На Боровицкой площади состоялась церемония открытия памятника князю Владимиру Святому. "Новый памятник – дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского", - сказал Владимир Путин возле монумента. Министр образования Ольга Васильева сообщила, что установка памятника князю Владимиру именно в День народного единства 4 ноября связана с «очевидной исторической параллелью», теперь он может стать новым символом города.
Интересно, какого города? Новгорода, откуда он родом? Киева, где он княжил? Или Севастополя, на территории которого крестился?
Ах Москвы... Которая была основана через полтораста лет после того, как он уж помер. Ну и, естественно, очень символично, что памятник открыли именно 4 ноября, в праздник по случаю изгнания поляков из Китай-города - события, случившегося через 600 лет по окончании земного пути князя.
Но раз президент сказал, что Владимир наш предок и именно он основал российское государство - не поспоришь! Вообще российское государство началось с Владимирской Руси, но сам город на Клязьме был основан другим Владимиром - правнуком святого Мономахом. А статус самостоятельного феодального государства и вовсе приобрел при Андрее Боголюбском, внуке Владимира Мономаха.
Имел ли Владимир Святой отношение к изгнанию поляков? Ну в общем однажды он воевал с польским князем Мешко Первым за какие-то земли, и даже взял город Перемышль. Но к Москве это вовсе не могло иметь никакого отношения - тогдашние поляки сильно бы удивились, еслиб их погнали завоевывать какие-то нежилые болота...
Но крестил Владимир Русь точно, везде, где мог, везде крестил.
В Киеве это прошло довольно-таки мирно - дружинники князя погнали киевлян по Крещатику к берегу Днепра, да и загнали в воду, где и произошло крещение. Городане по причине теплой погоды не слишком-то и возмущались, хотя были, наверно, и такие, кто купаться не хотел. Но легко подчинились воле князя - ну приехал из греческих земель и чудит.
Опять же в Киеве в то время христианская вера была отнюдь не в новинку - христианкой была еще бабка князя Ольга, и можно понять, что и церквей, и христиан в то время было уже предостаточно.
Несколько менее гуманно обошелся будущий святой с Полоцким княжеством, откуда началось белорусское государство. Суздальская летопись об этом подвиге Владимира Святого повествует так: "...и подступили к городу, и взяли город, и самого князя Рогволода взяли, и жену его и дочь его; и Добрыня, в оскорбление ему и дочери его, нарек ей сына рабыни, и повелел Владимиру быть с ней перед отцом её и матерью. Потом Владимир отца её убил, а саму взял в жены… Она же сказала: «Опечалилась я, ибо отца моего убил и землю его пленил ради меня…"
Ну то есть после взятия города вместе с дядей Добрыней молодой князь надругался над княжной Рогнедой на глазах отца с матерь, после чего обоих прирезали. А девушку взял в жены, правда, не навсегда - вместе с принятием христианства Владимиру полагалась и византийская принцесса Анна, так что с гаремом в Киеве надо было что-то делать. Согласно летописи, князь предложил Рогнеде развод и замужество с любым из своих бояр, но она сказала, что княгиней быть еще согласна, а рабыней нет, и приняла монашеский постриг под именем Анастасии.
Вот такая семейная история.
Белоруссы считают Рогволда Полоцкого основателем своей государственности, а вот князя Владимира Святого не очень.
Такая же примерно история и с введением христианства в Новгороде. В 990-91 годах все тот же Добрыня, популярный в Полоцке насильник, крестил город "огнем и мечом", добрую половину Новгорода сжег, ну и народу побил достаточно. Выжившие крестились и получили в знак отличие - нательный крестик. Однако в Новгороде еще долго продолжали тайно придерживаться и "старой веры".
Будущая колыбель русской государственности, Ростов Великий был также крещен при помощи вооруженных сил в 991 году. Два первых епископа-грека Феодор и Илларион столкнулись с враждебным к себе отношением местных жителей и были вынуждены бежать из Ростова. А русский епископ Леонтий не отступил, отчего и принял мученическую смерть от рук язычников. И местные жители не признавали христианства еще очень долго. Под 1159 годом в Лаврентьевской летописи читаем: «выгнаша ростовци и суждальци Леона епископа, зане умножилъ бяше церковь, грабяи попы». И еще в Житии св. Авраамия читаем, что уже в 13-м веке ростовцы продолжали поклоняться идолам, и сам Авраамий происходил из некрещеной, языческой семьи...
Вот так. Оно конечно, Святой Владимир духовный основатель, но еще спустя 200 лет после его смерти во Владимирской Руси крещение было, мягко говоря, не поголовным. И основателем государства считали все же Андрея Боголюбского, праправнука крестителя. И исторических параллелей что-то не видать...
И с какой стати статуй Владимира Святого станет вдруг символом Москвы - ну совершенно непонятно...
|
|