Накануне новогодних праздников декоммунизация на Украине приобрела новое и для кого-то, возможно, неожиданное измерение. На этот раз она развернулась против такого вредоносного наследия «тоталитарного советского режима», как… Дед Мороз и Снегурочка.
На самом деле эта кампания имеет свою предысторию. Ещё задолго до «евромайдана», три года назад, в Киеве силами «общественных активистов» была проведена акция по «повешению Деда Мороза и Снегурочки». Их чучела вывесили на одном из киевских мостов с разъясняющим плакатом: «Они хотели заменить нам святого Николая». Деда Мороза и Снегурочку организаторы тогдашней акции называли «выкидышем советского богопротивного режима». В общем, доля правды в этом была: Дед Мороз со Снегурочкой стали совместно поздравлять детей с Новым годом именно в советское время, а до революции 1917 года подарки детям по всей Российской империи дарил обычно «Рождественский Дед», а не «Дед Мороз».
Но после победы «евромайдана» борьба с Дедом Морозом и Снегурочкой впервые из разряда «общественной инициативы» стала превращаться в государственную кампанию. Одной из «первых ласточек» стала инициатива управления образования и науки горсовета Ивано-Франковска. В горсовете поддержали «родительскую общественность», которая предложила не приглашать Деда Мороза и Снегурочку на новогодние праздники в школы и детские сады «в рамках декоммунизации страны». Родители назвали Деда Мороза и Снегурочку неуместными «пережитками старой системы» и отметили, что на Украине есть Святой Николай и Рождество Христово.
Затем в дело включилось уже и Министерство культуры. Сотрудник образовательно-культурного центра «Дывосвит» Наталья Сокольчук написала на своей странице в Facebook: «Минкультуры [Украины] довело до вашего сведения, что на новогодних мероприятиях для детей не должно быть никаких деда Мороза и Снегурочки. Должен быть только Святой Николай. Вместо Николая можно, чтобы детей развлекал Санта Клаус, а вместо Снегурочки — Зима или Зимушка».
И вот теперь к кампании против Деда Мороза присоединилась… патрульная полиция Украины. На своей страничке в Твиттере полиция поместила картинку, где полицейский довольно «жёстко» арестовывает Деда Мороза, заламывает ему руки за спину и надевает наручники, и в то же время радостно улыбается и приветствует взмахом руки идущего мимо святого Николая. «С Днём святого Николая! — говорится в полицейском поздравлении. — Пусть у всех нас будет больше доброты в сердцах. С праздником!».
Из комментариев: «Святой Миколай — наше — Украинское! Дед Мороз — совковая фантазия — был придуман на замену Св. Миколаю, когда в 30-х годах XX столетия коммунисты разрушали церкви и расстреливали священников».
«Почему коп пакует Санту?»
«Коп в доле со св. Миколаем и прибирает конкурента, Деда Мороза».
«Это ж на вас выродков карикатура, вы даже деда Мороза и Санта Клауса будете ломать, аваковское быдло».
Следует заметить, что в бывшем СССР это не первые попытки упразднить введённую при советской власти традицию празднования Нового года с участием Деда Мороза и Снегурочки. В канун нового 2012 года в Душанбе (Таджикистан) толпа из трёх десятков людей убила молодого человека, нарядившегося в костюм Деда Мороза, чтобы поздравить своих близких. Нанося удары ножом 24-летнему Парвизу Давлатбекову около подъезда его дома, убийцы кричали: «Ту — кофири!» («Ты — неверный!»). Днём ранее глава Совета улемов Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода заявил, что украшение ёлки, танцы и игры вокруг неё «являются чуждыми культуре таджиков и противоречит законам ислама».
Ну, на Украине до такого «сантацида» пока не дошло (хотелось бы надеяться, что и не дойдёт), но тенденции («мяч» стремительно переходит от общественности к Минкультуры и далее к полиции) довольно зловещие и пугающие.
Кстати, весьма любопытный исторический комментарий к «борьбе с Дедом Морозом» разместил на своей страничке украинский политолог Алексей Блюминов:
«Когда читаешь подобные сообщения, есть соблазн провести параллель с китайской культурной революцией 1966-1976 годов. Однако такое сравнение, при всей его «красивости», будет в корне неверным и поспешным… Как и сравнение… с комсомольцами 30-х. Дело в том, что при кажущейся внешней схожести методов, то что происходит сейчас на Украине и китайская культурная революция — это два разнонаправленных процесса с диаметрально противоположным внутренним содержанием и вектором.
Китайская культурная революция была попыткой насильственно «подстегнуть» модернизацию и европеизацию страны, и ее острие было направлено против «ветхой» традиционной китайской культуры, против феодальных нравов и порядков, опутывавших средневековыми путами и предрассудками молодое китайское общество. При всех насилиях это была попытка пинками и подзатыльниками ускорить движение страны из 18-го в 20-й век, к его культурным и социальным достижениям.
Украинская же «культурная контрреволюция» направлена на сознательную архаизацию индустриальной и культурно развитой европейской страны, ещё недавно гордившейся своим передовым образованием, наукой и социальными достижениями.
Теперь же эту страну пинками загоняют обратно даже не в 19-й а кое-где прямиком в 17-й век, с чисто феодальными нравами и религиозным мракобесием, отрицающим и перечеркивающим пройденный страной многовековой путь просвещения и секулярного развития. В стране «Южмаша», Турбоатома, «Антонова» и ДнепроГЭСа теперь молятся на мироточащие стеклопакеты, проводят обряды изгнания из школ «языческих» веников и борются с таким наследием светской советской культуры, как Дед Мороз.
Так что если уж искать в нашей истории аналог китайской культурной революции, то это — петровские реформы. А то, что сейчас происходит на Украине — это, скорее из истории межвоенной Германии, когда страна Шиллера и Гёте за считанные годы вернулась к доисторическим «корням». Попутно потеряв по дороге гуманизм и человеческий облик.»
|
|