12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти началась первая в истории встреча предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической церквей.
Вероятно, от этой без всяких кавычек исторической встречи можно было ждать большего. Но чуда не произошло, два пожилых клирика мирно побеседовали в вип-зоне аэропорта, подписали совместное коммюнике и разъехались по своим делам. Может еще на тысячу лет...
Совместное заявление пап поражает своей велеречивостью, пустотой и какой-то внутренней немощью. Ничего общего с лаконичностью Нового завета, директивностью апостольских посланий и глубиной святоотеческих писаний, к которым по делу и без дела адресуется этот документ, по объему сравнимый с Апокалипсисом, а по содержанию с передовицей "Комсомольской правды".
"По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории."
С таким же успехом можно воздать благодарность авиакомпании "Алиталия" и администрации аэропорта за предоставленные кресла.
С полным текстом можно ознакомиться на сайте патриархии.
Я лишь отмечу немногое, за что зацепился взгляд.
"Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен."
Никаких эсхатологический ожиданий, никаких отсылок к "последним временам". Вполне диалектическая мысль о необходиомсти позиционировании церкви в эпоху глобальных перемен. Но при чем тут вера в бога?
"Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия."
К крестовому походу что ли призывают? Поскольку у международного сообщества нет иных способов воздействия, кроме ракетно-бомбовых ударов, надо понимать, предалагется все же координировать во Христе действия ВВС НАТО и ВКС РФ? Звучит конструктивно, поскольку отсутствие такой координации во время 4-го Крестового похода привело к падению Константинополя и окончательному церковному расколу. Но почему об этом надо говорить в безопасной Гаване, куда обоим епископам очень далеко добираться, а не по предложению Эдуарда Лимонова - в Сирии, в тех самых библейских местах, где льется кровь и существует реальная угроза крушения всего миропорядка. В двух часах лёта от резиденций обоих первосвященников.
Ну и, естественно, пара дежурных проклятий советской власти: "...мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений."
Теперь, видимо, наступило благолепие. И в странах, скинувших с себя атеистические режимы, разом упала рождаемость, выросла смертность, население сократилось на миллионы человек - видать, идет процесс непосредственного приближения населения к богу. В смысле "отдать богу душу".
"В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни."
О как! Это уже выпад в том числе и против конституции РФ, где черным по белому сказано: Россия - светское государство. Ну и против конституций большинства европейских стран тоже. Дескать, встречаемся-то в аэропорту, но прогресс понимаем по-прежнему, в традициях раннего средневековья.
Трогательно звучат поучения двух монахов о проблемах семьи и брака: "Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания."
Ну про "иные формы сожительства" актуально - тут уравниваются однополые семьи с людьми, просто живущими в гражданском браке. Ну и полигамные семьи тоже, конечно, не одобряются, хотя чуть выше призывают уважать традиции иных конфессий. Ну а если человек в бога не верит, что мешает ему жить с двумя бабами, ежели силы позволяют и никто не против? Чем его право на это хуже, чем право на церковный брак? Но ежели ты такой уверенный в себе поп, скажи, что плевал ты на буржуазное право, и кроме божьего завета ничем другим руководствоваться не намерен! Я был бы не согласен, но уважал бы. А так... Особенно на фоне педерастических историй католических и не только священиков.
Выпад против абортов: "Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет." Это традиционно, тут никуда не деться. В ряде католических стран аборты запрещены до сих пор, и надо понимать, дай волю патриархии, запретят и в России. Но если не запретят, то тоже ничего страшного, патриархия переживет...
Слова против эвтаназии тоже понятны. И в них тоже нет ни грана апостольской силы: "Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом." Ну и что? Что с того-то? Почему эвтаназия - "так называемая"? Если ты христианский поп, то скажи прямо - убийство грех, и церковь никогда с этим не согласится! А выходит, что согласится, хотя и без особой охоты.
"Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца."
Ну напомнили, спасибо. Заодно поделились бы замыслами Творца. Желательно с указанием источников. То, что церковь с большой настороженностью (мягко сказано) относится к прогрессу, известно давно. Правда, Джордано Бруно недавно, кажется, оправдали, а вот граф Толстой так и ходит до сих пор под анафемой. И все же интересно, церковь и сегодня готова указывать, какие из биомедицинских технологий согласуются в "замыслами Творца", а какие не очень? Так за полторы тысячи лет с сожжения Александрийской библиотеки ничего особо не изменилось?
А финальный аккорд просто поражает: "Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!"
О чем это они, а?
|
|