факто, им и являюсь, кто бы что ни говорил, но я еврей по матери, поляк по отцу, и тоже, будучи человеком не титульной национальности могу сказать, что - да, я неоднократно сталкивался с проявлениями ксенофобии и частными, и индивидуальными в России, но живя в других странах - например, в Латвии, на Украине, я могу сказать, ч то в этих странах неизмеримо больше проявлений ксенофобии частной, неизмеримо больше. Особенно антисемитизма. Причем, в политических элитах даже, по сравнению с Россией, не только в широких народных массах.
И я никогда не сталкивался в России с системной ксенофобией. То есть, я не сталкивался с тем, чтобы какие-то системные действия политических элит, или государственных структур, продиктованных ксенофобскими мотивами, мешали мне жить и работать.
Хочу уточнить свою точку зрения, чтобы она была понятна - я действительно считаю, что в России возможны проявления ксенофобии. Но нет ксенофобии как социальной системы. Власть заинтересована в том, чтобы показать себя как единственную силу, способную сдержать так называемый «русский фашизм», который иначе съест все окружающее, и страшно угрожает Америке и Европе, поэтому правящая клептократия это меньшее зло. Власть провоцирует ксенофобию, но именно этой кампанией - против русского фашизма. Потому что когда к русскому обывателю, который, на мой взгляд, в массе своей не питает никаких резко-отрицательных чувств к представителям других национальностей в силу того, что русское сознание имперское, а не националистическое, оно, тем самым поглощающее, вбирающее, приглашающее. И именно в русской культуре люди самых разных этнических корней ставили великими представителями этой культуры начнем с потомком эфиопа, Пушкина, продолжим потомком литовцем-Достоевским, украинцем-Гоголем, евреями, которые стали величайшими русскими поэтами. И если русскому обывателю начать объяснять, что он есть носитель русского фашизма, то этим в нем и возбуждаются самые темные стороны человеческой души, а не только русской.
Что же касается линии на «особость» российской цивилизации, то, в общем-то, эта линия, которой придерживались самые разные философы и исследователи в истории человечества Жан-Батисто Вико, Жозеф де Мест, Шпендлер, Тойнби, Хантингтон огромное количество исследователей, более или менее известных, и поэтому я считаю, что это, в общем, достаточно очевидно да, Россия отдельная цивилизация, Китай - отдельная цивилизация, Америка - отдельная цивилизация. Вопрос цивилизаций никак не провоцирует ксенофобию, ибо цивилизация и национализм это совершенно разные вещи.
Проблема этнической преступности действительно существует, но те события , которые мы видим сегодня в Западной Европе, показывают, что проблема взаимопроникновения людей с разной цивилизационной принадлежностью - она существует во всем мире. Весь вопрос в том, просто, насколько общество политкорректно. То есть, где-то это обсуждается, как у нас, где-то это стараются не обсуждать - именно в силу политкорректности, и в какой момент она выходит на поверхность, в силу каких факторов.
Мы помним, что всегда В.В.Путин любит использовать разные потрясения в нашем обществе для того, чтобы сказать, что нам надо бы отменить выборы губернаторов, чего-нибудь еще подкрутить. И то, что эти студенты по Интернету получили рецепт, собрали бомбу, тут же пошли ее взорвали, потом начали демонстративно убегать, тут же были схвачены, и все так стремительно и быстро получилось, говорит о том, что не исключено, что уже в сентябре месяце мы услышим об опасности Интернета с точки зрения распространения экстремизма и ксенофобии и нам скажут, что коль скоро Интернет является источником взрывотехнических средств, то может быть, надо как-то ограничить использование Интернета. Причем говорят об этом не только в России, но и сама вся кампания по борьбе с международным терроризмом, субъектность которого по-прежнему остается весьма размытой , потому что где находится Усама Бен Ладен, жив ли он, не жив, каким образом, находясь без всякой связи в пещерах Афганистана он планирует сложнейшие теракты в разных частях света, а если у него есть связь, то почему, при нынешнем уровне оснащения спецслужб, его невозможно зафиксировать и поймать - все это вызывает известные вопросы - именно по поводу постановочного характера.
Что касается Копцева, который заходил в синагогу да, конечно, это очень плохо. Я, безусловно, всячески осуждаю поступок Копцева это трагедия. Безусловно. Но понимаете, ведь такого рода преступлений совершается много, в самых разных городах России. И если мы возьмем статистику, то мы увидим, что подавляющее большинство жертв этих преступлений русские просто потому, что их больше они составляют почти 80% населения России. И это вопрос медиа-подачи того, или иного события об этом тоже не надо забывать. Что если бы, например, телевидение захотело раскручивать убийства русских - то мы бы жили в таком медиа-облаке, из которого бы вытекало, что таджики, евреи и армяне только тем и занимаются, что убивают русских. Мне кажется, что здесь определенная подтасовка. Здесь есть сознательное акцентирование определенного типа преступлений. Я хотел бы прокомментировать, что, конечно, не для победы на выборах это делается, поскольку для победы на выборах , наверное, надо было бы делать совершенно противоположное. Это делается для легализации сегодняшней правящей элиты на Западе и демонстрации того, что это меньшее зло, которое надо холить, лелеять, оберегать, чтобы удержать мир от угрозы русского фашизма.
Я хотел бы привести несколько цитат, с вашего поизволения, которые как раз относятся к теме нашего обсуждения и тем вопросам, которые мы затронули только что. Исполнительный секретарь Конгресса азербайджанцев в России Эльдар Гулиев заявил, что «90% убитых в России азербайджанцев убиты азербайджанцами» - информация сайта «Дей.Аз».
Советник министра иностранных дел России Всеволод Марьян, один из представителей армянской общины заявил, что «этнические преступные группировки выделяют 50 млн долларов в год на организацию убийства армян». То есть, я хотел бы сказать, что на мой взгляд, если бы в этой студии присутствовали бы, за неким «круглым столом», присутствовали бы лидеры диаспор, ответственные люди, которые представляют самые разные этнические сообщества в Москве и России, едва ли бы они обвинили русский народ в резком всплеске ксенофобии - мне почему-то так кажется. Я сам общался с многими из них, и им эта проблема кажется во многом надуманной. Я считаю, что по уровню толерантности Россия занимает весьма благоприятное положение, и доказательством тому я вижу саму логику миграции наверное, в не-толерантную страну мигранты едут не очень охотно. И вот если мы сравним официальные данные переписи населения московского, 1989 г., последней советской переписи, и переписи 2002 г., то мы увидим, что численность в Москве, в столице нашей родине, только по официальным данным, которые, конечно, являются весьма заниженными, поскольку далеко не все мигранты регистрируются - у нас стало в 35 раз больше китайцев, в 14 раз больше вьетнамцев, в 12 раз больше таджиков, в 7- чеченцев, в 6 - ингушей, в 5 - молдаван, в 5 - азербайджанцев, и так далее.
Я все это подвожу к тому, что Москва и Россия в целом остаются достаточно привлекательными территориями для мигрантов, которые часто покидают свои национальные государства, и направляются в Москву и Россию, наверное, не потому, что они здесь страшно боятся пасть жертвой русского экстремизма и ксенофобии. И опять же, поговорив с лидерами этнических диаспор, мы можем еще раз в этом убедиться. Я приводил эти цифры , естественно, к тому, чтобы показать, что миграция продолжается, и Россия и Москва достаточно благоприятными для людей всех национальностей.
Как бы ни относились к советской власти, но и при ней, и до нее, и вообще в рамках русской исторической традиции, русским была присуща гуманитарность. То есть, русские чувствовали себя элементом некоей большой общности, которая заботилась о них, они о ней, и каждый друг о друге, в рамках этой общности. 90-е гг. и нынешние десятилетия принесли распад всех и всяческих общностей, и атомизация неизбежно приводит к росту агрессии, к озлоблению человека, к тому, что он изымает. Атомизация стала нормой 15 лет назад, ну, началось 20 лет назад, с распадом советской власти, с тем, что традиционные общности утратили ценность, и перестали быть источником ценности для населения нашей страны. С этим, во многом, связан и рост агрессии вообще в обществе. Но я не считаю этот рост агрессии ксенофобским, не считаю сожжение цыганского табора погромом это по определению не так. А вот недавно приговорили в Тюмени гастарбайтера из Узбекистана, который в состоянии алкогольного опьянения изнасиловал местную 7-летнюю девочку это что, погром? Нет, это не погром, это единичный случай.
Я считаю, что у России нет будущего как у государства наций, у России есть будущее как у империи с имперской нацией это особый род. Речь не идет об экспансии и восстановлении России в границах СССР, речь идет именно о философии самого государственного общественного устройства, как имперского. А именно это и позволит преодолеть ксенофобские настроения не только в русском народе, но и во всех других этносах, населяющих Россию, где эти ксенофобские настроения, смею уверить, ничуть не меньше, чем в русском, и больше. Если говорить, что да, конечно, наше общество больно, оно находится в состоянии глубочайшего морального кризиса, в состоянии полураспада, я бы сказал, поскольку, потеряв империю и, как в песен поется «вчера ты был хозяином империи, а теперь сирота» - оно не нашло новых ориентиров, новых целей, нового образа будущего. Но я считаю, что русская ксенофобия не есть преобладающая проблема этого общества. Искусственное педалирование этой темы только порождает ее, поскольку вызывает обиду у русских за то, что их несправедливо называют ксенофобами.
Что же касается уровня ксенофобии в бывшей советской империи, в бывшей Российской империи, то при всей не белости и не пушистости нашего общества, при всей его деградации, депрессии и апатии, я полагаю, что именно с этим параметром в России обстоит неплохо, по сравнению не только с Африкой, но со всеми государствами бывшего СССР, включая входящие в Евросоюз и НАТО прибалтийские страны, где поверьте мне, русских и евреев сильно не любят, и этого как-то не скрывают.
В российскую интеллектуальную элиту входят представители самых разных этносов, это русские по цивилизационно-культурному критерию, но люди самых разных этнических корней. И распад угрожает России не в связи с тем, что русских неожиданно обуяла татаро-чечено-таджико- или юдофобия. Хотел бы заметить, кстати, что в русской истории всегда организации юдофобского, например, толка, никогда не были сильны, они всегда появлялись, и их активность искусственно возрастала именно на пороге смутных времен, в ситуации, когда элиты не могли начертать народу образ будущего. Так было в начале 20 века, так было с неожиданным явлением общества «Память» народу в поздние горбачевские времена, так происходит и сегодня. 1948 год это был акт государственного антисемитизма, безусловно, но это есть исключение, которое подтверждает правило. Уход Иосифа Виссарионовича положил конец этому проекту.
Я хочу сказать, что это ответственность именно элит, поскольку в любом обществе, в любой стране, любом народе, именно элиты формируют образ будущего, именно элиты формируют моральные и интеллектуальные образцы, и зовут нацию в целом за сбой это то, чего мы как раз не имеем. И если мы считаем себя представителями элиты, ничтоже сумняшеся, мы не должны перекладывать это на этническое большинство, или наоборот, меньшинства. Мы должны возложить эти обязанности на себя, и распад грозит России отделение Якутии, Татарии, Башкирии но в связи с тем, что эти республики все меньше заинтересованы в существовании единого государственного организма - Россия. Они не понимают, куда они идут, вместе со всей Россией точно так же, например, как чеченский кризис возник в связи с тем, что с распадом СССР, с крахом империи, Чечня больше не понимала, почему она должна оставаться обломком обломка империи. Точно так же, как после ГКЧП и краха центральной союзной власти, республики поняли, что раз больше нет советского проекта, то нет никакого смысла поддерживать организм СССР.
Это проблема не ксенофобии и не этническая, это проблема отношения элит и масс. Важно понимать философию нынешней правящей элиты. Ясно, что такой легкий националистический и идеологический продукт он ориентирован исключительно на внутренний рынок, а на внешнем рынке его наличие обосновывается именно необходимостью меньшего зла, как противовесу большего. Но я абсолютно согласен, что всегда в истории вот это меньшее зло, то есть, эта власть, которая откровенно позиционирует себя в таком качестве, которая заявляет да, мы не добро, мы плохонькие, мы слабенькие. Мы вороватенькие. Но на смену нам придут настоящие кровопийцы.
Вот всегда кровопийцы и приходят после такой власти. И самый свежий пример - это приход «Хамасовцев» после Арафата. Вот Арафат был таким меньшим злом он ездил по всему миру, и объяснял, что да, он, в общем, парень не очень, но он сдерживает экстремизм в Палестинской автономии. И если этого клептократического режима, который всю иностранную помощь сразу уворовывал, половину перечислял на наличные счета Арафата во Франции, а половину делил прямо на месте если его не будет, так будет совсем плохо. Так вот плохо и стало - с этой точки зрения. И в этом смысле да, опасность для России существует: когда этот режим распадется, любые радикальные идеи, сказанные честно, прямо в лицо, любой металл в голосе, любые не бегающие глазки, будут страшно привлекательны для российского народа независимо от того, что этот голос будет озвучивать.
Движение "Наши" состоит в очень большой степени из конъюнктурщиков, которые покинут эту так называемую организацию по первому же звонку начальства, и в этом смысле "Наши" это никакая не организация, но среди "Наших" есть 20-25, может быть, 30% людей, которые пришли туда потому, что были движимы иллюзией желания власти что-то изменить к лучшему, и как-то отказаться от всего того нехорошего, что есть в нашей жизни. Эти люди, конечно, окажутся в итоге в руках совсем не тех, кто породил организацию "Наши" - это совершенно очевидно. Причем, обратите внимание, что ведь Кремль фактически отказался взять на себя ответственность потом за действия этих "Наших!", чем подставил свое пушечное мясо и дал им понять, что защищать их не будут. Этим он уже подготовил почву к переходу актива этих организаций в другие руки.
Давайте подведем итог. Я считаю, что "русский фашизм" есть пропагандистский фантом, о причинах возникновения которого я сказал ранее. Что уровень ксенофобии среди русского народа определенно присутствует, но он не является критическим. И проблема состоит вовсе не в этом, а в отсутствии в России национально- и социально-ответственной элиты, которая могла бы сформулировать для всего российского народа цели и образ будущего.
|
|