"Россияне" (не путать с русскими) отмечают День народного единства, один из самых молодых государственных праздников РФ, учрежденный в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. В этот день, являющийся выходным, пройдут праздничные митинги и демонстрации, концерты, исторические реконструкции и театральные представления.
Владимир Путин в этот день примет участие в торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади и вместе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом откроет памятник святому равноапостольному князю Владимиру - какое имеет отношение этот киевский князь к россиянскому "народному единству", видимо, Путину виднее...
Является ли этот день вообще праздничным?
Возможно, для загадочных "россиян" и является - празднуют же, ходят на минтинги и демонстрации, организованные для них властями - их властями. Среди "россиян" есть, например, 50 тысяч поляков - у них сегодня, видимо, особый праздник. Ну и еще полмиллиона белорусов, которых в 1612 году называли на Руси литвинами, и которые и составляли основную часть условных "поляков", пришедших с "самозванцем", а на самом деле вполне законным царем Димитрием Первым. Ну и украинцы, которых среди "россиян" без малого 2 миллиона тоже должны быть рады вместе с донскими и яицкими казаками - именно эти события послужили потом разгрому первого (казачьего) ополчения с посажением на кол атамана Заруцкого и повешением в воротах Спасской башни малолетнего сына "Лжедмитрия". Вот какая радость и народное единение.
Особенно же хорошо, что этот день положил начало избранию на престол Михаила Романова и установлению на Руси 300-летнего абсолютизма. Это при том, что последняя царица истаявшего дома Рюриковичей, Ирина при пострижении в монахини объявила о передаче власти Боярской думе. И в сентябре 1598 года дьяк В.Щелкалов, исполнявший роль фактического главы правительства, объявил о "целовании креста" Боярской думе. То есть в России учреждалась феодальная республика.
К тому времени российский парламентаризм был уже достаточно развит. В XVI в. Земский собор, аналог Генеральных штатов во Франции, не функционировал без участия Боярской думы, составлявшей своего рода «верхнюю палату» собора. Низшие соборные чины – представители дворян, приказной бюрократии и посада – могли конституировать свое совещание как государственный орган, только присоединившись к Боярской думе. То есть в стране уже практически столетие существовал двухпалатный парламент с сословным представительством. Вполследствии, начиная от Бориса Годунова, семь царей подряд избирались и утверждались этим парламентом - Земским собором и Боярской думой.
Димитрий Первый, которого называют Лжедмитрием, был вполне законным государем, вне зависимости от того, был он сыном Ивана Грозного или нет, поскольку династия уже пресеклась с воцарением Бориса Годунова, не имевшего никакого родства с Рюриковичами. И Димитрий, провозглашенный императором на войсковом круге (Demetreus Imperator), был позже утвержден Боярской думой и короновался «венцом» Годунова. То есть законность его избрания была как минимум аналогичной законности Годунова. Более того, Димитрий также короновался австрийской короной, которая была прислана Ивану Грозному австрийским императором Рудольфом II и была практически идентична цесарской короне. То есть когда полагают, что императорский титул ввел только Петр Первый, сильно ошибаются - этот титул шел еще от Рюриковичей, и стал вполне официальным при Димитрии.
Правление Димитрия началось широчайшей амнистией, когда прощение получили даже заговорщики, готовившие заговор против него - в том числе и будущий царь Василий Шуйский. Служилым людям удвоили содержание, помещикам земельные наделы — всё за счёт земельных и денежных конфискаций у монастырей. Крестьянам разрешили уходить от помещика, если тот не кормил их во время голода, запрещена была потомственная запись в холопство, более того, холоп должен был служить только тому, кому добровольно «запродался». В законодательном порядке запрещено было мздоимство, срок преследования беглых установлен в 5 лет. Димитрию приписывают фразу: "я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его". Дворяне были избавлены от телесных наказаний. Димитрий повелел Думе зваться «сенатом», царь почти ежедневно присутствовал на заседаниях и участвовал в спорах и решениях государственных дел. По средам и субботам давал аудиенции, принимал челобитные и часто гулял по городу, общаясь с ремесленниками, торговцами, простыми людьми. Все это очень напоминает Петра Первого, но, во-первых, на 100 лет раньше, а во вторых не под знаком просвещенного абсолютизма, а скорее ограничения власти монарха.
Дмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него, англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство.
Несправедливыми являются и упреки в лоббировании новым царем польских интересов: польскому послу Корвин-Гонсевскому Димитрий заявил, что не может пойти, как было обещано ранее, на территориальные уступки Речи Посполитой. Фактически Димитрий ввел свободу вероисповедания, но было отказано во въезде иезуитам, хотя католикам действительно была предоставлена свобода вероисповедания, но это было сделано и в отношении христиан других толков, в частности, протестантов.
Собственно, речь шла именно о глубоких прогрессивных реформах русского государства и общества, о модернизации, которая ни за кем не следовала, а была скорее радикальной даже для Европы. Но увы, как и "русское возрождение", удавленное при Василии Темном, русская модернизация начала 17-го века закончилась "смутой" и установлением дикого абсолютизма династии Романовых-Захарьиных.
Вот, собственно, это дело мы и "празднуем" 4 ноября - взамен преданного проклятиям еще одного русского модернизационного проекта, Великой октябрьской революции. На смену которому пришла нынешняя система периферийного, отсталого капитализма, временами ударяющегося в возрождение традиций, которые еще 100 лет назад считались постыдными и дикими...
|
|