Значит, первое: то, что касается запрещённого в России террористического «Исламского государства», я думаю, что не только я - многие люди общались и от нечего делать, и по душам, потому что интересно, с таксистами и другими людьми, которые приехали работать из Средней Азии. Вот и меня, и некоторых моих знакомых сначала шокировало, а потом перестало шокировать, о что мы слышим.
Когда спрашиваешь, а как вы там живёте, как там ваши семьи живут в ваших государствах Средней Азии - в замечательном Таджикистане, в чудесном Узбекистане, в потрясающей Киргизии - всё чаще приходится слышать не просто рассказы о чудовищном бардаке (извините мой французский, или в данном случае - таджикский, узбекский, киргизский), не о чудовищной социальной катастрофе, не только о возрождении феодализма, по сути дела, в его худших качествах, приходится слышать такую фразу: ну, ничего, скоро придёт ИГИЛ - они, естественно, не упоминают, что оно запрещено в России в разговоре - и наведёт порядок. И это воспринимается как некоторое избавление, как некоторое освобождение, как некоторое обеспечение справедливости.
А надо сказать, что исламисты действительно идут под знамёнами социальной справедливости, и потому они не страшны для иранцев, где социальную справедливость, в общем-то, обеспечивают - тут причина иммунитета Ирана не только в сильном государстве, не только в разнице между суннитами и шиитами, чудовищной разницей, которая всё чаще оборачивается религиозными войнами, но и в том, что иранское государство худо-бедно, но потребности людей в справедливости удовлетворяет.
А вот для государств типа Саудовской Аравии идеология запрещённого в России «Исламского государства» смертельна, потому что исламисты обращаются к Корану, выделяют все места, которые говорят там о социальной справедливости - между прочим, очень внятно и чётко говорят - и обращаются к властям Саудовской Аравии с формулировкой «как же грабите людей, как же вы эксплуатируете таких же мусульман, как и вы, это прямо запрещено религиозными догмами, вы извращаете религию, вы неверные, вы не настоящие мусульмане» со всеми вытекающими экстремистскими последствиями.
И вот люди уже там не в каком-нибудь Северном Ираке, люди не в Северной Сирии, а люди в ещё недавно советской Средней Азии за поколения беспорядка, за поколение насаждения дикого капитализма, которое в тамошних условиях переросло в дикий феодализм, они всерьёз начинают думать об ИГ (обычные люди, светские люди, абсолютно социализированы, в Москве таксистами работают и в других крупных городах). То есть это люди, которые не просто не хотят быть нахлебниками - они работают, они честные, они трудолюбивые, они старательные, и они воспринимают в ряде случаев исламских террористов как избавление от того социального ада, в который погрузилась их Родина.
Если кто-то думает, что у нас от этого иммунитет, что у нас всё в порядке в социальной сфере, что нам это не грозит, тот сильно в этом заблуждается. Когда с людьми разговариваешь и спрашиваешь их «ну, хорошо, они же будут убивать, они же будут резать головы», общая реакция примерно такая «будут резать голову тем, кто это давно заслужил, и на самом деле, если государство не наказывает преступников, то преступников должен наказывать кто-то другой».
Есть, кстати говоря, прекрасная история отсыла к присяжным, которые оправдали так называемых «приморских партизан». И, когда говоришь «придется же с ними воевать», ну, людивсе деликатные, люди все вежливые - это национальная русская болезнь, вежливость, и она распространяется и на тех, кто здесь работает из других стран - они так смотрят с интересом, но общий смысл такой, что умирать-то будут ваши дети, а наши дети в систему встроятся и будут в ней процветать. Но смысл, самое главное в этой истории заключается в том, что потребность в социальной справедливости универсальна.
Это очень большая ошибка - думать, что потребность в социальной справедливости свойственна только русской культуре, или русскому языку, что русский язык такой страшный вирус, как только вы на нём начинаете говорить, вы сразу понимаете, то деньги, конечно, необходимы, но они необходимы именно как подтверждение справедливости того, что вы делаете, а, как только вы начнёте говорить на каком-то другом языке, то этот мор с вас сразу спадёт, и вы сразу превратись в машинку по извлечению прибыли из окружающего мира.
Так вот, ничего подобного. Потребность в справедливости есть базовая, фундаментальная потребность человека. Человек, не удовлетворяющий свою потребность в справедливости, не живёт или, как минимум, не размножается, как мы видим на примере Европы и, в меньше степени, некоторых регионов США, некоторых социальных групп - там они вымирают, белые люди, которые забыли о справедливости. И, если человек не имеет возможности реализовать свою справедливость, реализовать чувство справедливости, то он согласен на что угодно: он согласен на большевиков, он согласен на исламских террористов, он согласен на инопланетян, потому что хлеб есть, лепёшка есть, вода есть, переводы из России капают, всё в порядке, можно жить, плохонько, но можно. Но, если не удовлетворена потребность в справедливости, то оказывается, что материальные блага смысла не имеют - они просто продлевают агонию. И, чтобы эту агонию остановить и начать жить нормальной человеческой жизнью, человек оказывается согласен на всё.
Это очень внятный урок для нас тоже. Если мы будем продолжать уничтожать представление о справедливости, если мы будем растаптывать души людей и свои души тоже на запрещённое в России террористическое «Исламское государство» может показаться таким же освобождением, каким для наших предков были большевики, каким для жителей Прибалтики была Красная армия, каким для жителей Молдавии была Красная армия, когда она входила в Молдавию в 40-м году. Сейчас это называется оккупацией, а тогда продвижение войск Красной армии тормозилось тем, что молдаване накрывали столы и блокировали колонны, не пускали солдат дальше, пока они с ними не выпьют и не поедят - это был народный праздник. Вот реальная ситуация такова, что, если мы будем продолжать ставить себя в нечеловеческие условия в смысле отсутствия справедливости или попрания справедливости, то не нужно думать, что мы избежим нечеловеческих последствий.
Ну, а, как минимум, нужно понимать, то военной операцией исламистов в Средней Азии остановить не удастся. Остановить исламистов можно только переформатированием общественного организма, общественного строя на такой, который обеспечивает справедливость, и который позволяет людям самим участвовать в установлении справедливости по своим представлениям. Как называть этот строй - социализмом и как-то по-другому - это уже личное дело каждого.
|
|