Своего рода манифестом сегодняшней американской документалистики можно назвать картину «Джим: история Джеймса Фоули» режиссёра Брайана Оукса, близкого друга военного журналиста и фотокорреспондента Джеймса Фоули, похищенного в 2012 году в Сирии боевиками ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ - Д.М.) и публично обезглавленного на глазах у всего мира. Казнь Фоули была одной из первых экзекуций над западным журналистом, потрясшей планету и в особенности Америку, два года следившую за трагической судьбой своего гражданина, что особенно важно - нон-комбаттанта, освещавшего происходящее на Ближнем Востоке и в Северной Африке, пострадавшего за свою гражданскую позицию и профессиональную добросовестность.
Основное место в фильме занимают монологи родителей, братьев и сестры Фоули (Джеймс был старшим ребенком в семье с пятью детьми), а также его товарищей по несчастью, разделивших с ним тяготы плена, которым повезло чуть больше - практически всех европейских пленников выкупили их страны. Французские, немецкие, арабские журналисты вспоминают о Фоули как о мученике, стоически переносившем все ужасы неволи (к Фоули, как к американцу, применялись особо жестокие пытки и издевательства) и ухитрявшемся поддерживать в своих куда менее стойких сокамерниках волю к жизни. Много семейного сентиментального видео, контрастирующего с леденящими кровь рассказами коллег героя, много кинохроники из горячих точек, куда фанатично и бесстрашно бросался со своим фотоаппаратом Фоули (первый раз он попал в плен ещё в 2011 году в Ливии, но оказался в руках у солдат армии Каддафи, которые через полтора месяца, разобравшись с его журналистской аккредитацией, его освободили - очередное подтверждение, кто был ху в той войне, превратившейся в уничтожение страны западными агрессорами).
На первый взгляд, чисто апологетический фильм, рассчитанный на сильную эмоциональную реакцию зрителя и его сострадание трагической судьбе журналиста, сложившего голову на алтарь профессии. Тем не менее, личная история несчастного Фоули в данном случае выводит нас на гораздо более широкие обобщения и ставит перед нами целый ряд серьезных вопросов.
Во-первых, автор фильма явно адресует властям США упрек, почему те, в отличие от других правительств, не предприняли никаких мер к выкупу журналиста, и так ли оправдан принцип, исповедуемый американским правительством - «никаких переговоров с террористами!»?....
Во-вторых, история Фоули и сотен его коллег (гибель журналиста в горячей точке - явление неуникальное) в очередной раз поднимает проблему статуса журналистов и других нон-комбатантов на войне. Тот самый конфликт между личной безопасностью и профессиональным долгом, который каждый разрешает по-своему…
И третья проблема, - самая сложная и самая важная, проливающая свет на причины кровопролитных войн в самых разных точках земного шара. Перед тем как отрезать несчастному Фоули голову, его палачи заставили его прочитать написанный ими текст, в котором он отрекается от своей Родины, стыдит своего брата – офицера ВВС США, называя Джона косвенно причастным к его гибели, и призывает задуматься, сколько мирных граждан гибнет ежедневно от бомбардировок США и НАТО в разных уголках планеты. А ведь истина, изрекаемая людоедом, не перестает быть истиной, но не воспринимается обществом таковой по принципу ad hominem...
|
Рейтинг: 4.36, Голосов: 11
|
|
|