Любой новый фильм анфан террибля всея Америки, попирателя устоев и сокрушителя скреп Майкла Мура априори обречен на зрительский успех. Равнодушных тут нет, в зависимости от мировоззренческого кредо зрителя диапазон оценок - от восторженных до злобных. Название нового кинопамфлета "Куда бы ещё вторгнуться?" ("Where to invade next?") настраивает на вполне определенный видеоряд, - войны, бомбардировки, перевороты, бряцание американским оружием по планете всей, - но Мур даже тут работает как парадоксальный эксцентрик, предлагая зрителю совсем не то, что тот ожидает увидеть.
Большой зал ММКФ был в восторге и аплодировал, а я вот вышла в глубоких раздумьях - и удивлена, и разочарована:(. Старик Мур, так нельзя.
Сразу оговорюсь - к художественной стороне дела претензий нет, Мур уникальный талантище, и с точки зрения формы "Куда бы ещё..." можно назвать эталонным социально-политическим памфлетом. Именно так их и надо снимать. А вот к содержанию претензии есть, и серьёзные.
Синопсис: Мур в своей привычной фирменной бейсболке и со звёздно-полосатым флагом наперевес путешествует по разным странам мира (в основном, европейским, но не только - Тунис, например, как уголок Европы в арабском мире, также удостаивается пристального внимания великого кинопублициста). Символически вторгаясь и грабя каждую новую страну, он "увозит" оттуда наиболее прогрессивные достижения, как он считает, визитные карточки этих стран, попутно пиная Штаты и проводя яркие, эффектные, но более чем спорные сравнения. Ну хорошо, я готова согласиться, что американские школьники на обед едят фаст-фуд и другую малосъедобную бурду консистенции детского поноса, а школьники французские - спаржу, брокколи и прочую вкусную и здоровую пищу. Готова согласиться, что американские тюрьмы напоминают концлагерь, а тюрьмы норвежские - пятизвездные санатории-профилактории (Брейвику пламенный привет). Но когда Мур, стремясь как можно больнее уязвить и унизить Штаты, называет Финляндию страной с лучшим в мире образованием потому, что там детям не задают домашних заданий, Португалию - добившейся наибольшего успеха в борьбе с наркоманией потому, что там не существует уголовной ответственности для наркоманов, а Тунис и Исландию - странами с самой прогрессивной демократией потому, что там очень высокий процент женщин в политике, граница между художественным преувеличением и тщательно впариваемым зрителю фуфлом потихоньку начинает стираться.
Кстати, о женщинах в политике - практически дублирующие друг друга новеллы про то, что качество политики прямо пропорционально роли женщины в ней, наводит на вполне конкретные подозрения: Мур и раньше критиковал американскую политику весьма избирательно, - кто-нибудь помнит хоть один фильм Мура с критикой Демпартии?... - а в сегодняшнем контексте "Куда бы ещё вторгнуться?" выглядит этаким предвыборным роликом Хиллари. Грустно, если Мур этого не понимает, но гораздо грустнее, если идёт на это сознательно.
Если бы Мур снимал художественные киноленты, то любой гротеск, любая гипербола, любой фантазийный полет мысли талантливого автора были бы оправданы и уместны. Но Мур позиционирует себя как документалист-правдоруб, и поэтому с первой же новеллы об Италии, где нам некая семья итальянских рабочих рассказывает о законных 80 днях оплачиваемого отпуска, государственной компенсации расходов на свадьбу и показывает отпускные фотки с Мальдив и Сейшел, перестаешь понимать, где публицистическая правда переходит в публицистическое же преувеличение. Обязательно расскажу своим итальянским друзьям, мыкающимся не первый год без работы, работающим за гроши и обреченным всю жизнь выплачивать кабальные кредиты, что они совершенно напрасно ходят на миллионные демонстрации за свои социальные права, - видимо, этим лохам просто никто не рассказал, что у них ежегодно 80-дневный отпуск плюс праздники. Особенно запредельно смотрятся интервью с боссами итальянских кампаний, взахлёб рассказывающими на муровскую камеру о выдающейся роли профсоюзов и о том, как они, хозяева предприятий, в лепёшку разбиваются, чтобы профсоюзы блюли интересы работников.
Слюняво-восторженный рассказ о выдающихся социальных завоеваниях европейских стран в противовес насквозь асоциальным и людоедским Штатам выглядит особенно странно именно сегодня, в дни тяжелейшего кризиса Евросоюза и всей европейской архитектуры в целом. Даже если Мур обращается исключительно к соотечественникам, которых нужно убедить в том, что они живут неправильно и в неправильном месте, то лобовая и примитивная идеализация реальных и мнимых "достижений" Старого Света может сыграть с неискушенным и доверчивым зрителем злую шутку, как любой обман и любая манипуляция.
Мура на Родине принято называть леваком, но левачество его и здесь ограничивается лишь разгромной критикой республиканцев, в конечном счете превращающей талантливого публициста в ангажированный рупор одной из групп американского истеблишмента.
Настойчиво продвигаемый режиссёром тезис, что Соединённые Штаты - худшее место на Земле, безусловно, имеет право на существование. Однако бороться с одними лживыми стереотипами путем нагромождения других лживых стереотипов, на мой взгляд, путь не самый благородный, хотя и крайне привлекательный в своей прямолинейной и доступной простоте.
|
Рейтинг: 3.85, Голосов: 13
|
|
|