Подняв прогрессивную общественность по тревоге, мы всё же наведались туда, откуда раздавался тревожный перезвон. Докладываю обстановку.
Начнём с главного: музей с половинчатым названием «Пресня» остаётся на карте Москвы и на карте истории России (и не только, поскольку – музей всесоюзного значения и из республик на экскурсии приезжают автобусами). Да, сейчас он выглядит разорённым, но коллектив его с печальными, слегка напуганными глазами – на месте ежедневно. Домик-штаб РСДРП(б) 1917-го года светится окнами строго по расписанию, экспозиция в нём пока не тронута, однако – лиха беда начало…
Мы провели общественную, коммунистическую инспекцию. Потому что – и это должны помнить все, от работников музея до мало им интересующегося обывателя-россиянина, - вся экспозиция построенного и сформированного как единый объект музея, есть собственность государственная, сиречь наша. Вот это – наше, не олигархов, не Мединского, не Сечина или Миллера, как нефть или газ. Это – как раз наше, и нашего не отдадим! Пусть и не социалистическая это собственность по нынешнему статусу – но спрос за сохранность её может вести каждый гражданин РФ (и СНГ, кстати – повторюсь, музей строился в 1982-м как всесоюзный).
Что означает жовто-блакитный окрас рабочих лесов - гадайте сами, такой сатиры самой действительности, без додумок и гипербол, я даже от украинца Мединского не ожидал, а ведь и рабочие могут оказаться украинцами по чистому совпадению...
Что уже изменилось – и изменилось не к лучшему. На удивление вместительный для столь изящного поздне-конструктивизма, шуб на двести гардероб в подвале, занимавший почти всё пространство, - вытеснен вправо и отчаянно сокращён. Что отражает ожидания современной посещаемости, человечков тридцать теперь максимум может зимой раздеться.
Территория, где раньше начинался гардероб, отделена глухой стеной и дверью. Может быть, там расположатся ремонтные мастерские, зданию действительно остро необходим ремонт. На тыльной стене, противоположной входу – грибок, а это серьёзно, и картины-подлинники при живом грибке держать рядом нельзя (на втором этаже они висели, где самый мшистый грибок). Именно это, видимо, и объясняет по-настоящему такую спешную эвакуацию картин, а с ними и всей экспозиции.
Что изменилось (в 2014-м) - и изменилось к лучшему (а я и не знал, поскольку именно там и тогда не бывал). Диорама, посвящённая декабрьскому вооружённому восстанию, улучшена по сравнению с нулевыми, когда её включали только посмотреть – с минимальной подсветкой, без звука. Улучшена кардинально – к ней добавлен большой сенсорный экран и как бы «вторая серия».
«Первую серию» читает Михаил Ульянов, стереофония прекрасная, эффект не только «звук вокруг», но и «бой вокруг» имеет место быть. Этого никуда не унесут, уже не испортят, а это – для подрастающих поколений самое главное. Сюда надо и будем водить не только пионерию, дружественную московским коммунистам (разных партий, увы, но пред ними все равны в долге коммунистического воспитания), но и подшефные школы, как завещал товарищ Ленин.
Диорама – это то, с чего надо начинать экскурсию, так как все подробности быта тех, кто сражался на баррикадах, это всё становится интересно только после того, как силой мысли – как бы сдвигаешь, оживляешь эти застывшие фигуры с шестиметровой баррикады возле нынешнего зоопарка (тогда – зоосада) в направлении семёновцев, когда словно в лёд, которым скрепляли баррикады (вычитал в романе «Москва в огне» большевика П.Бляхина), вливаешься своими ощущениями. Как нелегко поддавались глыбы классов и всей Истории – под натиском революционного пролетариата! Но он в 1917-м, с третьей попытки уже пересилил лишившихся царя буржуев (Февраль ведь тоже без вооружённого рабочего класса был бы невозможен).
«Вторая серия» - как бы связывает эпохи, показывает, что на месте чего выросло архитектурно, и напоминает, что как в 1905-м проиграли мы, так в 1991-м проиграли мы же, здесь же, и не на 12 лет... Ориентация строго по церквям, и лишь одно уважительное упоминание обсерватории Штернберга – ну, в церковщинку и покаянность, конечно же, сманивает.
Вообще музей напомнил мне тот кинотеатр «Октябрь» на Калининском проспекте, каким он был изначально, и где нас принимали в октябрят и в пионеры, сопровождая приём потом «Неуловимыми». Широта, простор площадей (как обещанное светлое будущее), без коммерческой сметки за метр, удобство для просмотра, просчитанность будущих впечатлений – вот то бесценное, что оставили инженеры наших дух, рядовые работники Эпохи.
Из домика-штаба, правда, уже вывезена одна, наиболее, как мне кажется, героическая картина (этот же вот, что выше, подлинник Пименова пока на месте) – Москва в дни войны, вид как раз из Музея революции, вид на Настасьинский переулок через улицу Горького. Если бы я не знал значения слова «перемога», а вкладывал сугубо лично-интуитивное, я бы её назвал так. Это тыл, но московский, немного просвечивающий будущим шестидесятническим, лиризм даже под небесами, в которые ещё залетают «мессеры» - вот это сила, это Победа… её- то и не увидел, впрочем, на то воля, увы, Музея революции, временно разыменованного в «Музей современной истории России».
Что поделаешь, приходится так, в аварийном порядке производить визуальную «опись». Причём, ведь этим - помогаешь работникам музея не просто сохранить свои рабочие места, а может, и приумножить!.. (Что поделаешь - работники хорошие, рачительные, но вот политика Минкульта-то идёт в русле "примирения и согласия", а то и просто забвения и запрета социализма на всех фронтах). И лишь музеи под вихрями социального регресса, закалённые в 1980-х стояли утёсами укора - от имени тех, кто жизней не жалел, чтобы тязить общество вперёд, к коммунизму. Ведь кому лет через пять будет интересна вся эта реставрационно-монархическая баланда времён Мигалкова-Мединского, которой кормят дорогих россиян с ТВ в таком обилии, что музеи ею забивать уже явные моветон? А вот за Историей, которую вершат не чинуши, а массы - будут ходить непременно.
Справедливости ради, надо заметить, что экспозиции "Пресни" и прежде менялись, дополнялись – возле полуэтажика, что занимал август-1991-й (есть и это событие в нашей истории, как ни прячься) тоже появлялись новые стенды. По-хорошему, на мой взгляд, тенденциозные. Например, возле счастливых морд Гайдара сотоварищи после пирровой победы белодомцев – дана была коллекция денег, которые в 1990-х визуально тоже девальвировались, нули росли, и вот как раз одну такую купюру я и хотел подарить музею от домашних щедрот, и не только её. Увы, этот стенд нынче выглядит вот так и есть подозрение, что в прежнем критикующем реформаторов виде он не вернётся – уж если Минкульт, а значит царепоклонник Мединский взялся за дело.
Картинки, а точнее витринки из быта ткачих и рабочих, и соответственно, подпольщиков 1905-1917 – были скромны. Однако заново отпечатанный великолепный набор лозунгов тогдашней разношёрстной оппозиции – вот это гордость музея. Если их не вернут, тут вот будем требовать. Что здесь можно, как выяснил экс-сотрудник музея тов. Будрайтскис – «нормализовать», пока неясно. Но ведь нормализовали же Музей революции. Убрали оттуда троллейбус, вернули броневик, однако осадочек-то остался…
Сказать, что экспозиция 2-го этажа была богата – значит, всё же преувеличить. Её можно и нужно дополнять – правда, если попробуют дополнять «благолепием царизма», это будет только самообличение.
Музей – это дом Истории, это возможность, пусть и слабая, выправлять судьбы современников в соответствии с революционными заветами. Красное знамя в силах подхватить немногие – для этого нужны знания, много знаний, и не меньше умений… Но мы подчёркиваем – музей, строившийся как «Красная Пресня» триколорным стать не должен.
Без зла, а наоборот – с заботливостью, с желанием оказать помощь экспонатами и экскурсионно, мы продолжаем следить за развитием событий внутри музея, внутри Минкульта и внутри общества российского. Тенденции негативные, на наш взгляд, есть – понятно, сувенирчики продают все, но вот предлагать в качестве «кусочка истории» после просмотра этой экспозиции умильную мордашку Николая Кровавого – стоит ли? Тут либо подсказка, что будет, либо же просто (надеемся, это) некоторая скудность эрудиции. В Москве достаточно мест (а хотя бы и церквей, которые во «второй серии» диорамы столь живописуются), где магнитики с Николя будут к селу и к городу. А вот именно здесь хладнокровно расстрелявшему из питерских винтовок тысячи рабочих-москвичей в 1905-м – не место. В Ельцин-центр его лучше, в Свердловск, там теперь и улица Царская, и церковь «на крови невинноубиенныхъ», и как-то роднее ему там, в общем…
Возобновление работы музея после "реэкспозиции" - ожидается к 23-му февраля 2016-го. Что ж, вот прямо с митинга, со знамёнами и красными намороженными щеками и придём... Кстати, зная традиции анархистов тоже читать тут импровизированные лекции в дни революционных дат - не удивимся, если к нам кто-то присоединится.
Убеждение моё неизменно: власти с того самого 1991-го, с благословения частной собственности переформатировать общественную жизнь, во всех своих институциях, включая и культурные, воровали и продолжают воровать - причём, воруют фактуру, доказательную базу Истории. И только при пристальном внимании общества, у которого уже украли его богатства недр, братские республики, бесплатные образование и медицину, лишь при таком неусыпно-небезразличном отношении - можно надеяться на прогрессивное будущее и сохранность музейного фонда.
А будешь как обыватель спать - украдут не только твою кровать, но и кровать ткачихи Трёхгорки...
Фото Евгении Спасской
Материалы по теме:
Красная лента - в знак солидарности с музеем "Красная Пресня"
Верните экспонаты "Пресне"! Открытое письмо министру-ревизионисту Мединскому
|
|