Президент России Владимир Путин прибыл в индийский штат Гоа для участия в саммите БРИКС, сообщает РИА Новости. Саммит пройдёт в Гоа 15 и 16 октября. Мы, конечно, рады, что президент теперь в теплом климате, а не посреди московской слякоти... Надеемся, обратно он поедет не в Москву, а куда-нибудь на черноморское побережье, где все еще бабья осень.
А что ему делать-то в старой столице, где сбылась его давняя мечта и больше нет никакой парламентской политики, а лишь одно расширенное партсобрание "Единой России". На чем публичная политика в России закончилась, поскольку политика, творимая в правительстве и президентской администрации, непублична по определению. А такая схема постоянного личного присутствия первого лица не требует. И даже безопасней ему находиться несколько поодаль от схватки бульдогов под ковром...
В общем, Россия вернулась к истокам, когда государство происходит от слова "государь", а граждан с упехом заменяют подданные. Дань же государю платят все.
Хотя с истоками не все ясно. Так, первый христианский властитель Руси, согласно летописи, носил титул кагана, что соотвествует императорскому, но не в европейско-христианской, а в восточной традиции. Апотом его почему-то "понизили" до "великого князя".
Кстати, тут в связи с государственным увековечением памяти первого царя Иоанна Грозного в г.Орел возникли споры, например, почему это русская история начинается как минимум с 8-го века, а первый царь появляется только в 16-м?
И спор этот не пустой, поскольку в связи с новым политическим устройством России следует хорошо понимать феодальные отношения, чтобы случайно не напороть чего...
Феодальный мир имел свою, весьма устойчивую "табель о рангах", в которой, несмотря на разнообразие титулов, прослеживалась весьма четкая иерархия. Скажем, древняя Русь, вступив в эпоху феодальной раздробленности, представляла собой сложный конгломерат феодальных владений всевозможных бояр, детей боярских, князей светских и князей церкви. Но, тем не менее, удельный князь не был самодержцем в своем уделе, а менял "столы" в зависимости от старшинства в княжеском роде - вплоть до старшего, великокняжеского стола в Киеве, а позже и во Владимире. То есть строго говоря, главой древнерусского государства являлся великий князь, но он не передавал своего стола от отца к сыну, не был наследственным властителем - наследовал ему весь княжеский род, выдвигавший по смерти прежнего нового хозяина великокняжеского стола. По существу, такая форма правления не была монархией, а скорее феодальной республикой, где выбирали пожизненно и далеко не все - избирательными правами обладали только высшие феодалы, князья.
Естественно, укрепление государства, то есть централизация и преодоление феодальной раздробленности, требовало монархии - и московский великий князь Иван Третий стал именовать себя государем (господарем) Всея Руси, по существу присвоим себе титул самостоятельного наследственного властелина (хотя титул примерли на себя и более ранние властители, например, Димитрий Шемяка) русских земель. Собственно нерусское слово "господарь" и имело именно это значение, как и курфюрст, маркграф, герцог.
От царского (королевского) титула это отличалось по тем временам весьма существенно - и в западной, и в восточной традиции царь (кесарь) и король были духовными лицами, принимали звание либо от папы, либо от патриарха. Причем если в западной традиции короли были "помазанниками божьими", то в восточной православный император был и номинальным, и духовным главой церкви. В силу чего посягательство на трон носило уже характер святотатства...
И вот, кстати, о троне - во всякой феодальной традиции седалище монарха представляло собой предмет особой сакральности, но на Руси это был не стул и кресло, а скорее стол - в западной традиции можно найти аналогии в круглом столе короля Артура. Вот это самый стол в русской традиции не стоял незыблемо в месте священного пребывания монарха, а перемещался вместе с ним - видимо, сказывалась традиция чередования княжеских столов в раннем средневековье. Таким образом и слво "столица" означало место пребывания княжеского, великокняжеского, государева стола, то есть приложения верховной власти.
По сути, в Европе как правило кто сидит на троне, тот и государь. А на Руси где государь, там и его стол, там и его столица. Это естественно, поскольку когда господарь Всея Руси закрепил за собой великокняжеский стол, ранее бывший переходящим, значение столицы приобрело смысл "ставки государя", средоточия верховной власти.
Русская история дает нам множество примеров перемещения столов следом за государями, начиная от древнего Святослава, переезжавшего из Киева в Переславль, потом Андрея Боголюбского, перенесшего великоняжеский стол сначала во Владимир, а потом и вовсе в Боголюбов. Позже Иван Калита перенес Владимирский стол в Москву, а Иван Грозный - из Москвы в Александровскую слободу. Ну и, конечно, переезд столицы из Москвы в Петербург при Петре.
По существу, это древняя восточная традиция, восходящая к властителям кочевых народов, ханам (каанам, каганам) - где хан, там и его бунчук, и его ставка...
А кто такой президент, как не государь Всея Руси, но избираемый на время? Нет, не монарх, не царь еще, поскольку патриарх еще не помазывает его на царство, а помазания на президентство пока еще нет в церковном чине.
Стоит ли напоминать, что президент Путин, упразднив публичную политику и превратив выборы в пустую формальность, сосредоточил всю власть в государстве на своей персоне?
И у нас тут налицо и переход от правления типа великокняжеского к государеву, когда стол уже не вращается в кругу видных персон, а принадлежит персоне государя - и естественно перемещается вслед за ним, как перемещается за ним вся государственная власть. А современные средства коммуникации позволяют, собственно, управлять государством из любой произвольной точки. Хоть бы и с Гоа... А где сидит при этом государственный аппарат, тоже почти несущественно, более того, чем сильней он рассредоточен, тем ближе власть к управляемым объектам - и дальше от заговора против персоны государя.
Ну а монетизированная дань с подданных тем более может стекаться в любую точку, для этого больше не требуются обозы с пушниной и караваны с золотом.
А нашему господарю (или уже кагану) тем более не требуется постоянная точка для пребывания - не случайно же у американского президента всего 1 резиденция в Кемп-Дэвиде, а у нашего - то ли 22, то ли 24...
|
|