Несмотря на то, что значительная часть еврейского населения Израиля ненавидит арабов - окружающая палестинская арабская культура всё более и более оказывает влияние на израильское общество. Ещё задолго до создания Израиля приезжавшие в Палестину евреи по прибытии в Яффский или любой другой порт Палестины почти сразу попадали в мир арабского востока, с его запахами, красками, музыкой. Еврей, будь то в годы Османской империи, будь то в годы Британского Мандата или уже после основания Израиля, прибыв на эту землю, начинал питаться блюдами местной кухни.
В рацион его питания начали входить фалафель, шуарма, хумус, тхина, лабанэ (вид мажущегося творога), пита (вид арабской лепёшки); специи и приправы сезам, кунжут, ариса, шуг и другие. Всеэти блюда и специи относятся к арабской кухне. Происхождение части из них в Египте, Йемене и Северной Африке. Происхождени другой части, на восточном побережье Средиземного моря - то есть Палестина, Ливан, Сирия, Иордания (находящаяся в этом же регионе, хотя и не имеет выхода к Средиземному морю). А в последние несколько лет в Израиле наблюдается настоящий бум, в области открытия ресторанов арабской кухни.
Такие рестораны открывают как арабы, так и евреи. В городе Беэр-Шева, где я живу, в последние год-два было открыто в районе десятка арабских ресторанов, которые держат как местные бедуины, так и арабы с севера страны, поселившиеся в областном центре Нэгева. Кроме того, рестораны принадлежащие арабам открываются и в центральной части таких городов как Тель-Авив.
Но самое главное, что фактически с момента создания государства тысячи евреев пооткрывали кафе, продающие хумус, тхину, фалафель и шуарму. Эти блюда стали наиболее распространёной частью рациона израильтян - как ашкеназов, так и выходцев из восточных стран. Сегодня, после промежутка длиной в несколько десятилетий мы вновь становимся свидетелями расцвета музыкальной и поэтической культуры евреев из восточных стран. Сегодня всё больше и больше евреев, приехавших в Палестину, скажем, из Марокко или Сирии, не стесняются своей национальной культуры из-за её схожести с арабской. Сегодня даже есть немало случаев, когда многие восточные евреи, живущие в Израиле второе-третье поколение, вдруг, начинают учить арабский и интересоваться культурой своих отцов и дедов. Вот такой занимательный пример.
Несколько лет назад, уступив давлению широкой общественности, сефардский раввин Овадия Иосэф - в своё время главный сефардский раввин Израиля - издал указ, не только разрешающий, но и рекомендующий прокручивать в сефардских синагогах на территории Израиля песни в исполнении известной египетской певицы Ум-Культум. Несмотря на продолжающееся вот уже более сотни лет противостояние между евреями и арабами, живущими на земле Палестины, еврейское население этой земли - в полный разрез с целями сионизма - подпадает под всё большее влияние палестинской культуры. Это даёт надежду, что сближение между евреями и окружающей их палестинской культурой в конечном итоге приведёт к сближению и в отношениях на личном уровне.
Всё больше и больше - как арабов, так и евреев - начинают отчётливо понимать, что эта земля стала их общим домом, с обоюдным влиянием культур. Поэтому не далёк тот день, когда на земле Палестины будет создано единое и равноправное государство, которое положит конец никому не нужному и кровопролитному конфликту, вот уже много десятилетий раздирающему эту землю.
При этом под влиянием сионистской пропаганды значительный процент израильтян всё ещё продолжает ненавидеть арабов. Самое интересное это то, что многие евреи, живущие в Израиле, считают тот же фалафель - национальным блюдом евреев. Они даже не догадываются, что фалафель был изобретён арабами - жителями Египта. Они даже не пытаются понять, что тот же хумус был изобретён одновременно в Египте и Сирии. Но со всеми попытками сионистов и арабских провокаторов типа аль-Каиды поссорить евреев с арабами-жителями Палестины - можно смело констатировать, что сионистская доктрина по созданию нового еврея, оторванного от окружающего мира, потерпела полное фиаско.
|
|